Цель радикальной оппозиции – смещение власти любой ценой. Фото GettyImages
Россия переживает непростые времена. На международной арене обвинения РФ в ревизионизме и реваншизме со стороны части мирового сообщества, санкции и попытки изоляции. В экономике – новый застой, отставание темпов роста от общемировых, многолетнее с учетом инфляции снижение уровня благосостояния населения. На внутриполитическом фронте (все более фронте) – экономически и организационно не обеспеченные обещания, указы, ложная креативность, попытки зрелищами подменить другие компоненты бытия и сознания, непрофессионализм, равнодушие, безответственность властей. Подчеркиваем, сегодня во всем мире наблюдаются серьезные системные кризисные явления.
В этих условиях очевидны попытки если не «валить власть», то «попробовать на зуб» ее устойчивость, осадить «слишком сильное» государство, собрать широкую коалицию недовольных с прицелом на выборы, в том числе и проводя рекогносцировку под выборы 2024 года. С учетом того, что сама власть не столь монолитна и однородна, как это иногда полагают. Все это – при участии как внутренних, так и внешних сил, с самыми разными интересами и задачами. Оставим в стороне вопросы о «великой России и великой истории», патриотизме как национальной идее. Что нынешняя «движуха» может реально дать тем силам, которые в ней заинтересованы, участвуют в ней в качестве «организующей и направляющей» или как статисты, для кого это сродни увлекательной компьютерной игре, развлечению?
Именно нынешние российские власти являются тем незаменимым, а то и единственным амортизатором, прокладкой между самыми разными оппозиционными силами. У них резко отличные, непримиримые взгляды на пути дальнейшего развития России. И не будь этой прокладки, они неминуемо вцепятся друг в друга. А на фоне угрозы «либерального реванша» социал-консервативная оппозиция в решающий момент скорее вступит в союз с определенной частью нынешней власти, чем со сторонниками либерально-демократических преобразований. Так что не надо иллюзий по поводу объединенной оппозиции. Вот почему сейчас не может быть и речи о формировании некой общенационально-государственной идеологии: Россия слишком разная.
Сегодня оппозиция всех успокаивает, в том числе власти: мы не хотим ломать до основанья», только «подправить кое-что в консерватории», мы за контролируемый мягкий транзит власти. Однако в спокойную политическую реку 1990-х годов вряд ли удастся войти дважды. В условиях сильного недовольства и раздражения появляются шансы на совсем другое развитие событий. Покушаясь если не на власть, то на право ее «рихтовать», оппозиция может запустить разрушительный обвальный процесс, а в итоге – тотального противостояния «все против всех», центр против периферии, большинство, в том числе национальное, на местах – против меньшинства. А тут еще прилетевшие кибератаки, провоцирующие хаос в мегаполисах, их транспортную блокаду, проблемы с инфраструктурой, энергетикой, логистикой. Неизбежными будут конфликты между регионами, местностями – за ресурсы, воду, угодья, за все, расцветут партизанщина, махновщина, анархия. А еще разложение армии и правоохранительных структур, их преследование, желание «поражения собственному правительству» на международной арене, куда же без этого?
Подчеркиваем, этот сценарий – совсем не обязательный, но в условиях неопределенности, виртуального злословия даже малейшая ошибка властей какого-либо уровня вкупе с оппозиционной настойчивостью, помноженной на возможности информационных технологий, может стать для России роковой.
Увы, в современной России желающих и умельцев разрушать куда больше, чем созидать. И слишком много сторонников простых, очень простых решений. Сломать эту власть – и все наладится. Да и вообще возможна ли ситуация, когда власть совсем плохая, а вот народ – белый и пушистый? Впрочем, в свое время мы слышали и совсем другое: как властям-реформаторам в России не повезло с народом.
А ведь важно хорошо представлять, что значит в России, тем более лишенной прежних скреп, слабая власть. Те же региональные сепаратисты, националисты пока занимают выжидательную позицию, но что будет при дальнейшем ослаблении государства? Напомним, что в 1990-е годы более половины экономических потерь на постсоветском пространстве оказалось напрямую связано именно с проведением новых межгосударственных границ. Даже между российскими областями, краями, республиками тогда начали появляться таможенные кордоны-заставы. И сегодня можно слышать призывы: Россия – до Урала, нам нужно 50 маленьких, уютных «люксембургов» и т.д. Ослабление, разрушение государства приведут к тому, что на пространстве России произойдет активное перемещение населения с соседних (и не только) территорий. Экологические проблемы, климатические изменения уже способствовали активному возрождению концепции «жизненного пространства». И РФ – одна из самых притягательных зон для ее реализации на практике. В условиях глобализации, повышенной проницаемости пространства процесс перемешивания народов все же неизбежен, но он не должен протекать ураганным образом, в виде всепобеждающей конкисты.
Так что воистину не ведают, что творят. Хотя кто-то наверняка очень даже ведает. Можно ли будет остановить этот гипотетический хаос? Да, можно, с помощью новой, очень жесткой, совсем недемократичной политики. Считается, что Владимира Путина пригласили в свое время во власть в расчете на пиночетизацию России, однако Владимир Владимирович проявил куда большую мудрость, чем от него ожидали. Заметим, что подчеркнуто жесткая политика была бы востребована и при осуществлении радикальных, совсем не популярных реформ, к которым призывает ряд видных российских политиков и чиновников. Причем, как можно полагать, делать их надо очень быстро и решительно. Чтобы к 2024 году у новой команды в Кремле и нового курса не возникало ненужных трений с народом.
К сожалению, сегодня за рубежом имеется достаточно влиятельных сил, считающих Россию нереформируемым североевразийским чудовищем, представляющим перманентную не только военную, но и цивилизационную угрозу. При этом весьма сожалеющих, что в 1990-е годы, в условиях департизации, деидеологизации, демилитаризации, не решили окончательно советско-российский вопрос, не поспособствовав в должной мере распаду не только СССР, но и России. Такой вот охотничий инстинкт. При этом геополитические потери и поражения России в эти годы принято считать «естественным ходом истории», а вот нынешнее стремление РФ хотя бы частично возобновить и подтвердить свое положение на международной арене – агрессивностью и неадекватностью. Так что никак не снимаются с повестки дня попытки извне трансформировать поведение российских властей в мировых делах. Разумеется, с учетом наличия и восстановления военной мощи РФ, не только ракетно-ядерной, никто не пойдет на Россию в лобовое вооруженное столкновение, за исключением ведения войн по доверенности, провоцирования конфликтов и напряженности, в первую очередь по периметру российской безопасности, в ее геостратегическом подбрюшье.
Поэтому сегодня задействован весь набор различных инструментов, в том числе мягкой силы, средств давления, дестабилизации, провоцирования недовольства населения, за чем могут последовать требования к властям о пересмотре внешней и оборонной политики, транзита власти, а то и раскол в обществе и государстве. Среди этих механизмов – акцент на подпитку оппозиционных сил в российских регионах и на «национальных окраинах» с учетом особого недовольства там политикой местных властей и якобы крышующего их Центра. Ведь, согласно мудрой британской пословице, большой пирог нужно начинать есть с краев. Уже сейчас активно работают многочисленные «Братство поморов», «Новый союз ганзейских городов», культурно-просветительские центры и т.д. – заграница, отдадим ей должное, очень креативна, например, в плане создания двойных гуманитарных технологий.
Как считается, свой немалый вклад в рост социально-экономической напряженности в РФ могут внести самые разнообразные санкции и ограничительные меры – экономические, технологические, инвестиционные и прочие. Однако специфика России, причем на протяжении значительной части ее истории, в том, что внешнее давление, интервенции в большинстве случаев как раз могут сплачивать массы вокруг даже нелюбимой власти, укреплять эту власть. Возникает светлая иллюзия: сначала разберемся с внешней угрозой, а уже потом – с местными вороватыми, неспособными чиновниками и знатью. Впрочем, если эти вторичные разборки затем и случались, то они заканчивались еще большим взаимным отстранением власти и народа. Кроме того, нарастающее внешнее давление стимулирует у России асимметричный подход к обеспечению национальных интересов и безопасности – с большим упором как раз на военную мощь, причем те ее виды, которые отвечают за абсолютное сдерживание. А значит, в качестве запредельных, фатальных последствий давления на Россию не исключен и глобальный ракетно-ядерный катаклизм. И не все ли равно, произойдет это в результате нарастающего хаоса, потери управляемости, общих неразберихи и недоверия или из-за угрозы существованию российской государственности – выбирайте, какой вариант апокалипсиса кому больше нравится.
Однако представим на мгновенье, что российское государство и его властные структуры все же удалось бы размыть, растворить в каком-то хитроумном политтехнологическом коктейле. Тогда была бы неизбежна жестокая, кровавая битва за раздел построссийского наследства между внешними силами: никто не допустил бы усиления оппонентов за счет поверженной России. При этом тулово немощного, лишенного властных импульсов континентального гиганта разлагалось бы долго и мучительно, заражая все вокруг себя смертельными бациллами нестабильности. А эту огромную геополитическую дыру на пространствах Северной Евразии все равно не удалось бы заштопать даже при очень больших издержках, не только экономических. И вообще современный мир слишком сложен, целостен, взаимозависим, чтобы играть в такие рискованные игры с нулевой суммой, тем более так по-крупному. Так стоит ли пробовать, стоит ли для наших зарубежных партнеров овчинка выделки?
И это при том что мировому сообществу, как ни странно, нужна именно сильная, самодостаточная Россия, не чей-то младший партнер, которая может эффективно осуществлять поддерживание глобального геополитического равновесия в полицентричном мире. И лучше, если она станет это делать согласованно с другими акторами, а не в конфронтации с ними. Поэтому было бы безумием уничтожение одного из главных элементов каркаса, несущей конструкции безопасности, не только региональной, но и глобальной. Беспристрастный анализ показывает, что Владимир Путин на мировой арене проводит достаточно вменяемую, реалистичную политику в условиях попыток огораживания России и явного всеобщего крена в международных отношениях в сторону военной силы: мировые военные расходы растут вдвое быстрее мировой экономики. Да и в социально-экономической политике Путин – скорее либерал, насколько это возможно в современной России, не дестабилизируя ситуацию и не подрывая окончательно патерналистских устоев.
Кстати, по поводу возможности размена санкций на уступки России на международной арене – по Сирии, Донбассу, Крыму и т.д. Если этот инструмент работает в отношении России (а он реально работает, и нам должно быть не столь важно, что Европа на этих санкциях несет потери вчетверо большие, чем РФ, главное, что потери несем мы), то от него никто не откажется. Особенно в технологической, инвестиционно-инновационной сферах, даже при некоторых общих формальных послаблениях (что-то вроде политики «ласки и таски» Дональда Трампа, используемой им сегодня в разных вариантах, в очень широком диапазоне – от Китая до Ирана и Северной Кореи).
И еще одно замечание. Представления об успешности страны, цивилизации, строя зависят напрямую от «кочки зрения». То есть от того аршина, которым эта успешность измеряется, в том числе в России настоящего и будущего. Если смотреть с позиции потребления, то у России при любом режиме вряд ли есть большие шансы выйти в безусловные лидеры, заслужить уважение мирового сообщества (да и некоторой части собственных граждан), нацеленного сегодня на расширенное воспроизводство и потребление. Но с другой системой ценностей, в другой системе координат Россия, причем как раз с учетом ее свойств, качеств, даже недостатков, может стать лидером не только в оборонной сфере. Тем более в мире будущего успешность, само выживание в условиях тотальных ограничений в котором – по ресурсам, свободам, моделям поведения, при технологическом закабалении – будет напрямую зависеть от способности к самоограничению, самодисциплине, рачительному, очень экономному потреблению. А также от способности к вписыванию личных интересов в общественные приоритеты, рациональной организации внутренней жизни и международных отношений.
Поэтому обращаемся к внешним и внутренним силам, недовольным российской властью, самой Россией. Не промахнитесь, не заиграйтесь, приложите к своему недовольству еще и разум, здравый смысл. Возможно, многое в вашем отношении к российской государственности, нынешним российским властям в этом случае порядком изменится.
Ну а что же самим российским властям? Делать вид, что во всем виноваты недруги, что все скоро рассосется? Что новый застой чудесным образом трансформируется в прорывное развитие, и это при все более разочарованных массах? Если не будет радикально изменен вектор на отдаление, не только имущественное, властей и элит всех уровней от этих масс – можно ждать беды и смуты. И сейчас, когда лимит на ожидания перемен иссякает, уже недостаточно разговора с народом, в том числе для выпускания пара, или убедительных объяснений, не конвертированных в успехи. Но стоит ли в этих условиях во всем потакать осмелевшей радикальной оппозиции, цель части которой – не спасение России, а смещение нынешней власти любой ценой, даже ценой России? Тем более что аппетит приходит во время еды. Всякого рода предложения конституционных, институциональных реформ, призывы передачи власти на места (все это уже проходили с известным результатом), проекты парламентской республики, земской России – совсем не панацея, они не решают проблемы эффективности, честности, справедливости властей.
Проект «Россия» нужно сделать узнаваемым, привлекательным, продаваемым продуктом. Сейчас России очень нужны реальные, хотя бы анклавные, точечные резонансные прорывы, не только в оборонной сфере, которые могут по достоинству оценить и сами россияне, и на международной арене, как партнеры и союзники РФ, так и оппоненты. Очевидно, что в современной России не работают не просто отдельные чиновники, повязанные прожорливыми кланами, – не работает система в целом. Причем не работают сразу все три главных мотивационных компонента этой системы – экономический, административный, морально-нравственный. Но если в России, именно в России не заработает этот последний не по значимости компонент, то обречены любые другие потуги («Дело без веры мертво»). При этом особо подчеркиваем: прорывное развитие в современном мире и в современной России невозможно в упрощенном мобилизационном режиме, только с затягиванием гаек. А поскольку в дирижистской России очень многие импульсы идут сверху, необычайно важна как раз роль властей в формировании мотивационных настроений в обществе, климата преобразований.
Как и всегда – кадры решают все. Необходимо обновление властных элит – с инкорпорированием в них совестливых, проверенных реальными делами профессионалов-практиков на замену лояльным имитаторам и манипуляторам, в том числе от бизнеса, живущим, «под собою не чуя страны». И это не только доскональное, технократическое знание конкретной сферы деятельности, умение и желание организовывать, управлять, жестко, нелицеприятно спрашивать, нести груз ответственности. Важно понимание специфики России в ее нынешнем состоянии, на данном этапе развития, в данных временных и иных обстоятельствах. То, что хорошо срабатывает в других странах, условиях, на другой цивилизационной почве, может оказаться не просто непригодным – разрушительным для России. Отечественные и зарубежные аналитики в один голос отмечают: среди главных проблем современной России – слабое, при показной жесткости, управление, ведомственный феодализм, отсутствие системности. При том что этим часто просто маскируются злоупотребления («не доглядели, барин, с кем не бывает»). Пора наконец понять: профессионализм без порядка и порядочности в итоге остается у разбитого корыта. Мир знает достаточно примеров, когда выдающиеся руководители, спасатели крупнейших экономических проектов, терпели крах из-за конфликта с законом и моралью, а не только из-за происков оппонентов и стечения обстоятельств.
Как это ни популистски звучит, сегодня России нужны единство нации и общества, психология общей причастности к общему большому и нужному делу. Прямо по Бердяеву: в России спастись можем только все вместе. Властям всех уровней нужно научиться искренне, не под картинку, любить страну и народ. На деле доказывать, что власть – не сборище временщиков и мародеров, не верящих в Россию, ее будущее, погрязших в барстве, сеющих сумятицу, злобу. Не гнать благостную информационную пургу, напрочь оторванную от жизни, только раздражающую людей. Но и не заигрывать с массами, не власть – народу, он сгоряча наломает дров, а власть – для народа. Нужен понятный массам, принятый ими, реалистичный сценарий развития, ради которого стоит еще немного потерпеть. Ну а пока что необходимо срочно, не только посадками или, наоборот, потворством, горбачевизацией, восстанавливать доверие к властям, властным институтам, веру в их разумность, порядочность, ответственность, способность вывести страну на путь подлинных преобразований в интересах общества, а не только личных и корпоративных выгод, к этим властям прислоненных.
комментарии(0)