1
11085
Газета Идеи и люди Печатная версия

13.02.2019 18:53:00

Почему "Свидетели Иеговы" увязли в правовом поле

О соотношении закона и здравого смысла

Лев Симкин

Об авторе: Лев Семенович Симкин – доктор юридических наук, профессор.

Тэги: орел, свидетели иеговы, деннис кристенсен, экстремизм


орел, свидетели иеговы, деннис кристенсен, экстремизм Судебные инстанции утверждают, что Деннис Кристенсен осужден на шесть лет не за веру, а за экстремизм. Кадр из видео с сайта www.svoboda.org

В Государственной думе размышляют над тем, как бы еще ограничить «псевдорелигиозные экстремистские организации» с центрами за рубежом. «Вплоть до правовой ликвидации», – сказал председатель профильного комитета Сергей Гаврилов. Профильного не по экстремизму, а по религии, между которыми, кажется, в глазах законодателей уже стерты границы.

Президент России – и тот не понимает, за что преследуют «Свидетелей Иеговы» (организация запрещенная в РФ). Его пресс-секретарь, похоже, тоже не понимает, но знает, что «в этом вопросе надо исходить из законности, а не из здравого смысла». Последний, надо понимать, тут отсутствует. Законность же – это шестилетний приговор орловского суда датчанину Деннису Кристенсену за «организацию деятельности экстремистской организации», каковой признана орловская община «Свидетелей». И все, что ему предшествовало.

Есть у нас уникальный правовой инструмент – признание «информационных материалов» экстремистскими. Любой федеральный судья в любой точке нашей необъятной родины может запретить любую книгу, изображение, видео- и аудиозапись, страницу и сайт в Интернете. Решения судей вносятся Минюстом в федеральный список экстремистских материалов, а их распространителям грозит наказание «за экстремизм». Или не грозит. На сайте Минюста почти 5 тыс. наименований. Как за всеми уследишь? В их числе 95 «информационных материалов» «Свидетелей Иеговы» – выпуски журналов «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня» и даже сделанный ими перевод Библии. Он попал в список как «искажающий» Священное Писание.

У кого-то может возникнуть вопрос, что такого уж экстремистского можно усмотреть у пацифистов, которые даже оружие в руки не берут. А вот что – «пропаганду превосходства по признаку отношения к религии». По Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» это не что иное, как экстремизм. Можно подумать, представители других религий не пропагандируют истинность своего вероучения и не говорят о ложности всех прочих!

За включением в список началась ликвидация местных религиозных организаций «Свидетелей», одной за другой. В апреле 2017 года Верховный суд ликвидировал управленческий центр «Свидетелей Иеговы» в России и заодно все оставшиеся 395 местных религиозных организаций, которые еще не успели закрыть за экстремизм.

Что же, из решения Верховного суда следует – вероучение, без проблем существующее в подавляющем большинстве стран Европы и Америки, отныне в России запрещено? Нет, не запрещено. Апелляционная инстанция Верховного суда разъяснила: судебные решения «не содержат ограничения или запрета исповедовать индивидуально вышеуказанное учение».

Если запрета нет, верующие по-прежнему имеют право на молитвенные собрания? Имеют. А могут собираться? Нет, не могут, иначе зачем это слово – «индивидуально»?

Вообще-то есть конституционное право исповедовать свою религию не только индивидуально, но и совместно с другими. Но есть и статья 282.2 Уголовного кодекса, запрещающая организацию деятельности ликвидированного за экстремизм религиозного объединения. Получается, любое собрание «Свидетелей Иеговы» могут расценить как преступление.

Под эту статью угодил Деннис Кристенсен, живший в Орле вместе со своей русской женой. Он, активный последователь «Свидетелей Иеговы», явно играл какую-то роль в собраниях верующих, хотя в религиозную организацию не входил и, как иностранец, входить не мог. Но оказаться за решеткой за участие в ней – смог. И это при том, что преступления экстремистской направленности совершаются только с прямым умыслом.

Кто вообще может отвечать по этой статье? Тот, кто входил в запрещенную религиозную организацию и вновь организует богослужения? А кто это, кто вообще может входить в религиозную организацию? В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» есть учредители (понятно, кто такие), а еще члены и участники. С этим посложнее: членство не во всех конфессиях фиксируется, а участником могут признать любого «захожанина». Остаются еще духовные лидеры, как с ними быть?

Эти вопросы небезразличны для десятков тысяч «Свидетелей», в страхе ожидающих обыска и ареста. Больше 100 из них уже привлечены к уголовной ответственности. Несколько тысяч от греха подальше эмигрировали из страны. Не самые худшие, замечу, граждане, непьющие, многодетные и трудолюбивые.

Все это касается не одних «Свидетелей Иеговы». В последнее время полицейские взяли моду являться на собрания верующих (в основном протестантских деноминаций) для выяснения, оформлены ли те как религиозные объединения. Причиной тому – нововведения в законе о свободе совести, делающие его вовсе неудобоваримым.

Впрочем, он и прежде не отличался ясностью. Взять хотя бы слова о «собственной иерархической структуре» религиозных общин. Понимая их по-своему, власть постаралась втиснуть религии в прокрустово ложе выдуманных ею форм. Общинам же остается вести двойную бухгалтерию – одну для себя, другую «для дяди». Оформляют протоколы, сдают отчеты, но фактически все идет так, как заведено во всем мире – те же «Свидетели Иеговы» по единой программе еженедельно собираются для чтения одних и тех же библейских текстов, исполнения песнопений. На процессе Кристенсена допрашивался россиянин – председатель ликвидированной орловской общины, так он толком не мог объяснить, зачем вообще было регистрировать местную религиозную организацию: имущества у них все равно никакого.

Все имущество состояло на балансе управленческого центра «Свидетелей Иеговы» в России, покуда год назад его не изъяли в пользу государства. Правда, еще в 2000 году «Свидетели», понимая, чем дело пахнет, переоформили богослужебный комплекс в Солнечном под Санкт-Петербургом стоимостью около 2 млрд руб. на американское «Общество Сторожевой Башни», в свое время финансировавшее строительство. Не помогло. Верховный суд признал сделку 17-летней (!) давности ничтожной, поскольку зданием продолжали пользоваться российские верующие, а «непосредственной передачи вещи во владение нового собственника не состоялось». Но когда управленческий центр обжаловал решение в Европейский суд по правам человека, Минюст не признал его надлежащим истцом по причине прямо противоположной – «имущество на момент ликвидации организации принадлежало не управленческому центру «Свидетелей Иеговы» в России, а «Обществу Сторожевой Башни».

Это лишь малая часть того, что я мог бы рассказать о «законности» происходящего вокруг «дела Кристенсена», на рассмотрение которого ушло аж 75 судебных заседаний. Вокруг, потому что о самом деле говорить рано, приговор не вступил в законную силу. Скажу лишь, что мнение президента судье, как оказалось, не указ.

Что ж, как говаривал Маркс, у судьи нет другого начальника, кроме закона. Но что же это за законы такие? И как там со здравым смыслом? А еще говорят, судья всего лишь должен был этим законам следовать, выбора у него не было.

Помню, в годы перестройки пересматривались «дела «Свидетелей Иеговы» и других пострадавших в рамках «социалистической законности» религиозных диссидентов. И тем не менее никто из судей не взял на себя ответственность, никто не принес извинений. Хорошо, хоть смолкли разговоры, что у нас судят не за «религию», а за нарушения Уголовного кодекса. Увы, лишь на время. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Андрей 12:19 14.02.2019

в этом вопросе надо исходить из законности, а не из здравого смысла _______________________ Т.е. вполне себе утверждается мысль, что закон может не иметь здравого смысла



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борцов с мигрантами подозревают в пособничестве Западу

Борцов с мигрантами подозревают в пособничестве Западу

Екатерина Трифонова

В России становится востребованной правозащита от внешнего вмешательства

0
3959
Белорусские власти призвали книготорговцев к самоцензуре

Белорусские власти призвали книготорговцев к самоцензуре

Дмитрий Тараторин

Активизировалась борьба с литературой, "наносящей вред национальным интересам"

0
2669
Атаки на чайлдфри и квадроберов: назад в прошлое!

Атаки на чайлдфри и квадроберов: назад в прошлое!

Сергей Митрохин

Постоянный поиск врагов выглядит как признак идеологического кризиса правящей элиты

0
7955
Молодые – хитрые, но талантливые

Молодые – хитрые, но талантливые

Елизавета Бабич

Ольга Камарго

Вера Лашкова

Андрей Щербак-Жуков

Литературные семинары в Орле и Твери

0
4938

Другие новости