Ученые в будущем отработают технологии профилактики и лечения вируса иммунодефицита, уверен Леонид Марголис. Фото Василия Грачева
Вирус иммунодефицита человека изначально появился у обезьян в Африке, теория о том, что ВИЧ был создан в секретных лабораториях ЦРУ для уничтожения части человечества, – абсолютная фантазия, а открытию вируса поспособствовали… советские танки. В преддверии Всемирного дня борьбы со СПИДом в ЦДХ в рамках Международной литературной ярмарки Non/fiction 2018 прошла эксклюзивная лекция одного из ведущих мировых вирусологов, профессора МГУ, заведующего отделом Национального института здоровья США Леонида Марголиса. Он в яркой и популярной форме рассказал о СПИДе как о научной проблеме, о тактических «хитростях» ВИЧ, а также развеял все мифы и конспирологические теории, которые десятилетиями существуют вокруг этого заболевания.
«После того как советские танки вошли в Прагу, где работала одна из лучших среди соцстран лабораторий по изучению вирусов, один из ее ведущих ученых эмигрировал в США, – говорит Марголис. – Там он оказался в команде звезды мировой вирусологии Роберта Галло. Именно чехословацкий ученый владел уникальной технологией, позволявшей наблюдать за необычными вирусами, не содержащими ДНК, и в итоге определить, что именно к такой категории ретровирусов относится ВИЧ. При этом теории о том, что ВИЧ якобы изобрели в ЦРУ для заражения африканского населения – полная ахинея. Мы после десятилетий исследований так и не можем создать искусственный вирус».
Как замечает ученый, ВИЧ – это парадоксальный, непредсказуемый и «дьявольски хитрый» вирус. Будучи крайне простым с точки зрения генетики (в ВИЧ всего лишь 10 генов, в то время как в вирусе герпеса их 100), он мастерски «обманывает» организм, постоянно мутирует, «залегает на дно» в клеточных резервуарах и намеренно делает ошибки, воспроизводя собственные частицы. Современная наука знает о нем невероятно много, но при этом не может ответить на самый важный вопрос: как именно он разрушает клетки человеческого организма, и главное – как сделать эффективную профилактическую вакцину, которая в течение всей жизни сможет защитить от потенциального инфицирования.
ВИЧ ставит перед медицинским и научным сообществом и сложнейшие этические дилеммы. К примеру, сегодня, по словам профессора, существуют профилактические препараты, сводящие риск заражения к нулю. Но, во-первых, они невероятно дороги для массового применения, а во-вторых, врач оказывается в ситуации, когда «тяжелый» препарат с рядом серьезных побочных эффектов нужно выписывать абсолютно здоровым людям. «Кто возьмет на себя эту ответственность и этот риск?» – задается вопросом ученый.
Сегодня нет стран, свободных от ВИЧ-инфекции. ВИЧ – это 77 млн инфицированных по всему миру, половина из которых умерли. В 2018 году в мире зарегистрировано 1 млн 800 тыс. новых случаев заражения. Как отмечает Леонид Марголис, сейчас количество зараженных в России и США примерно сопоставимо (в Америке чуть больше миллиона, в России – меньше), но нужно учитывать разницу в численности населения. При этом в России эпидемия сильно связана с наркоманами – это ключевая группа риска и основная среда распространения и передачи вируса. Мировой тренд заключается в том, что крупные промышленные города и столицы в большей степени подвержены заражению. При этом РФ демонстрирует обратную динамику. По словам ученого, в Москве ситуация заметно лучше, чем в среднем по России.
Пока победить ВИЧ не удалось, но, как замечает Леонид Марголис, ученые надеются «полностью сложить этот пазл». Уже есть однозначный успех – современная медицина исключает передачу вируса от матери к ребенку. Постепенно будут отработаны и подготовлены для массового применения и другие технологии профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа. В любом случае главный ключ к успеху – это фундаментальная наука.
комментарии(0)