Проблема комплекса церквей и монастырей Кешикчидаг (Давид Гареджи) деликатная. Решать ее в Баку и Тбилиси стремятся без громких фраз и обвинений. Фото Reuters
Отношения Азербайджана и Грузии – один из блестящих примеров добрососедских отношений и регионального стратегического партнерства. Две страны успешно сотрудничают во многих сферах, реализуют трансконтинентальные проекты, а имеющиеся проблемы стремятся решать в духе сотрудничества. Сегодня одной из таких проблем является делимитация границы, точнее, того ее участка, где расположен старинный комплекс церквей и монастырей Кешикчидаг, или по-грузински Давид Гареджи. Проблема деликатная, и решать ее и в Баку, и в Тбилиси стремятся без громких фраз и обвинений.
Но Юрий Рокс на страницах «Независимой газеты» (см. номер от 24.05.19), рассказывая об этом приграничном споре, очертил историю храмового комплекса и суть споров о ней так: «Граница между странами после распада СССР осталась неизменной, то есть по-прежнему проходит через монастырский комплекс, который Баку к тому же объявил памятником албанской культуры, не имеющим отношения к грузинскому православию. Впрочем, эта версия не пользуется, скажем так, популярностью в мировых научных кругах, а Грузию просто доводит до белого каления». Что по задумке должно было означать, что версия о том, что Давид Гареджи – это албанский памятник, ненаучная, изобретена вчера в угоду политике и т.д.
Здесь бы, конечно, можно поинтересоваться у автора статьи, на самом ли деле он проводил опрос в этих самых «мировых научных кругах», корпел над толстенными томами в библиотеках или хотя бы погуглил это самое мнение мировых ученых. И точно так же нелишне напомнить, что в этих самых мировых научных кругах вопросы не решаются путем референдума. И да, в не такое уж далекое время в мировых научных кругах не пользовалась популярностью идея, что Земля круглая и вертится.
Оговоримся сразу: споры о том, что и кому принадлежало в далекие времена, – это ни в коей мере не обоснование для перекройки признанных границ. Но в истории принято оперировать фактами. А они свидетельствуют: до VII века нашей эры, то есть до возникновения Арабского халифата и арабского завоевания Южного Кавказа, жители современного Азербайджана в большинстве своем исповедовали христианство. Именно монофизитское христианство было господствующей религией в существовавшем здесь государстве – Кавказской Албании. От нее в наследство остались многие храмовые комплексы и монастыри – и на территории современного Азербайджана, и в нынешней Грузии, и в Армении.
Древние границы Кавказской Албании и Грузии проходили совсем не там, где сегодня находится граница Грузии с Азербайджаном. Это подтверждают, к примеру, античный географ Плиний Старший и Страбон. А Птолемей относил Телави, Тбилиси и Тианети к албанским городам (Птолемей, Книга 5, раздел 12). Средневековые грузинские источники тоже рассказывают много интересного. Это подтверждает и археология. Об этом свидетельствуют работы ведущих грузинских историков и археологов, таких как Г. Аласания, Г. Меликишвили, М. Адронакишвили, Р. Абрамишвили, М. Санадзе и др. (см.: Аласания Г. Грузины и доисламские тюрки. Стр. 9–10; Меликишвили Г.А. История грузинского происхождения. Тбилиси: Издательство АН Грузинской ССР, 1959. Стр. 128, 292). Проще говоря, значительная часть территории Грузии и ее нынешняя столица – Тбилиси – находятся там, где исторически находились земли Кавказской Албании. Это не основание для территориальных претензий и перекройки границ, но факт остается фактом.
Что касается комплекса Кешикчидаг, то история свидетельствует: Давид Гареджи, именем которого этот комплекс называют в Грузии, был сирийским христианином, который прибыл вместе с группой последователей на Кешикчидаг якобы в VI веке. К этому моменту здесь уже находились обжитые пещерные комплексы. Само слово «гараджа» («гареджа», «гареджи») по-тюркски означает «странствующий монах, отшельник». То есть в переводе с тюркского языка получается Давид-отшельник. А во втором номере газеты «Тифлисские ведомости», выпущенном в январе 1832 года, автор К.С. Гордеев отмечал, что в VI веке в Грузии «татар», то есть азербайджанских тюрок, живших на правом берегу Куры, возглавлял Бабакер, и именно он построил первую церковь в монастырском комплексе Кешикчидаг («Тифлисские ведомости», январь 1832 г., № 2). Христианские памятники в этой области являлись не грузинскими диофизитскими церквями, а монофизитскими – то есть представляли собой образцы албанского культурного наследия, принадлежавшие в свое время независимой Албанской церкви. Практически все грузинские постройки появились в Кешикчидаге после XIX века, когда царская Россия допустила сюда грузинскую церковь. Все грузинские фрески и росписи в пещерах относятся к XIX–XX векам, что подтвердили анализы, сделанные учеными Национальной академии наук Азербайджана. То есть практически весь комплекс монастырей – это современный новодел, не имеющий отношения к Средневековью.
Это и есть мнение научных кругов – и азербайджанских, и мировых, и даже грузинских. И по меньшей мере непонятно: о чем в этом случае рассуждает журналист?
Впрочем, понятно и другое. Пока существовал СССР, а границы между республиками были в общем-то условны, научная дискуссия о принадлежности пещерно-храмового комплекса шла без политического давления и наслоений. Но сегодня, когда уже есть граница, которую надо уточнять, одни хотят, как выражается современная молодежь, «словить хайп», а другие намеренно раздувают конфликт. Судя по всему, добрососедские отношения и стратегическое сотрудничество между Грузией и Азербайджаном многим не нравятся. Вот и оказывается востребованной любая грязь, от невежества до фальсификаций. Так, чуть больше года назад, в 2018 году, специалисты Национального музея Грузии при раскопках в Лавре Святого Давида обнаружили медную посуду, керамику и подсвечники и сочли, что эти предметы относятся к позднему Средневековью. О находке на своей странице в Facebook сообщил один из руководителей экспедиции, профессор Нодар Бахтадзе: «Предположительно, это столовое сокровище члены монастырского братства перепрятали в этом краю в период нашествия иранских завоевателей, в начале XVII века». Но и внешний облик находок, и степень их повреждения от нахождения в земле однозначно свидетельствуют: во-первых, эти артефакты не могут относиться к XVII веку или более раннему периоду. Об этом свидетельствует уровень окисления найденной медной посуды – он далеко не так высок, как это должно быть в том случае, если посуда пролежала под землей несколько веков. Плюс ко всему по своему внешнему виду это традиционная азербайджанская медная посуда. Такого рода артефакты в большом количестве представлены в Национальном музее истории Азербайджана и других фондах. Это, подчеркнем еще раз, исторические факты.
И в заключение хотелось бы обратиться к тем, кто сегодня берется освещать события вокруг храмового комплекса Кешикчидаг: история – наука точная, здесь вопросы не решаются на уровне «за» и «против» и тем более «модно» и «немодно». Особенно если эти исторические споры увязаны с уточнением границ и территориальными конфликтами.
комментарии(0)