0
8388
Газета Идеи и люди Печатная версия

28.11.2018 19:18:00

Труды и дни лучшего русского скульптора Опекушина

Сто лет назад большевики начали разрушать памятники "в честь царей и их слуг"

Юлия Кудрина

Об авторе: Юлия Владимировна Кудрина – доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Тэги: памятники, русские скульпторы, александр опекушин, история


памятники, русские скульпторы, александр опекушин, история Одним из первых памятников, снесенных новой властью, был кремлевский памятник императору Александру II. Весной 1918-го сняли статую, а весь архитектурный ансамбль уничтожили в 1928-м. Фото © РИА Новости

После убийства в марте 1881 года императора Александра II, внесшего основной вклад в XIX веке в реформирование России (отмена крепостного права, гласный суд, свобода печати, земское и городское самоуправление, отмена телесных наказаний), ему было воздвигнуто большое количество памятников. Авторство большинства из них принадлежало известному скульптору Александру Опекушину.

Памятник Александру II в Кремле стал одной из наиболее значительных работ скульптора Опекушина. Император Александр III при рассмотрении проектов памятника своему отцу остановился именно на опекушинском. На вопрос, каким должен быть памятник, Александр Александрович сказал: «Он должен быть прост и священен».

Строительство длилось пять лет. Освящение памятника и его открытие состоялось 16 августа 1898 года в присутствии императора Николая II. Памятник представлял собой мемориальный комплекс, состоящий из статуи императора, выполненной из темной бронзы, шатровой сени и колоннады. Император был изображен во весь рост, в генеральском мундире, в порфире, со скипетром. На постаменте памятника была выгравирована надпись: «Императору Александру II любовью народа».

Шатровая сень над памятником была облицована финляндским гранитом и украшена бронзой с позолотой. Особую роль в архитектурном ансамбле выполняла кровля, которая была сделана из вызолоченных бронзовых листов, залитых темно-зеленой эмалью, и увенчана двуглавым орлом.

Большая арочная галерея с трех сторон окружала статую императора. На сводах галереи были расположены 33 мозаичных портрета русских правителей от Владимира до Николая I. По фризу колоннады была выгравирована надпись: «Сооружен доброхотным иждивением русского народа».

После октябрьских событий 1917 года и издания большевиками 12 апреля 1918 года декрета «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг» по всей стране начался снос воздвигнутых в России монументов. Одним из первых памятников, снесенных новой властью, был кремлевский памятник императору Александру II. Весной 1918 года была снята статуя Александра II, а весь архитектурный ансамбль был уничтожен в 1928 году.

Памятники царю-освободителю работы Александра Опекушина были возведены в Пскове (1886), Кишиневе (1886), Астрахани (1884), Ченстохове (царство Польское) (1889), во Владимире (1913), Бутурлиновке (1912), Рыбинске (1911) и других городах Российской империи. Памятники создавались преимущественно на всенародные пожертвования, пожертвования благотворителей и деньги царской семьи. Все они в советское время были снесены.

Инициатива сооружения памятника Александру II во Пскове принадлежала псковскому купеческому обществу, ассигновавшему на возведение памятника 5 тыс. рублей. Деньги были разложены на все купечество Пскова. Купцы первой гильдии должны были уплатить 150 рублей, купцы, принадлежавшие ко второй гильдии, по 25 рублей. Для установки памятника жителями города под руководством городского головы Петра Калашникова была выбрана Торговая площадь. 27 июля 1886 года при значительном скоплении народа состоялось освящение и торжественное открытие памятника.

Царь был изображен в полный рост в мундире и орденской ленте, с накинутой на плечи мантией и цепью ордена Андрея Первозванного на груди. В правой руке императора – свиток Манифеста об освобождении крестьян 1861 года, левая касалась державы, лежавшей на небольшой тумбе. На гранитном постаменте была выгравирована надпись: «Царю-освободителю Александру II». Скульптуру окружали фигуры двуглавых орлов, на задней стороне постамента была помещена надпись: «От псковского купечества». В 1919 году памятник был снесен.

В 1884 году с разрешения императора Александра III по проекту Александра Опекушина в губернаторском саду Астрахани был установлен памятник Александру II, на который средства выделили астраханские власти и купечество. Александр II был представлен во весь рост со свитком Манифеста об отмене крепостного права в правой руке в ниспадающей порфире. На постаменте надпись: «Царю-освободителю». Площадь, прилегающая к губернаторскому саду, получила название «Александровская». В годы советской власти памятник был снесен.

24 августа 1913 года к 300-летию императорского дома Романовых во Владимире на деньги, собранные местным дворянством, земством, купеческо-мещанским сословием, в торжественной обстановке был открыт и освящен памятник Александру II с торжественным возложением цветов и отданием воинских почестей. Император был изображен в полный рост, без фуражки, со свитком-манифестом в правой руке и державой – в левой. В 1917-м памятник был снесен.

В 1911 году в дни 50-летнего юбилея подписания Манифеста об освобождении крестьян императором в Рыбинске, превратившемся в большой промышленный и культурный центр, был открыт памятник Александру II. Монумент создавался на деньги жителей Рыбинска и крестьянского населения Рыбинского уезда. Памятник был открыт в торжественной обстановке с воинским парадом, возложением почетными гражданами города к подножию монумента серебряных венков. На постаменте памятника были выбиты слова из царского манифеста: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». В годы советской власти памятник был снесен.

* * *

В 1912 году в Москве в обстановке общенациональных торжеств, приуроченных к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, состоялось открытие и освящение памятника императору Александру III, воздвигнутому около храма Христа Спасителя по проекту скульптора Александра Опекушина. Скульптура был отлита на заводе Морана в Санкт-Петербурге, Александр III был изображен восседающим на троне в порфире и короне со скипетром в правой руке и с державой в левой.

256-5-3.jpg
Памятник Александру II в Кремле стал одной из
наиболее значительных работ скульптора
Александра Опекушина.
Фото Библиотеки Конгресса США

Профессор Московского университета, основатель Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. – «НГ») Иван Цветаев, обосновывая необходимость возведения памятника Александру III у храма Христа Спасителя, в специальной записке на имя губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича от 23 мая 1897 года писал: «Выбор этого места, равно как и художественная концепция самого памятника, должны, конечно, отвечать основному характеру царствования почившего Монарха… Император, полагавший столько непрестанных попечений «о мире во всем мире» и о Богом вверенном Ему народе, этой стороной своей деятельности как нельзя более приближается к Церкви, которая молит о том же и учит жить в мире».

На возведение памятника по всей России были собраны огромные средства. Колоссальная сумма в 2 млн 388 тыс. 586 руб., писал Иван Цветаев, наглядно показала, «какою безграничною любовью пользовался в своем народе почивший Государь».

Церемония открытия памятника проходила в торжественной обстановке. В 10 часов утра из Кремля к памятнику подъехал император Николай II. Среди войск, выстроенных около памятника, были сводные части всех полков Московского и Санкт-Петербургского гарнизонов. Литургию в храме совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир, после чего начался крестный ход. Салютом в 360 салютных выстрелов и исполнением марша Преображенского полка завершилась церемония открытия памятника. Среди 86 венков, включая венки от 80 российских и зарубежных депутаций, были венки от сербского короля Петра «благодарной Сербии», «признательной Болгарии», московского городского самоуправления и российских дворян. Сразу после церемонии освящения и открытия памятника император Николай II специальным актом передал его Москве. Газеты назвали Александра Опекушина лучшим русским скульптором.

В это же время Опекушиным была создана еще одна скульптура, посвященная императору Александру III. По предложению Нечаева-Мальцева – главного мецената возведения Музея изящных искусств имени императора Александра III в Москве на Волхонке – она предназначалась специально для музея. Судьба этой скульптуры до сих пор неизвестна.

* * *

Александр Михайлович Опекушин родился в 1838 году в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика Михаила Евдокимовича Опекушина. Каменотесы, лепщики, штукатуры этих мест были хорошо известны в России, и такие места, как Свечкино, Рыбницы, Давыдково, Овсяники, дали целые семейные династии. У крепостного мальчика рано обнаружились прекрасные творческие способности, и артель лепщиков, где работал юный Опекушин, собрала необходимые средства для его обучения. С разрешения помещицы Ольгиной он был отправлен на учебу в Санкт-Петербург.

Опекушин поступил в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, которую окончил блестяще в два года. Затем его учеба продолжалась в петербургской мастерской датского скульптора Давида Йенсена, ученика знаменитого скульптора Бертеля Торвальдсена. В возрасте 21 года Александр Михайлович получил вольную и стал вольноприходящим учеником Императорской академии художеств.

В 1862 году совет Императорской академии художеств присудил молодому скульптору Малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово». В том же году Опекушин был приглашен известным скульптором Михаилом Микешиным для работы над памятником «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Памятник, задуманный Микешиным в виде колокола, который должен был нести благую весть потомкам о героическом прошлом России, венчала держава – символ царской власти, вокруг которой были представлены 17 бронзовых фигур государственных деятелей, внесших наибольший вклад в создание Российской империи.

По количеству изображенных фигур «Тысячелетие России» – крупнейший скульптурный памятник русского монументального искусства. Фигура Петра I, выполненная Александром Опекушиным, оказалась одной из самых удачных.

В 1864 году молодой скульптор был награжден Императорской академией художеств второй серебряной медалью. В 1869-м он получил звание классного художника 2-й степени, а в 1870-м – классного художника 1-й степени. Диплом академика скульптуры был присужден Александру Михайловичу в 1872 году за статую Петра I и бюст цесаревича Николая Александровича, установленный в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне у церкви Святителя Николая Чудотворца. В годы советской власти они были уничтожены.

256-5-1.jpg
В 1912 году в Москве в дни празднования 100-летия
Отечественной войны 1812 года состоялось
открытие и освящение памятника императору
Александру III, воздвигнутому около храма Христа
Спасителя. Открытка начала ХХ века

Памятник Пушкину в Москве с годами стал настоящим символом столицы. В последующие годы при поддержке императорской власти памятники Пушкину работы Опекушина были возведены в 1884 году в Санкт-Петербурге, в 1885-м – в Кишиневе и в 1913-м – в Остафьеве.

Императорская власть уделяла большое внимание увековечению памяти российских государственных и общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов и композиторов, внесших большой вклад в историю, научное и культурное развитие России, эстетическое воспитание ее народа. Император Александр III считал это важнейшей государственной задачей: «Знание великих подвигов военной доблести, образы великих людей и славных дел каждого исторического события являются двигателем нравственного влияния».

В годы царствования императора Александра III Александром Опекушиным были созданы прекрасные скульптурные произведения на окраинных территориях Российской империи. В 1886 году в Дерпте (Тарту) возведен памятник знаменитому русскому естествоиспытателю и мыслителю Карлу Эрнсту Бэру (1792–1876), создавшему теорию эмбриологии. Современник Опекушина скульптор Роберт Бах так скажет об этом произведении: «Я опекушинского Бэра ценю выше гудоновского Вольтера. На лице Вольтера Гудон запечатлел постоянную саркастическую улыбку и больше ничего. В умном старческом лице Бэра Опекушин выразил глубину мысли подвижника науки, без которой человечество не может двигаться дальше».

Александр Опекушин создал большое количество скульптурных изображений современников, среди них – Жуковский, Вяземский, Микешин, Ламанский, Шуваловы и др. Все опекушинские работы, в том числе бюсты Аристотеля и Платона, отличались высочайшим мастерством, удивительным портретным сходством, красотою линий и умением полностью раскрыть духовную сущность человека.

В 1891 году Александр III утвердил воздвижение на восточной окраине России, в Хабаровске, памятника генерал-губернатору Восточной Сибири (1848–1861), основателю Хабаровска графу Николаю Муравьеву-Амурскому. С именем Муравьева-Амурского, оставившего заметный след в истории Сибири, связано присоединение к России обширного Амурского края и подписание в 1858 году Айгунского договора с Китаем, по которому была определена российско-китайская граница в районе реки Амур. Опекушину, выигравшему конкурс, удалось достичь большого портретного сходства. Одет генерал-губернатор был не в генеральский мундир, а в походный казачий чекмень. В правой руке у него была зрительная труба, в левой – свиток (Айгунский договор) с картой. Пятиметровый монумент был прост и изящен по композиции. Статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния.

В послереволюционные годы по приказу Дальревкома памятник был снесен. В 90-е годы ХХ столетия бронзовая фигура графа Николая Муравьева-Амурского, олицетворявшая незыблемое присутствие России на тихоокеанском побережье, вновь вернулась на свое место. В 1991 году прах графа Муравьева-Амурского был перенесен с Монмартрского кладбища в Париже во Владивосток и под звуки салюта корабельных батарей Тихоокеанского морского флота предан земле.

В 1894-м Александр Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Вместе со своими учениками Опекушин выполнял и церковные заказы – скульптурные распятия и киоты для храмов и монастырей. Занимался отделкой государственных учреждений, личных московских особняков, городских магазинов.

***

После Октябрьской революции 1917 года Александр Михайлович был лишен своей мастерской, ограблен во время обысков и выгнан из дома, в котором он жил с семьей. Деньги семьи в Государственном банке были аннулированы. Умер он в глубокой нищете в марте 1923 года. О его последних днях 8 марта 1923 года сообщала ярославская газета «Крестьянский кооператор»: «Он заживо погребен. Квартира, в которой он живет с дочками, холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание – как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М. Опекушина». Скульптор был похоронен в родном селе.     


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
506
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
656
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1737
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
792

Другие новости