В России аспирантура – это третий уровень высшего образования. Фото с сайта www.hse.ru
Предстоящие изменения в системе подготовки аспирантов в России – увеличение сроков обучения в аспирантуре, обязательная подготовка и защита диссертации, финансирование аспирантов в период обучения, – анонсированные главой Российской академии наук Александром Сергеевым, вызвали широкую дискуссию в СМИ и профессиональном сообществе.
Надо отметить, что это ключевые аспекты реформирования аспирантуры не только в России, но и за рубежом. Некоторые из этих изменений связаны с самой системой подготовки научных кадров, в то время как другие – с преобразованием системы управления человеческими ресурсами.
Европейские докторанты
В Европе реформирование системы докторантуры связано прежде всего с Болонским процессом, докторские программы по подготовке специалистов-исследователей рассматриваются как третья ступень профессионального образования. Cтатус докторантов, как правило, в европейских странах регулируется законодательно, он различен в разных странах в зависимости от национальных правил и образовательных традиций. Докторанты могут быть сотрудниками образовательной или научно-исследовательской организации либо обучающимися; могут преподавать за дополнительную заработную плату или в рамках их докторского обучения. В целом в европейских странах наблюдается тенденция отношения к докторантам как к начинающим исследователям.
Статус докторанта тесно связан с источниками и механизмами финансирования обучения. На практике существует несколько видов финансирования:
- гранты, стипендии и стажировки (национальные, региональные, европейские, государственные или частные, промышленные);
- заработная плата;
- самофинансирование (часто в случае обучения неполный рабочий день).
Во многих странах по-прежнему не покрываются расходы на социальное обеспечение, поэтому докторанты не имеют права на пенсионное обеспечение, пособие по безработице или отпуск по беременности и родам. Вместе с тем, по общему мнению, финансирование, которое включает плату, расходы на проживание и социальное обеспечение, независимо от юридического характера занятости обеспечивает важнейшие стимулы для привлечения широкого круга граждан в докторантуру. Обеспечение большей диверсификации финансовых ресурсов и их управление представляет собой серьезную проблему для университетов, которые предлагают докторские программы и хотят достичь критической массы докторантов.
Процедура поступления в докторантуру различается в разных университетах и странах. Но в основном она осуществляется на конкурсной основе, включающей вступительные экзамены и/или интервью. Правом поступления в докторантуру обладают выпускники магистратуры, показавшие значительные академические и научные результаты (без вступительного экзамена или интервью). Но в отдельных случаях могут также учитываться профессиональные квалификации и опыт.
В число документов, которые требуют университеты от докторантов, как правило, входят: публикация (статья в журнале или по результатам участия в конференции в сборнике), CV и предложения по исследовательскому проекту. Часто в качестве предварительного условия для участия в программах мобильности университеты требуют от докторантов хорошего владения иностранным языком, чаще всего английским.
Продолжительность обучения в докторантуре в большинстве стран определяется законодательно. В основном это три года, но существуют процедуры по продлению этого срока на один год и более. На практике защита докторской диссертации происходит в течение четырех или даже пяти лет. В Великобритании законодательно обучение в докторантуре в среднем от трех до четырех лет, но на практике этот срок увеличивается до пяти лет. Средний возраст докторантов в Великобритании – 25–32 года.
Компетенции научного руководителя, по общему мнению, являются основным фактором успешного формирования исследовательской культуры, высокоэффективной работы в докторантуре, качества обучения. Роль и обязанности научного руководителя отличаются от страны к стране, что отражается даже в большом разнообразии названий. Например, ментор (англ. – mentor), репетитор (англ. – tutor), промоутер (англ. – promoter), гид (англ. – guide), инструктор (англ. – instructor), координатор (англ. – coordinator).
Повышение квалификации научных руководителей становится одной из приоритетных задач в большинстве европейских университетов и стран. К примеру, правительство Великобритании с 2003 по 2010 год осуществляло финансирование повышения квалификации научных работников через фонды Робертса, ряд дополнительных программ и инициатив. В настоящее время в Великобритании и Ирландии действуют национальные кодексы докторантуры, предусматривающие обязанность каждого университета обеспечивать профессиональное развитие научных руководителей. Больше того, финансирование университетов со стороны государства в Великобритании зависит от повышения квалификации научных руководителей. Такое давление со стороны государства является для университетов важнейшим стимулом для организации повышения квалификации научных руководителей в британских университетах и достижения устойчивого качества их работы с докторантами.
Что касается вопроса о числе докторантов на одного научного руководителя, то, как правило, в среднем на одного научного руководителя приходится от четырех до шести докторантов. Но обычно нет конкретного максимального ограничения по числу докторантов.
В большинстве университетов существует контроль за нагрузкой преподавателей, работа с докторантами является ее частью, поэтому соответствующие надзорные органы академических департаментов следят, чтобы у руководителей было достаточно времени для каждого докторанта. В отдельных университетах, например в Университете Хаджеттепе (англ. – Hacettepe University) (Турция), существует практика дополнительных выплат научным руководителям за работу с докторантами.
Основное требование к качеству докторской диссертации: она должна содержать новое понимание или знания, инновации, новый научный метод или применение известного метода на новом поле деятельности. Диссертация должна представлять результаты оригинальной научно-исследовательской работы и быть в контексте теоретических знаний. Она (или хотя бы ее часть) должна быть опубликована в рецензируемом научном журнале или в виде рецензируемой книги. Однако временной разрыв между представлением и публикацией во многих журналах является серьезным препятствием для достижения этой цели.
Школы и сети
Если в 2007 году только 20% университетов имели докторантские школы, то уже в 2009 году – 65%, в 2013-м – 85%. Докторантская исследовательская школа представляет собой организационную структуру, которая работает только с докторантами и ведет научно-исследовательскую проектную работу. Докторантские школы могут быть организованы на факультетском и институциональном уровнях, в рамках нескольких образовательных организаций (создание исследовательских сетей, групп), по отдельным направлениям подготовки (исследований или исследовательской темы) или междисциплинарной области. Докторантские школы могут отвечать также за набор докторантов из числа граждан страны и иностранных граждан, а также подготовку к работе в академической и других сферах деятельности.
В некоторых странах докторские школы создаются под эгидой министерств образования (например, в Финляндии и Франции) или в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами и финансирующими организациями (например, Институтом Макса Планка или Национальным университетом в Германии). Докторские школы способствуют включению докторантов в научные группы, проекты, центры передового опыта. Организованные на институциональном уровне докторские школы обеспечивают исследовательскую среду с общим набором правил и кодексов практик для всех докторантов, что также помогает создавать и поддерживать единые требования к качеству исследований и докторских диссертаций.
Докторские школы, как правило, предлагают специализированные курсы, обучение общим навыкам, открыты для междисциплинарных подходов и программ. Дополнительным позитивным аспектом докторских школ является социальная среда, которую они обеспечивают докторантам, ощущающим себя частью сообщества докторантов с аналогичными потребностями и интересами.
Во многих странах мира активно внедряются программы профессиональной докторантуры. Существуют различия по определению профессионального доктората в разных странах мира, где профессиональный докторат введен законодательно в систему подготовки. К примеру, в одних странах (США, Канада, Франция, Бельгия, Италия) степень доктора медицины является профессиональной, а в других – исследовательской (Великобритания, Ирландия). К докторским профессиональным степеням в ряде стран (к примеру, во Франции, Бельгии, Италии) относятся доктора права (DL), делового администрирования (DBA), которые рассматриваются как составляющие систему подготовки профессионального, а не академического доктората.
Третий уровень высшего
В России в последние четыре года аспирантура является третьим уровнем высшего образования, что соответствует многим обозначенным зарубежным подходам, но характеризуется одновременным наличием преимуществ и проблем. Не следует забывать, что современное российское общество нуждается в дополнительном притоке кадров высшей квалификации, способных на профессиональном уровне заниматься исследованиями и разработками новых технологий.
Например, в транспортной отрасли России не хватает более 50% специалистов, реализующих внедрение новых технологий. В отрасли связи не хватает более 50% специалистов, разрабатывающих бизнес-стратегии развития компаний, и более 40% специалистов, организующих разработку и реализацию мер по внедрению новых технологий.
При этом требуемого увеличения численности исследователей до 2030 года при сохранении существующих условий формирования персонала и подготовки кадров высшей квалификации не предвидится. В настоящее время по России средний возраст исследователей составляет 48 лет, докторов наук – 62 года, кандидатов наук – 52 года. Эффект старения кадров будет наиболее ощутим на фоне снижения доли аспирантов, защищающих диссертации. В 1992 году доля таких аспирантов составила 21,1%, в 2005-м – 31,7%, а в 2016 году снизилась до 14,4%.
Падение доли защит диссертаций выпускниками аспирантуры происходит на фоне дисбаланса между снижением престижности педагогической, научной и исследовательской деятельности в обществе и ростом спроса на ученые звания и степени, расширением спектра форм платного обучения по программам аспирантуры, ослаблением качества и снижением доли исследовательского компонента в диссертациях, увеличением диспропорции в количестве специалистов, подготавливаемых по разным профессиям. Все это говорит о необходимости совершенствования программ подготовки аспирантов и учета при этом значимого зарубежного опыта.
Наиболее востребованные направления аспирантской подготовки – технические, экономические и медицинские науки. В 2016 году на долю подготовки по соответствующим научным направлениям от общего числа аспирантов пришлось 31,2%, 11,2% и 9,9% соответственно.
Значимой для реализации программ аспирантуры, ее организации и финансирования является форма обучения. Срок обучения очных аспирантов составляет три года, заочных – четыре. В 2016 году очно в аспирантуре обучалось более 40 тыс. мужчин, что составляет 56,5% от общего числа аспирантов, и около 31 тыс. женщин (43,5% от общего числа аспирантов).
Выбор очной или заочной формы подготовки зачастую происходит на основании факторов, непосредственно не связанных с образовательным или исследовательским процессом. На такой выбор, например, может повлиять предоставляемая мужчинам отсрочка от службы в вооруженных силах в случае очного обучения в аспирантуре.
Современным российским аспирантам необходимо подготовить и защитить по окончании аспирантуры научно-квалификационную работу (НКР). В «Законе об образовании» предусматривается соответствующая защита НКР в виде диссертационной работы в диссертационном совете на соискание ученой степени кандидата наук. При этом существующие подходы к проверке текстов НКР и текстов диссертаций на соискание ученых степеней на неправомерные заимствования не предусматривают возможности повторной защиты текста НКР в виде кандидатской диссертации.
Аспирантура как третья ступень высшего образования нацелена на подготовку научно-педагогических кадров. Формально она не связана с фактом защиты выпускниками диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Это ведет к тому, что у аспирантов отсутствует мотив к получению диплома об освоении программы аспирантуры, такой диплом не является востребованным работодателями, которым достаточно диплома бакалавра или магистра для решения о принятии на работу.
Для лиц, имеющих степень кандидата наук, обучение в аспирантуре считается вторым или последующим высшим образованием соответствующего уровня, что влечет за собой невозможность обучения или продолжения обучения в аспирантуре на бюджетной основе в случае досрочной защиты диссертации.
Кого и как брать в аспиранты
Значимыми являются правила приема аспирантов. Сегодня в России прием в аспирантуру проходит на основании вступительных испытаний, самостоятельно проводимых организациями. Наличие научного задела у будущего аспиранта учитывается только по формальным признакам (наличие и количество публикаций, дипломов и т.п.) в виде дополнительных баллов, оказывающих незначительное влияние на итоговое решение о зачислении.
При этом не учитываются степень научной подготовки и качество содержания имеющегося у абитуриента научного задела, нарушается преемственность подготовки кадров руководителями научных исследований магистрантов и аспирантов. Поэтому целесообразно предусмотреть дополнительный учет наличия рекомендаций руководителей предшествующих научных исследований, решений ученых советов подразделений и государственных аттестационных комиссий, выпускавших абитуриента из магистратуры или специалитета, придав таким решениям существенный вес в рамках проводимых конкурсных процедур.
Согласно «Закону об образовании» в редакции 2012 года, аспирантура нацелена на подготовку научно-педагогических кадров. Следует рассмотреть возможность педагогической подготовки всех аспирантов, учитывая потребность вовлечения научных кадров высшей квалификации в развитие системы образования и привнесение в нее результатов актуальных научных исследований. При этом факт успешного окончания аспирантуры может официально считаться получением выпускником в том числе и педагогического образования.
Качество подготовки научных кадров высшей квалификации во многом зависит от эффективности научного руководства аспирантами. Во многих зарубежных вузах аспиранту (соискателю степени PhD) необходимо выполнить научное исследование под руководством нескольких преподавателей и ученых, которые могут работать в разных организациях и странах.
В России аспирантом, как правило, руководит один научный руководитель. Существенно в этой связи численное соотношение аспирантов и научных руководителей. В 2016 году на одного научного руководителя в научно-исследовательских организациях России в среднем приходилось 1,5 аспиранта в то время, как в вузах – 2,2 аспиранта. В связи с трансформацией аспирантуры в еще одну ступень высшего образования открытым остается вопрос о соотношении доли учебных занятий и доли времени, отводимого на исследования и общение с научным руководителем, в учебном плане подготовки аспирантов.
Существует много примеров, когда кандидаты наук эффективно и успешно руководят подготовкой кандидатских диссертаций. В настоящее время такое руководство разрешается кандидатам наук только в виде исключения. Для этого необходимо соответствующее решение руководства организаций, критерии принятия которого четко не определены. Мы считали бы целесообразным разрешить руководство (соруководство) исследовательской работой аспирантов кандидатам наук, имеющим ученое звание, при соблюдении определенных условий (наличие стажа в должности доцента, успешного руководства квалификационными работами магистров, публикаций по специальности и т.п.).
Наконец, важно решить вопросы, связанные с соотношением обучения в аспирантуре и реальной трудовой деятельностью российских аспирантов. Не секрет, что большинство из них вынуждены работать параллельно с обучением в аспирантуре. При этом для многих из них такая работа оказывается не связанной или недостаточно связанной с тематикой проводимых ими исследований. Решению этой проблемы могли бы способствовать повышение стипендий аспирантов, большее (или обязательное) вовлечение их в проводимые организациями грантовые исследования, однозначное и безусловное включение срока обучения в аспирантуре в стаж трудовой или даже научно-педагогической деятельности обучающегося.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что подготовка кадров высшей квалификации – важнейший компонент формирования кадрового потенциала инновационной экономики. Бесспорно, опыт ведущих стран мира в области подготовки кадров высшей квалификации, их подходы к совершенствованию подготовки аспирантов необходимо учитывать для эффективной реализации государственной политики России в сфере образования и формирования целостной системы управления процессом подготовки кадров высшей квалификации по программам аспирантуры.
комментарии(0)