2
4215
Газета Идеи и люди Печатная версия

02.09.2019 16:16:00

Противоречит ли воцерковленность гуманистическим ценностям?

Польский консерватизм и современная Европа

Александр Ципко

Об авторе: Александр Сергеевич Ципко – доктор философских наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН.

Тэги: пнр, польша, консерватизм, воцерковленность, католичество, европейский либерализм, ценности, национализм, мнение


пнр, польша, консерватизм, воцерковленность, католичество, европейский либерализм, ценности, национализм, мнение С забастовок «Солидарности» началось возвращение Польши в Европу. Фото с сайта www.ecs.gda.pl

Я прочитал статью Виктора Ерофеева, написанную в связи с выходом новой книги его друга Адама Михника «Слово о польской чести и другие эссе» (см. «Новую газету» от 31.07.19) несколько дней спустя после ее публикации, когда вернулся из командировки в Варшаву. Это дает мне возможность сравнить свое видение нынешней Польши с представлениями Виктора Ерофеева о препятствиях, которые якобы стоят на пути окончательного возвращения бывшей ПНР в Европу. 

Я согласен с Ерофеевым, что в нынешнем польском патриотизме много общего с нашим – крымнашевским – патриотизмом. Но, на мой взгляд, моральное качество этих квасных патриотизмов существенно различается. Поляки не смогли бы, как наши патриоты, соединить свою веру с любовью к убийце Сталину.

В оценке сути и перспектив нынешнего польского национал-популизма или сверхконсерватизма мы с Ерофеевым расходимся. Расходимся, ибо по-разному трактуем суть европейскости. Я исхожу из того, что в основе европейского либерализма и гуманизма лежит христианство, а Виктор Ерофеев, напротив, считает, что воцерковленность многих поляков стала препятствием на пути окончательного возвращения бывшей ПНР в Европу. 

Мы с Ерофеевым, с которым я общаюсь, правда нечасто, уже ровно 30 лет, несем в своем сознании различные идеологемы, различные системы ценностей. Я исповедую традиционный русский либеральный консерватизм, просвещенный патриотизм основателей русской религиозной философии начала ХХ века. Виктор Ерофеев, как видно из текста его статьи, представляет постсоветский левый либерализм. Поэтому не случайно мы в 1970-е погружались в совершенно разные Польши. 

Я был приглашен на работу в Польскую академию наук близким другом папы Римского Иоанна Павла II профессором Яном Щипаньским. В Институте философии и социологии, где я работал, я общался с близкими ему по мировоззрению учеными, к примеру с ветераном Армии крайовой профессором Тадеушем Плужанским, руководителем Клуба католической интеллигенции философом Анджеем Веловейским и другими. Эти люди были близки мне, потому что несли в своей душе то, что редко бывает в России: сочетание ценностей свободы с уважением к национальным ценностям – ценности государства, национальной религии, национальным традициям. Они видели свою задачу в том, чтобы уберечь Польшу от подлинной коммунизации, чтобы она не стала похожей на СССР, сохранить все то, на чем держится традиционная польскость, прежде всего польское свободомыслие. 

Я привлек внимание этих поляков тем, что обладал способностью, используя марксистский язык, обнажать изначальную утопичность марксистского учения о коммунизме. Среди названных ученых не было ни одного убежденного марксиста. Да, такая мудрость: сохранять и ждать, когда появится возможность сбросить с их любимой Польши навязанный ей Сталиным коммунистический сюртук. Коллеги-ученые понимали, что чудо освобождения Польши произойдет только тогда, когда произойдут перемены в самом СССР, что свобода придет только с Востока. Никто из них не хотел повторения Варшавского восстания 1 августа 1944 года, гибели во имя невозможного. 

Правда, среди молодого поколения польской интеллигенции во времена «Солидарности», особенно зимой 1980/81 годa, были те, кто очень хотел, чтобы Брежнев ввел войска в Польшу, чтобы пролилась кровь и началось бы вооруженное сопротивление поляков. Но оказались правы польские интеллектуалы, которые меня опекали. Польша вернулась в Европу только благодаря перестройке Михаила Горбачева. Не было бы перестройки Горбачева, Адам Михник так бы и остался революционером-подпольщиком и никогда бы не стал организатором Круглого стола, приведшего уже в июне 1989 года к освобождению Польши от коммунизма. Для этого было достаточно, чтобы традиционная союзница правящей ПОРП Крестьянская партия перебежала к оппозиционной «Солидарности». Все в строгом соответствии со старой Конституцией коммунистической Польши.

Виктор Ерофеев пишет, что, оказавшись в Польше по семейным причинам, подружился с героем-подпольщиком Адамом Михником, который действительно начинал свою борьбу за освобождение Польши с улицы. Отсюда и неприятие Адамом Михником ультраконсерватизма пришедшей к власти партии Ярослава Качиньского «Закон и справедливость». Отсюда и убеждение Ерофеева, что консерватизм нынешней польской власти стал препятствием на пути окончательного возвращения Польши в Европу. Как теперь мне становится понятно, я и Виктор Ерофеев, живя в Польше, растлевали свои советские души совершенно различными «польскостями». Отсюда, наверное, и наше различное отношение к тем угрозам духовному здоровью поляков, которые, с точки зрения Ерофеева, несет в себе ультраконсерватизм нынешней власти. 

Я восстаю против убеждения и Адама Михника, и Виктора Ерофеева в том, что воцерковленность многих поляков до сих пор мешает им прийти в Европу. Я был крещен мамой еще в начале 1942 года в оккупированной румынами Одессе, через несколько месяцев после рождения. Воцерковленным в точном смысле этого слова я стал в румынской Трансильвании, куда меня занесла судьба вместе с родителями в 1947 году. Бог был мне близок уже в этом возрасте, он приходил ко мне в трудные минуты моей жизни в чужой стране. И это правда, Бог всегда рядом с нами, но многие этого не видят. При всех недостатках моей биографии я очень выиграл в жизни от того, что в детстве стал воцерковленным православным мальчиком, пронес через всю жизнь душевное ощущение Бога, которое возникло у меня в детстве. 

Я как человек сформировался в самом центре Европы. В детстве моими друзьями были венгры и даже итальянцы. Но моя исходная европейскость связана и с традиционным одесским самосознанием. В своей душе я не нахожу ничего, что говорило бы: мое ощущение существования Бога мешало мне уважать европейские ценности гуманизма, отрицать золотое правило Библии и т.д.

Я не могу понять, почему многие представители нашей интеллигенции считают, что воцерковленность, вера в Бога, знание Библии мешает человеку погрузиться в универсальные гуманистические ценности Европы. Не может христианство противостоять универсальным ценностям Европы, ценностям свободы, ибо, как показал Федор Достоевский, именно идея свободы выбора, идея личной ответственности за сделанный выбор лежит в основе христианства. И беда русского православия состоит в том, что в нем, как показал тот же Бердяев, осталось многое от аскетического православия Византии. У нас мало любви к человеку, мало ценится жизнь на грешной земле. Константин Леонтьев обвинил Достоевского в симпатиях к католицизму за то, что тот связал христианство с любовью к ближнему. 

Беда нынешних поляков не в католической вере, а в вере в особый польский путь, которой они изменяют сути христианства. Сакрализация подвига участников Варшавского восстания 1 августа 1944 года почему-то ведет к забвению сути европейского гуманизма. У них, как и у нас, получается, что смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы пополнить пантеон национальных героев.

Мне, человеку, прожившему долгую жизнь, представляется, что жажда сделать другому человеку добро зависит не от национальности и не от религиозной конфессии, а от особенности души, данной тебе Богом. Немец Гитлер олицетворяет самое страшное зло в истории человечества. А мне, русскому мальчику, спасла жизнь немка, фрау Цандер, которая взяла меня, туберкулезника, у мамы осенью 1948 года к себе домой и вылечила, выкормила. У нее муж и единственный сын погибли на Восточном фронте. Я не знаю, была она протестанткой или католичкой, но образ Христа был у нее в комнате, где она спала вместе со мной. Так что жизнь отбрасывает все схемы Виктора Ерофеева, согласно которым акцент на религиозном, на национальном противоречит исходным европейским ценностям.

Но я согласен с Ерофеевым, что в характерном для нынешней Польши забвении всего того, что позволило ей начать бархатные революции 1989 года в Восточной Европе, освободиться от власти ПОРП, есть нечто морально ущербное. Я был в конце июля – начале августа в Варшаве всего несколько дней. В связи с приближением 75-летия Варшавского восстания 1 августа 1944 года историческая тематика заполонила экраны государственного телевидения. Из речи президента Анджея Дуды во время перезахоронения на кладбище ветеранов Армии крайовой останков героя восстания капитана Белоуса (он в 1947 году эмигрировал из Польши и в 1990 году умер в Аргентине) стало ясно, что правящая партия «Право и справедливость» выводит свою легитимность напрямую из героики Варшавского восстания 1944 года. Современная Польша, говорил президент Дуда, воплотила в жизнь мечту восставших о свободной, подлинно независимой Польше. Но при этом, что вызвало у меня удивление, и в речи Дуды, и во всех передачах на телевидении, посвященных истории Польши, ничего не говорится об отличиях польского коммунистического тоталитаризма от кровавого тоталитаризма Ракоши в Венгрии, о том, что коммунисты Польши пощадили и своих противников – Армию крайову, восставшую против них, сохранили церкви и национальные святыни, крестьянина-частника, интеллигенцию. К примеру, воинствующий антикоммунист, сын упомянутого ветерана Армии крайовой Тадеуша Плужаньского, рассказывает на телевидении различного рода небылицы о преследованиях отца при власти коммунистов. Но на самом деле Тадеуш Плужаньский, несмотря на свое антикоммунистическое прошлое, стал студентом университета, получил профессорское звание, стал известным в стране интеллектуалом. Профессор Плужаньский, с которым я был в добрых отношениях, пользовался огромным моральным авторитетом именно потому, что он был в АК. Это говорит о том, что уже во второй половине 1970-х, когда я был коллегой Тадеуша Плужаньского, от социализма в Польше мало что осталось.

На мой взгляд, у каждого думающего поляка должно возникнуть много вопросов. Почему обреченное на поражение восстание 1 августа 1944 года, не принесшее победы, должно стать сердцевиной легитимности власти, а не Круглый стол весны 1989 года, возродивший многопартийную систему? Разве героизм Валенсы, Гвязды, всех организаторов забастовки рабочих на судоверфи имени Ленина в Гданьске в августе 1980 года меньше сделал для подлинной независимости Польши, о которой говорил в упомянутой речи президент Дуда, чем восстание 1 августа 1944 года?

Тут, на мой взгляд, очень много общего между нынешней крымнашевской Россией и Польшей Ярослава Качиньского. У молодой России, которая пользуется свободой, дарованной перестройкой, нет уважения к Горбачеву, к идеологам перестройки. Я уж не говорю об отношении к перестройке старшего и среднего поколения нынешних россиян.

Навязчивая сакрализация на всех каналах телевидения обреченного подвига восставших 1 августа 1944 года проводится путем нарочитого забвения вопроса о человеческой цене этого примера уникального мужества поляков. Что-то родное – «за ценой не постоим!». В ходе восстания, по оценкам польских историков, погибло от 15 тыс. до 18 тыс. бойцов Армии крайовой, 25 тыс. были ранены, в плен попали 17 тыс. Жертвы мирного населения составляют от 120 до 165 тыс. человек. Еще более 350 тыс. были отправлены в концлагеря.

Но к ценностям демократии, к достоинству личности, к так называемому польскому персонализму сохраняется уважение даже у тех поляков, кто делает сегодня акцент на польской самобытности. В Польше невозможно то, что стало сердцевиной мировоззрения крымнашевской России: противопоставление национального европейскому гуманизму и либерализму. Кстати, такого нарочитого отрицания либеральных ценностей, которое характерно для современной России, не было даже у нашего Ницше – Константина Леонтьева. Наши политики, критикующие ценности либерализма, не знают о его христианской природе. 

В Польше даже у самых ультраконсервативных националистов немыслимо то, что характерно для консерватизма Изборского клуба, который зовет во имя идеи российской державности к реабилитации опричнины Ивана Грозного, к оправданию откровенного тоталитаризма большевистской России, к оправданию убийства миллионов и миллионов невинных людей. Ультраконсерватизм партии «Закон и справедливость», который так не нравится Виктору Ерофееву, защищает прямо противоположное коммунизму – ценности религиозные, национальные традиции и чувства, свободу личности.

Национализм эксплуатирует национальное чувство, но, на мой взгляд, в научном анализе надо отличать понятие «национализм» от понятия «национальное чувство». Есть ли основания считать, что национальное чувство само по себе является препятствием на пути в современную Европу? При трактовке европейскости не только как свободы личности, но и как свободы от национальных и религиозных чувств, от эмоциональной привязанности к национальным традициям стирается разница между ценностями либерализма и марксизма. Суть марксизма не только в отрицании частной собственности, но и в отрицании всего, что с ней было связано, – религиозных и национальных чувств, даже семейного быта. 

На мой взгляд, недостаток суждения Виктора Ерофеева о подлинной и неподлинной европейскости состоит в том, что он не учитывает разницу между марксистскими и либеральными ценностями. Классический либерализм никак не был связан с идеей изначальной доброты человека. Творцы либерализма были верующими людьми, в основу своей идеологии равных возможностей они положили золотое правило Библии: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». У отцов либерализма не было отказа от христианской идеи греховности человека. Человек изначально добр, его портят внешние обстоятельства – это опять марксизм, основанный на учении Руссо о природе человека. 

И последнее, что, на мой взгляд, важно учитывать при определении места современной «ультраконсервативной Польши» в современной Европе. Во время моей работы с руководителем ПОРП Войцехом Ярузельским над его выступлениями в Москве, когда он приезжал к нам в ЦК КПСС на различного рода совещания, он учил меня, что в основе польской левизны лежит польский персонализм, характерное для поляков развитое чувство личности. Поэтому Ярузельский, который верил в утопию социализма с человеческим лицом, предпочитал в своих выступлениях в Москве во время перестройки говорить о ценностях польского персонализма. Наверное, Виктор Ерофеев и даже Адам Михник не знают, что политическое обоснование Круглого стола было сделано Ярузельским еще за два года до его зарождения. 

Когда я после защиты докторской диссертации в Варшаве приехал в Москву, я устоял перед великим соблазном. После доноса директора Института философии и социологии ПАН Ярошевского с обвинением в том, что я защищался под аплодисменты «Солидарности», мне отказали в нострификации польского диплома. Спустя несколько дней главный редактор журнала «Коммунист» Ричард Косолапов предложил мне выйти из трудной ситуации за счет написания положительной рецензии на книгу Трубникова (названия ее я уже не помню), где утверждалось, что за «Солидарностью» на самом деле стояло ЦРУ. Зная, как развивались события в Гданьске в августе 1980 года (по случайности я оказался там именно в начале забастовки на судоверфи), я отказался от этого заманчивого предложения. И до сих пор не жалею об этом. Я бы тогда предал не только моих коллег, ученых-поляков, которые уважали меня и ценили, но и самого себя.

Я убежден, нет никаких серьезных препятствий для прихода современной Польши в современную Европу, отстаивающую ценности свободы и человеческого достоинства. Нация, руководствующаяся христианской идеей морального равенства людей, несомненно, быстрее придет в Европу, чем нация, прошедшая 70-летнюю школу марксистского атеизма. И в этом, на мой взгляд, трагизм современной России. И в этом причина качественной разницы между судьбами нынешних поляков и нынешних русских.

И тут возникает не до конца исследованный вопрос: почему именно в России возникла власть, готовая во что бы то ни стало разрушить старую национальную Россию со всеми ее христианскими традициями, а польские коммунисты не столько строили социализм, сколько симулировали это строительство, стараясь сохранить старый уклад? Почему не составило особого труда разрушить старую христианскую Россию, а в Польше так и не появилось силы, желающей начать борьбу со всевластием Костела? В Польше было двоевластие: коммунистов и непререкаемого Костела. Бесконечная драма разделов Польши, боль от этих разделов сформировали полноценную польскую нацию. А русской нации при внешней успешности истории Российской империи так и не появилось к началу ХХ века.

Конечно, можно сказать: одно дело – 40-летний коммунистический эксперимент в Польше, а другое – 70-летний у нас. Но проблема не только в продолжительности, но и в том, как течет это время. У поляков, как видно из их истории, оно не может оторвать целиком новое от прошлого. А в России, как показал ХХ век, время не только отрывает новое от старого, но и бросает это новое в пучину волн неопределенности. Всему приходит конец. 

Конечно, придет конец и «долгой России Путина». Но никто у нас сегодня не может сказать, что придет вместо его самодержавия, что ждет Россию в будущем. Речь сегодня идет не столько о судьбе крымнашевской России и о судьбе самодержавия Путина, сколько о судьбе большевистского эксперимента, начатого в 1917 году и продолжающегося до сих пор. А Польша, по моему мнению, уже вернулась в Европу. Сегодня старый город Варшавы очень напоминает мне центр Брюсселя. Думаю, потому, что Польша никогда не порывала с Европой. Она не уходила из Европы, ибо как консервативная по духу страна сохранила характерную для Старой Европы воцерковленность, звон церковных колоколов, крестьянина-частника, традиции ремесленничества, гражданского самоуправления и польского свободолюбия, а также, что не менее важно, традиционную польскую кухню. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


dlz 17:50 03.09.2019

Лично я польский язык учил, и иногда читаю польские книжки. Правда, я предпочитаю литературу 18 века, написанную до польских разделов. Язык тогда был совсем другой, очень близкий по стилистике нашим Гоголю и Тургеневу. Современный польский - пролетарский, и в подметки не годится тому, настоящему польскому. Польша переживает свой путь. Содержание польских газет и интернета сильно отличается от того, что было еще 5-7 лет назад.

dlz 17:55 03.09.2019

Сейчас поляки в большинстве осуждают свою "особливость", они винят шляхту в своей вечной отсталости. Что они хотят в будущем? Неприезд Трампа и годовщина 1939 г. взорвали польское общество. В стране медленно, но уверенно растет про-российская колонна. Мне кажется, их там уже ~25 %. Я читал много комментариев, что Польшу освободили не американские танки, а русские Катюши. "Крымнаш" вызвал интересные дискуссии в стране. Лексическая близость польского языка к русскому -94 %. Надо искать сближения.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
233
В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

Дарья Гармоненко

Власти разрешили оппозиции напоследок показать слабость протестов

0
301
Мэр Варшавы попробует стать президентом Польши со второй попытки

Мэр Варшавы попробует стать президентом Польши со второй попытки

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Определились кандидаты на пост главы государства от двух главных политических сил

0
363
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
3029

Другие новости