Система государственного регулирования цен на электроэнергию за последние десятилетия претерпела существенные изменения, однако так и не стала эффективной и прозрачной, констатировали участники круглого стола, прошедшего в Госдуме 19 ноября. Как отмечалось на мероприятии, принимаемые в отрасли временные решения, как правило, ведут лишь к увеличению или перераспределению издержек. Более того, в самом правительстве усиливаются разногласия между приверженцами разных подходов по вопросам регулирования тарифов на энергорынке.
«Система ценообразования на электроэнергию в стране, сложившаяся в ходе реформы электроэнергетики, весьма сложна и далека от прозрачности. Эффективной, удовлетворяющей потребителя и нужды участников отрасли ее назвать нельзя. При этом общеизвестно, что изменение роста цен на электроэнергию влияет на ВВП страны», – заявил председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Это проявляется в сохраняющемся росте издержек в отрасли. Причина, по мнению депутата, в том, что вместо того, чтобы обеспечивать конкуренцию на рынке, Минэнерго идет по более простому пути повышения тарифов – покрывающих неэффективность энергетических компаний. Существенной проблемой, по его словам, является перекрестное субсидирование, искажающее экономику отрасли, делающее непрозрачной структуру формирования цены на электроэнергию: оно тормозит переход энергетики к конкурентной модели развития, снижает ее эффективность и инвестиционную привлекательность.
По оценкам Минэкономразвития, издержки экономики, связанные с электроэнергетикой, растут выше ВВП. При этом все решения, связанные с отраслью, сегодня направлены или на увеличение, или на перераспределение этих издержек. По мнению министерства, этот подход в корне неверен, а решением должно стать снижение издержек в электроэнергетике за счет повышения эффективности работы отрасли. Источниками повышения эффективности может быть снижение операционных и инвестиционных затрат. В части операционных затрат Минэкономразвития поддерживает позицию ФАС по переходу к эталонному принципу регулирования тарифов, и, кроме того, министерство планирует уже в ближайшее время выйти с инициативой о новом подходе к формированию инвестиционных программ монополий, в том числе и «Россетей». Одним из ключевых критериев включения проектов в программы должна быть окупаемость инвестиций за счет эффективности, в том числе окупаемость за счет снижения издержек.
В ФАС отмечают, что практика эталонного принципа регулирования тарифов хорошо зарекомендовала себя в мире: эталоны для регулирования ресурсоснабжающих компаний применяют многие зарубежные регуляторы. Сбытовые надбавки для гарантирующих поставщиков, установленные с применением метода сравнения аналогов (эталонов затрат), уже действуют с июля 2018 года и уже привели к положительным результатам, например, в Курганской области, где тариф снизился на 30 коп./кВт-ч.
«На следующий год цены на оптовом рынке вырастут на 11%, тарифы на передачу – на 3,3%, сбытовая надбавка вырастет значительно больше, и все это нужно «упаковать» в 2,4% среднего роста платы за коммунальные услуги. С таким набором входящих параметров вывод однозначный – объем перекрестки в следующем году продолжит увеличиваться», – подсчитал директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов, который отметил, что, несмотря на постоянное обсуждение мер по ликвидации перекрестки в электроэнергетике, она только растет.
«Потребители переплачивают за избытки генерирующей мощности более 100 млрд руб. ежегодно. Совокупность новых инициатив Минэнерго, а особенно завышение объемов модернизации генерации и сетевых тарифов, поднимут рост нагрузки на потребителей до такого уровня, при котором возникает риск загубить отечественную промышленность», – сказал в ходе своего доклада директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов.
Директор Совета производителей энергии Дмитрий Вологжанин обратил внимание на то, что электростанции не должны быть плательщиками услуг на передачу сетевых компаний, так как изначально их предназначение – выдавать мощность во внешние сети энергосистемы. Он также подчеркнул важность заморозки списка субсидируемых регионов, для которых предусмотрены особые условия ценообразования на энергорынке (Северный Кавказ, Бурятия, Карелия).
На чрезмерную нагрузку и неэффективность действующего ценообразования обратил внимание директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. Согласно приведенным им данным, в Европе и США рост цен на электроэнергию существенно ниже инфляции в отличие от РФ, притом что темпы вводов новых сетевых и генерирующих мощностей, обновления оборудования за рубежом заметно выше. Следствием этого являются стагнирование полезного отпуска, увеличение удельных затрат и дальнейшее закручивание проблемы по спирали. Представитель потребителей высказал пожелание назначить ответственным чиновникам ключевой показатель эффективности в виде доли затрат на электроэнергетику в ВВП страны.
Первый зампред комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев затронул вопрос продления субсидирования тарифов для Дальневосточного федерального округа (ДФО): срок их действия заканчивается в следующем году, но уже сейчас появляются инициативы по продлению еще на несколько лет. По мнению депутата, делать это автоматически нельзя, поскольку практика показала, что 60% субсидий достаются крупному высокорентабельному бизнесу, имеющему кратно большую собственную прибыль, а вовсе не малому и среднему бизнесу, инвестиционным проектам. По его мнению, необходима как минимум существенная корректировка механизма, направленная на поддержку только тех потребителей, которые приносят заметный вклад в реализацию государственной цели по развитию ДФО.
На это обратил внимание и партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев. По его словам, действующий механизм субсидирования ДФО стимулирует поставщиков завышать затраты и из-за отсутствия адресности субсидий не имеет должного эффекта. «Адресность субсидии и обеспечение инвестиций в энергоинфраструктуру – штрихи, которых недостает механизму субсидирования ДФО. Сегодня скидку получают все без исключения предприятия, оплачивающие электроэнергию по тарифу, превышающему 4,3 руб./кВт-ч. (4 руб./кВт-ч в 2017 году). Притом что потребители, например, в Волгоградской области в 2017 году платили 7,2 руб./кВт-ч. Таким образом, только 3 млрд из 24 млрд руб. в 2017 году пошло на поддержку действительно нуждающегося в ней бизнеса. Изначально целью внедрения механизма было привлечение инвестиций в ДФО. Соответственно условием для получения скидки в тарифе должно стать обязательство инвестиций в промышленное производство или в развитие энергетической инфраструктуры Дальнего Востока», – отмечает эксперт.
Также тема субсидирования тарифов для ДФО стала центральной в рамках прошедшего накануне совещания в правительстве под руководством заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака. По информации «НГ», в ходе доклада Минэнерго озвучило предложение, которое было уже зафиксировано в решении Госсовета от 10 сентября на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) под председательством президента РФ Владимира Путина. Согласно этому предложению, надбавка должна распространяться только на низковольтных потребителей, а также на поддержку компаний, которые реализуют инвестиционные проекты, отобранные по специальной методике, с созданием новых рабочих мест.
Представляющий интересы промышленности директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев предложил реализовать этот механизм уже в 2019 году, а также перенести финансирование надбавки в федеральный бюджет. В ходе совещания, по данным «НГ», идея снизить объемы надбавки уже в следующем году была поддержана Дмитрием Козаком. Между тем заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, по информации «НГ», поставил под сомнение принятое на ВЭФ решение, отметив свое несогласие с позицией курирующего вопрос вице-премьера, и по итогам совещания было принято решение продолжить обсуждение, в том числе в правительстве.
Таким образом, и участники круглого стола, и чиновники правительства, по сути, согласны с необходимостью перемен в подходах к государственному регулированию отрасли: ее нужно развивать в интересах потребителей, используя резервы и стимулируя в первую очередь эффективность компаний, повышая прозрачность и простоту тарифов, которые необходимо избавлять от нерыночных надбавок и нагрузок.
комментарии(0)