0
5170
Газета Идеи и люди Печатная версия

08.04.2019 16:22:00

Финляндию догонять не надо, с ней надо кооперироваться

Почему в международных цепочках создания добавленной стоимости российские предприятия довольствуются минимальными доходами

Юрий Пискулов

Об авторе: Юрий Васильевич Пискулов – доктор экономических наук, профессор Всероссийской академии внешней торговли.

Тэги: майский указ, мировая экономика, машиностроение, международная кооперация, несырьевой экспорт, финляндия, торговля


майский указ, мировая экономика, машиностроение, международная кооперация, несырьевой экспорт, финляндия, торговля Фото pixabay.com

Статья Анатолия Комракова «Немцы советуют русским догнать и перегнать Финляндию» (см. «НГ» от 26.03.19) указывает на главное условие технологического прорыва (задача, поставленная в майском указе президента) – возрождение отечественного машиностроения. 23-е место в мире после Финляндии и Чехии и основных стран БРИКС, 0,5% в мировом технологическом экспорте – с этими показателями прорыва не сделаешь.

В указе, правда, есть намек на решение прорывной задачи – развитие международной кооперации и несырьевого экспорта. Хотя не очень понятно, почему развитие международной производственной кооперации (МПК) ограничено рамками Евразийского экономического союза. Ведь она глобальна, как глобально и участие России в мировой экономике. Ведь, несмотря на санкции Запада, она продолжается с рядом западных стран и даже с США: в производстве оборудования для добычи и переработки нефти и газа, в авиа- и автостроении, производстве оборудования для АЭС и энергетики, электроники, космоса и т.д.

Проблема для нас в том, что ее масштабы до сих пор невелики и, главное, что российские предприятия в силу сырьевой в целом структуры экономики в этой кооперации специализируются в основном на производстве низкотехнологической части совместного продукта. А это означает, что в международных цепочках создания добавленной стоимости (экономическая суть кооперации) российские предприятия довольствуются минимальными доходами.

Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) называет это «ловушкой специализации» для предприятий развивающихся стран. Чтобы выбраться из нее, как показывает опыт Китая и новых индустриальных стран, необходимы меры организационного и экономического характера и в первую очередь инвестиции в НИОКР, повышение производительности труда плюс меры государственного содействия, включая таможенные, налоговые льготы, создание соответствующей нормативно-правовой основы участия в МПК, что давно сделано во многих странах. После выполнения этого «домашнего задания» можно смело требовать от отечественных машиностроителей технологического прорыва и обеспечения достойного места в международной торговле, которую, как известно, на три четверти и более составляет обмен технически сложной, наукоемкой продукцией на базе производственно-технологической кооперации.

Пока же, как говорится в статье Комракова, машиностроители сами пытаются реанимировать отрасль, а помощь чиновников остается в основном на словах. К сожалению, картина слабого участия машиностроения в МПК не меняется в течение многих лет. Пример: еще в начале нулевых в Москве Михаилом Фрадковым была защищена кандидатская диссертация с выводом о том, что условием выхода России из положения сырьевого придатка Запада является развитие производственно-технологической кооперации с технологически передовыми странами, в том числе Северной Европы. Став вскоре главой правительства, он, к сожалению, ничего не сделал для реализации поставленной им же задачи, несмотря на многочисленные обращения к нему, в том числе рабочей группы Торгово-промышленной палаты РФ по международной производственной кооперации.

Для реализации поставленной майским указом президента задачи развития несырьевого, неэнергетического экспорта и кооперации у России, по нашему мнению, имеются реальные предпосылки. Это мощный и технологически передовой (апробированный мировым рынком) оборонно-промышленный комплекс, который «должен вытянуть гражданку», новейшие разработки в областях софтиндустрии, цифровых технологий, программного обеспечения. Но одно дело – предпосылки, а другое – воля и желание их реализовать.

Для реализации этих предпосылок необходимы переосмысление и реновация не только структуры экономики, но и всей системы поддержки промышленного экспорта и кооперации, начиная с внедрения проэкспортной политики на предприятиях; скоординированные на уровне отраслей экономическая, промышленная, торговая и, наконец, внешняя политика. Надо, чтобы заработал принцип «экспортного лифта» от НИОКР до серийного производства плюс поддержка государством реализации на внешних рынках товаров и услуг с использованием всего современного арсенала средств вхождения и закрепления на этих рынках. Здесь многому можно научиться у наших китайских товарищей, как они в свое время учились у нас.

Что касается Финляндии, то вряд ли стоит ее «догонять», учитывая различия масштабов экономик, их ресурсной базы и векторов интеграционных связей. Но, безусловно, стоит воспользоваться огромным опытом добрососедства и сотрудничества, который, особенно «золотой век восточной торговли» 70–80-х годов, хорошо помнят и в России, и в Финляндии. Чтобы вернуться к крупномасштабному сотрудничеству на благо обеих стран сегодня, как, впрочем, и тогда, необходимы политическая воля, инициативы и дипломатия высшего уровня. Этому объективно способствует «турбулентность» в международных отношениях, в том числе в отношениях США–ЕС, и рост настроений в странах – членах Евросоюза в направлении большего учета национальных интересов.

Стоит напомнить масштабы нашего сотрудничества с Финляндией в эпоху их расцвета, когда торговля с СССР обеспечивала более 10% ВВП страны и четверть ее внешнеторгового оборота. Стоит напомнить и опыт организации этого сотрудничества сторонами, когда, например, Долгосрочная программа торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества, заключенная в 1977 году на 15 лет, определяла конкретное взаимодействие предприятий на перспективу. Центральное место в программе занимала производственная кооперация в 17 отраслях промышленности по более чем 60 направлениям. Как непосредственный участник подготовки и реализации этой уникальной программы скажу, что в ней не было прожектерства: все указанные направления были предварительно тщательно проработаны сторонами.

Развал Союза крайне негативно отразился на сотрудничестве с Финляндией и долгосрочных планах его развития. Но уже в 1997 году в совместной статье автора этих строк и финского бизнесмена, доктора экономических наук Ханну Линнайнмаа, опубликованной под грифом Российско-финляндской торговой палаты с эпиграфом «Старый друг – лучше новых двух», подчеркивалась выгодность для сторон восстановления кооперационных связей и совместного производства глобально конкурентоспособной продукции. В качестве примеров масштабной взаимовыгодной и высокотехнологичной кооперации приводились данные о строительстве АЭС «Ловииса», атомных ледоколов в Финляндии, электровозов серии «SR-1» для финских железных дорог на Новочеркасском электровагоностроительном заводе (110 единиц), комплектации строящихся в Финляндии для нас судов российским оборудованием, совместном производстве «Нокиа» электронных автоматических станций «ДХ-200» для России.

Относительно недавно, в 2013 году, в Турку финские и российские судостроители обсудили и приняли рекомендации о взаимодействии в арктическом судостроении и целесообразности формирования совместного морского кластера международного масштаба для реализации проектов Стратегии развития Арктической зоны РФ. Сегодня активное участие в подготовке кооперационных проектов сторон принимает торгпредство РФ в Финляндии в части использования передовых технологий в арктическом судостроении, выполнения контрактов на строительство новой, более мощной АЭС «Ханки-Киви», включая субпоставки для нее с предприятий Республики Карелия и др.

К чему все эти примеры? Да к тому, что если, как говорится в статье Комракова, «при нынешнем состоянии отечественного машиностроения шансы на прорывное развитие в экономике страны очень небольшие», то давайте повышать их при помощи международной производственной кооперации. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2818
Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Игорь Субботин

От властей Турции требуют доказательной жесткости к Нетаньяху

0
1879
О милитаризации конфликтов во всем мире

О милитаризации конфликтов во всем мире

Применение силы нигде уже не считается красной чертой

0
2236
Штаб НАТО разместят в 140 километрах от границы с Россией

Штаб НАТО разместят в 140 километрах от границы с Россией

Юрий Паниев

Переброску военнослужащих альянса в Финляндию поддерживают Норвегия и Эстония

0
3357

Другие новости