За восемь лет работы в Москве у Сергея Собянина появилась целая армия сторонников. Фото с сайта www.mos.ru
21 июня исполнилось 60 лет мэру Москвы Сергею Собянину, одному из самых влиятельных политиков современной России. С большой долей вероятности можно утверждать, что в сентябре москвичи изберут его своим мэром на очередные пять лет. Судя по заявлениям градоначальника, он намерен продолжить совершенствовать мегаполис, следуя своей главной идее: «Город, удобный для жизни».
Когда в 2010 году Сергей Собянин пришел на пост руководителя Москвы, основные трудности мегаполиса были очевидны всем, однако мало кто представлял, как их решать. После мощного рывка 90-х город терял энергию, а проблем становилось все больше: транспортная система функционировала на грани коллапса, город задыхался от точечной застройки, улицы и площади были заняты незаконными парковками, заставлены ларьками, завешаны рекламой так, что не было видно архитектурных шедевров города. В Москве было немало хороших школ, но большинство школьников учились в посредственных учебных заведениях, недостатки которых их родители компенсировали репетиторством. В столице были хорошие поликлиники, но большинство москвичей вынуждены были выстаивать очереди, чтобы попасть к врачу. И это только часть сложностей, которые вспоминают горожане сейчас.
Ускорение реактивными темпами
От Собянина, конечно, ожидали, что он начнет решать проблемы Москвы, но взятый им темп и объемы работ мало кто прогнозировал. Первое, что заметили москвичи, – комплексная попытка запустить движение транспорта в Москве, избавив ее от пробок. Многим сложно было предположить такие темпы строительства автомагистралей – с 2011 по 2018 год их протяженность выросла на 16%. Было построено 700 км новых дорог, 208 искусственных транспортных сооружений, таких как эстакады, тоннели и мосты, и 204 пешеходных перехода. Для сравнения, в 2006–2010 годы построили только 168 км и 48 искусственных транспортных сооружений.
Никто не мог представить, что мэр решится на введение платной парковки, и, когда в 2012 году начали обустраивать цивилизованные парковочные места, скептики ожидали скорой отмены этой меры. Однако сейчас в Москве более 80 тыс. платных парковочных мест, что позволило разгрузить дороги, уменьшить количество заторов из-за оставленных на улицах водителями как попало машин. Скорость движения увеличилась в итоге на 16%, экстренные службы стали приезжать на вызовы в три раза быстрее, а общественный транспорт курсирует по выделенным полосам. «Меня восхищают карманы и полосы, выделенные для общественного транспорта, – говорит ректор ГИТИС Григорий Заславский. – Такси, можно сказать, – это результат технического прогресса. Мобильные приложения, все такое. Может быть. Но карманы для парковок – это же на поверхности лежит, как и выделенная полоса для автобусов и троллейбусов и заезд на остановку. Это же можно было сделать и 30 лет назад, тем более – 10, когда уже пробки не позволяли двигаться на машине быстрее, чем 19 км/ч. А сделал он. Ну и за бесплатные парковки для многодетных семей я тоже говорю ему большое человеческое спасибо».
К тому же за пять лет платные парковки принесли в городской бюджет более 16 млрд руб., которые были направлены на улучшение города.
Да и само благоустройство Москвы при Собянине было выведено на новый уровень. Для горожан и экспертов абсолютной неожиданностью стала как сама программа «Моя улица», которой не было раньше в истории столицы, так и ее масштабы. За несколько лет забитые машинами улицы с узенькими тротуарами удалось превратить в комфортные и зеленые прогулочные зоны – теперь это место не только для машин, которые из-за оптимизации движения могут ездить по городу, а не стоять в пробках, но и для пешеходов, среди которых становится все больше туристов. Обновление улиц потянуло за собой развитие ресторанной индустрии – по инициативе Собянина порядок открытия веранд и кафе был упрощен и их количество с 2011 года увеличилось на 103,4% (их более 2600, при том что в 2011 году было только около 1200). Программы благоустройства преобразили дворы, парки и многие улицы Москвы. На Садовое кольцо, Тверскую и десятки других улиц вернулись деревья, уничтоженные несколько десятилетий назад. Сегодня по Москве приятно и комфортно гулять, а не просто идти быстрым шагом от станции метро до дома, офиса или магазина, как было раньше. Десятки тысяч болельщиков чемпионата мира по футболу в эти дни не устают удивляться тому, как изменился город, насколько комфортным и удобным для жителей он стал.
При мэре Собянине Москва решила проблему нервотрепки и очередей в государственных организациях и социальных учреждениях. Сегодня москвичи получают госуслуги в комфортных центрах «Мои документы», сеть которых была создана в городе, по сути, с нуля, или на электронном портале Mos.ru. Среднее время ожидания госуслуг в «Моих документах» – три минуты, и эти офисы смогли заменить в мегаполисе 1200 приемных органов власти. Многие вопросы в городе теперь вообще решаются онлайн – например, в поликлиники, школы и детские сады можно записаться через Интернет. Во взрослых поликлиниках 94% пациентов могут записаться к терапевту в день приема либо за день до него и быстро получить медпомощь.
Радикально изменилась система пассажирских перевозок. За несколько лет были построены более 70 новых станций метро и создана новая современная система общественного транспорта – Московское центральное кольцо, о которой ранее говорили только как о фантастическом для столицы РФ проекте. В итоге улучшилась транспортная доступность города для 3 млн москвичей, которые живут или работают рядом с новыми станциями метро и МЦК.
Москвичи при этом сегодня живут дольше. Благодаря росту числа высокотехнологичных операций, улучшению помощи при инфарктах и инсультах, расширению профилактики заболеваний и распространению ценностей здорового образа жизни средняя ожидаемая продолжительность жизни в Москве выросла с 74,2 до 77,9 лет. «Мне импонирует в Сергее Семеновиче Собянине его неброский, серьезный, грамотный стиль в управлении сложнейшим московским городским хозяйством, я вижу, как под его началом решения, касающиеся жизни мегаполиса, принимаются в деловом, прагматичном ключе, – отмечает врач Марк Курцер. – Как медик я хочу особенно отметить его работу по налаживанию адресной медицинской помощи в Москве, нацеленной не на формальное обслуживание или выполнение каких-то показателей, а на оказание москвичам реальной, эффективной, высокотехнологичной помощи».
Москва стала безопаснее. Благодаря первоочередным мерам по наведению порядка в сфере миграции и усилению мер безопасности число убийств в городе сократилось на 40%: с 582 случаев в 2010 году до 351 случая в 2017 году. Меньше стало грабежей, краж, случаев хулиганства и других преступлений против здоровья и имущества граждан, и гости чемпионата мира по футболу отмечают, насколько спокойно можно гулять по столице РФ и днем и ночью.
Сотрудничество власти и горожан помогает развиваться
И дело не в том, что Собянин просто решил многие проблемы москвичей, а в том, что он дал Москве второе дыхание и город снова начал развиваться. В Москве была создана система, которая позволяет горожанам участвовать в управлении городом: благодаря интернет-сервису городских опросов «Активный гражданин» более 2 млн горожан могут высказывать свое мнение по важным вопросам столичной жизни, подсказывать чиновникам, как нужно решать проблемы, и определять, каким должен быть мегаполис. За 3,5 года проект «Активный гражданин» стал лауреатом девяти престижных премий, в том числе нескольких международных. А недавно по инициативе москвичей в пилотном режиме стал работать новый проект – «Электронный дом», который позволит собственникам квартир управлять многоквартирными домами, проводить опросы жильцов, вести дискуссии и решать внутридомовые проблемы в онлайн-режиме. «В этом городе есть диалог с властью. Большое спасибо Сергею Семеновичу Собянину за это, – говорит председатель Объединения многодетных семей города Москвы Наталья Карпович. – Сегодня с помощью различных электронных систем мы можем напрямую обращаться со своими вопросами и предложениями, говорить о том, что у нас «болит», что бы мы хотели изменить в городе. Этот диалог помог рассмотреть такие сложные вопросы для семей с детьми, как увеличение пособий, количества путевок на летний оздоровительный отдых. Думаю, сегодня благодаря мэру мы можем продолжить этот диалог с городом».
Известны и приоритетные проекты ближайшего будущего. Предстоящие пять лет для Москвы – это старт программы реновации, которая улучшит жилищные условия более чем 1 млн москвичей. Это создание наземного метро (Московских центральных диаметров) для жителей Москвы и ближайшего Подмосковья. Построенная Большая кольцевая линия станет самой длинной кольцевой линией метро в мире – длиной 69 км. Предстоит строительство хордовых магистралей, которые разгрузят МКАД и ТТК. В планах – активное внедрение Московской электронной школы, «умной медицины», программ улучшения медицинского обслуживания пожилых людей и инвалидов, рост средней продолжительности жизни до 80 лет. Собянин, восемь лет следуя идее «Город, удобный для жизни», изменил город, превратив его в один из лучших мегаполисов мира, и не приходится сомневаться, что он остается ей верен и в случае, если останется на посту мэра на новый срок.
комментарии(0)