0
6877
Газета Идеи и люди Печатная версия

19.04.2018 00:01:00

В поисках стратегии развития

ЮНКТАД может помочь России в структурных преобразованиях экономики

Юрий Пискулов

Об авторе: Юрий Васильевич Пискулов – доктор экономических наук, профессор Всероссийской академии внешней торговли, академик РАЕН.

Тэги: стратегия развития, оэср, юнктад, россия, торговля, экспорт


стратегия развития, оэср, юнктад, россия, торговля, экспорт ЮНКТАД подтвердила универсальный характер своей деятельности. Фото со страницы UNCTAD в Flickr

Общество ждет убедительной стратегии развития страны с четко сформулированными целями на ближайшие 10–15 лет и системой критериев, по которым можно оценивать, достижимы поставленные цели или нет. Отсутствие стратегии ведет к дезориентации, еще больше тормозит развитие, лишает долгосрочного видения, какую страну мы строим. Недавние Столыпинский и Московский экономические форумы, а также ежегодная конференция Высшей школы экономики критиковали основы финансовой и экономической политики последних лет, требовали нестандартных мер. Российская академия наук, со своей стороны, предлагает системные решения и готова взять на себя стратегическое планирование.

Как известно, нет пророка в своем отечестве. Поэтому стоит оглянуться вокруг и посмотреть, как другие страны, находившиеся в схожем с нашим положении, решали и решают аналогичные проблемы и кто им помогает.

Помогать должна глобальная структура типа Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую мы хотели попасть, но нас не пустили. Для нас как для развивающейся страны больше подходит ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию, созданная более полувека назад в интересах развивающихся стран. Советский Союз уделял особое внимание этой организации, был лидером «группы 77» и рассчитывал на превращение ЮНКТАД в глобальную структуру своего влияния. Не получилось.

Россия сегодня последовательно проводит линию на сохранение универсального характера ЮНКТАД, противодействуя попыткам Запада превратить ее во второстепенное агентство технического содействия развитию. Бюджет ЮНКТАД состоит из регулярной части около 150 млн долл. и фонда реализации программ технической помощи – взноса доноров, государств и бизнеса – около 80 млн долл. Руководство: генеральный секретарь – кениец Мухиса Китуи, штат секретариата – 400 человек, в том числе 10 граждан России. Темы программ во многом определяются странами-донорами – в первую очередь западными, а в последнее время Китаем и Бразилией.

Россия является донором, активно участвует в программах оказания помощи и предоставляет развивающимся странам торговые преференции. Мы, как и другие бывшие социалистические страны, выступаем на международной арене как переходные экономики. ЮНКТАД в своих документах часто объединяет развивающиеся страны и страны с переходной экономикой аббревиатурой РПЭ.

ЮНКТАД известна в мире как крупнейший аналитический центр по проблемам развивающихся стран и их участия в глобальной экономике. Центральное место занимают документы сессии ЮНКТАД, проводимой каждые четыре года. В столице Кении Найроби в июле 2016 года состоялась XIV сессия организации. Принятые документы говорят о ведущей роли ЮНКТАД как координирующего центра ООН по комплексному рассмотрению актуальных проблем торговли и развития, в частности реализации глобальной повестки по устойчивому развитию до 2030 года.

Эти документы актуальны для России, особенно в контексте ключевых моментов стратегии ее развития, выдвинутой президентом Путиным в Послании Федеральному собранию.

Создание устойчивой экономики

В итоговом документе XIV сессии ЮНКТАД говорится, что организация, действуя как координационный центр ООН, будет оказывать развивающимся странам и странам с переходной экономикой (РПЭ) техническую помощь в осуществлении структурных преобразований и стимулирования экономического роста, изыскивать варианты политики более активной мобилизации внутренних и международных ресурсов с целью диверсификации производства и экспорта. При этом торговля и взаимосвязанные вопросы в области финансов, технологии и инвестиций являются ключевыми. Организация, говорится в документе, сосредотачивает свои усилия на трех основных направлениях: аналитическая работа, техническая помощь и формирование консенсуса по проблемам развития.

Отмечается необходимость укрепления многостороннего сотрудничества, стимулирования глобального спроса и производственных инвестиций. Была выражена обеспокоенность по поводу того, что усиление популизма и ксенофобии в мире может серьезно подорвать перспективы многосторонних инициатив.

Долговременная стагнация экономики и международной торговли вызвана главным образом факторами спроса. При этом стратегия сдерживания трудовых доходов и государственных расходов не решает, а лишь усугубляет проблему. В борьбе с долговременной стагнацией наращивание государственных инвестиций должно стать одним из главных инструментов. Замедление роста вызвано сочетанием ряда факторов: низкой склонностью к инвестициям, отсутствием технологического динамизма, неблагоприятными демографическими изменениями. Свою роль сыграло и стремление бороться с падением спроса исключительно за счет денежно-кредитного стимулирования. Такая политика подтолкнула компании к тому, чтобы вместо расширения производства направить прибыль на выплату дивидендов и приобретение финансовых активов.

Встраивание большинства стран РПЭ в мировые финансовые рынки имеет довольно слабое отношение к долгосрочным целям их развития. Хотя иностранный капитал и может играть полезную роль, восполняя дефицит внутренних сбережений, а прямые иностранные инвестиции (ПИИ) способствовать росту производительности труда, все большая часть иностранного капитала приходится на краткосрочные потоки, имеющие спекулятивный характер. В результате такие потоки могут разрушить макроэкономические условия, необходимые для роста производительности труда, структурных преобразований и социального развития.

Вместо того чтобы пытаться управлять притоком капитала и платежным балансом исключительно при помощи процентных ставок и таргетирования инфляции, стремясь удержать ее на очень низком уровне, этим странам следует взять на вооружение правильно подобранный набор инструментов управления счетом движения капитала и обменными курсами, чтобы сохранить доступ к внешнему финансированию реального сектора и одновременно не забывать о поощрении отечественных инвестиций. Центральные банки могут и должны делать больше, чем просто поддерживать стабильные цены или конкурентоспособный обменный курс. Они могли бы влиять на процессы кредитования и процентные ставки, помогая перевооружению промышленности. Для создания структурных механизмов и условий, которые стимулировали бы рост производительности труда и совокупного спроса в стране, необходима активная бюджетно-налоговая политика.

Россия упоминается как страна, в наибольшей степени пострадавшая от снижения цен на сырье и оттока капитала: обесценение валюты и инфляция ослабили внутренний спрос и углубили рецессию в экономике.

Развитие несырьевого экспорта

Эта задача является приоритетной в деятельности ЮНКТАД как важный фактор индустриализации, модернизации и ускорения развития стран РПЭ. В последние два десятилетия международная торговля изменилась в сторону торговли технически сложными, наукоемкими товарами на основе международной производственно-технологической кооперации (МПТК). Это стало результатом глубоких структурных сдвигов в мировой экономике, в первую очередь под влиянием использования ТНК сравнительных преимуществ или факторов сравнительной конкурентоспособности – более низких производственных затрат производства ТНК прежде всего в развивающихся странах. Многие из них, особенно страны Юго-Восточной Азии, превратились в центры обрабатывающей промышленности, что привело в начале 2000-х годов к бурному развитию торговли промежуточными товарами.

Вместе с тем, отмечает ЮНКТАД, темпы интернационализации производства стали ослабевать после рецессии, вызванной кризисом 2008 года. Наступил период возвращения производства в развитые страны, спровоцированный не только исчерпанием факторов сравнительных преимуществ (ростом стоимости рабочей силы и уровня технологического развития в развивающихся странах), но и рядом геополитических факторов, таких как усиление разногласий между странами, кризис американского лидерства, политика новой администрации США и т.д.

В сложной обстановке кризиса глобализации по-американски развивающиеся страны продолжают возлагать свои надежды на возможности индустриализации, модернизации и ускорения роста, которые предлагает МПТК, – цепочки создания стоимости. О значении этих цепочек говорит международная торговля промежуточными товарами, составившая 46% общего объема торговли в 2014 году. Однако связь между участием в глобальных цепочках создания стоимости и экономическим ростом не всегда очевидна. Утверждение, что это участие означает автоматическое перетекание активов и технологий, связанных с ПИИ, в национальную экономику, не подтверждается эмпирическими данными.

Задачей промышленной политики в России должно стать развитие отечественной технологической и производственной базы, в том числе путем импортозамещения, использования возможностей ВПК (двойных технологий), активной кредитно-финансовой и налоговой политики.

Аналитики ЮНКТАД убеждены, что государству, ставящему задачи развития, предстоит сыграть решающую роль в формировании динамичной промышленной базы, эффективных местных рынков и энергичного предпринимательского сектора. Трудно найти примеры технологических и других эффектов деятельности ТНК в отсутствие действенного государственного регулирования. Новая промышленная политика должна использовать правила госзаказа (конкурсы и аукционы), финансировать НИОКР и устранять узкие места, особенно в инфраструктуре и базовых отраслях промышленности. 

Она должна выработать правила и адресную политику конкуренции в целях ограничения власти рынка, регулируя доступ к ключевым секторам роста, осуществлять координацию и регулировать владение производственными активами, включая интеллектуальную собственность, с целью поддержки инвестиций и инноваций.

Новая промышленная политика, воплощая некоторые черты успешных стратегий прошлого, должна адаптироваться к изменениям как местных условий, так и международных. Вероятность того, что развитые страны вступили в период длительной стагнации, ограничивает возможности экспорта в этих странах. Странам РПЭ следует учитывать данные обстоятельства и разрабатывать такие инструменты промышленной политики, которые в меньшей степени подвержены ограничениям внешней среды.

Комиссия по торговле и развитию ЮНКТАД на своей второй сессии в марте 2018 года утвердила повестку дня, основным вопросом которой является «адаптация промышленной политики к цифровому миру для диверсификации экономики и структурной трансформации». В тезисах этого пункта повестки говорится, что новые цифровые технологии могут принести большие положительные результаты, в частности повысить производительность труда, капитала, способствовать подключения к мировым рынкам.

Одновременно они влекут за собой серьезные проблемы: снижение роли производства как источника хорошо оплачиваемых работников в результате их вытеснения из автоматизируемого производства. Цифровой мир неизбежно затронет практически все сферы производства и потребления.

На сессии был рассмотрен вопрос: как распространение цифровых технологий изменит традиционные границы между отраслями экономики, между промышленностью и услугами и как разработчики могут адаптировать промышленную политику, чтобы задействовать потенциал цифрового мира в интересах диверсификации экономики и ее структурной трансформации?

Актуальность этой повестки для России очевидна. Цифровизация может поставить Россию на грань социального кризиса. По расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), если не стимулировать экономический рост и экспортную экспансию, то цифровизация за 12 лет может высвободить 12,5 млн работников.

Источники роста

В Послании президента России Федеральному собранию предлагается задействовать источники роста «на принципиально ином уровне». Это рост производительности труда, увеличение инвестиций, развития малого предпринимательства, кардинальное улучшение делового климата, обеспечение «высочайшего уровня предпринимательских свобод» и доступа предпринимателей к финансовым ресурсам, развитие конкуренции.

В программных документах ЮНКТАД этим источникам традиционно уделяется большое внимание. Отмечается, что в начале 2000-х во многих развивающихся странах наблюдалось увеличение нормы инвестиций. Китай и Республика Корея демонстрировали стремительный рост обрабатывающей промышленности на базе технологической модернизации и роста производительности труда. Наоборот, в Бразилии, Мексике, России доля обрабатывающей промышленности снижалась. В России и в меньшей степени в Бразилии существенный рост задолженности и инвестиций корпоративного сектора отмечался в нефтегазовой отрасли. Легкий доступ к дешевым ликвидным средствам и финансирование за счет заимствования не стало благом для секторов, находящихся ближе к переднему краю технологического прогресса и способных внести наибольший вклад в совокупный рост производительности труда. Напротив, привлечение заемных средств и увеличение инвестиций по-прежнему концентрировались преимущественно в отраслях, подверженных циклическим колебаниям и связанных с эксплуатацией природных ресурсов.

ЮНКТАД постоянно подчеркивает, что быстрая экономическая трансформация требует необходимого финансирования капиталовложений в основные фонды промышленности и в инфраструктуру. Для этого крайне важна проактивная политика создания возможностей банковской системы выдавать кредиты и обеспечивать ликвидность, содействовать формированию эффективной связки между прибылью и инвестициями.

Для наращивания предпринимательского потенциала и финансирования структурной трансформации развивающимся странам необходим доступ к мировым экспортным рынкам, а не чрезмерная опора на иностранный капитал. В свою очередь, укрепление связки между прибылью и инвестициями – это сложная задача, решение которой зависит от таких факторов, как глобальная экономическая среда, институциональные, технологические и структурные изменения, формирование эффективной внутренней банковской и финансовой системы и соответствующей промышленной политики. Важна также связка между прибылью, инвестициями и экспортом – повышение международной конкурентоспособности промышленности на основе роста производства обрабатывающей промышленности и производительности труда.

Успешный опыт Китая и Республики Корея говорит о том, что главной целью экономической политики при любом сочетании финансовых инструментов должен быть быстрый рост производительности труда. Какой именно набор мер политики позволит добиться этой цели, во многом зависит от местных, региональных и национальных особенностей компаний, отраслевых и рыночных структур.

Странам, стремящимся к ускорению роста и структурных преобразований, необходимо найти способы формирования такой банковской системы, которая могла бы обеспечить долгосрочное финансирование в целях развития. Такое финансирование предполагает наличие рисков, которые коммерческие банки брать на себя не хотят. Отсюда вывод о поощрении создания банков развития.

Важным элементом национальной политики инклюзивного и устойчивого развития, говорится в итоговых документах XIV сессии ЮНКТАД, является создание безопасной, стабильной и привлекательной среды для предпринимателей. Такая среда должна стимулировать предпринимательство, вознаграждать новаторов, создавать возможности для производительных инвестиций и не препятствовать конкуренции. Имеются возможности для повышения отдачи от сотрудничества между государственным и частным секторами, в том числе в рамках должным образом организованных государственно-частных партнерств. Несмотря на рост числа проектов на основе ГЧП, опыт говорит о том, что во многих странах такое партнерство является не более чем бухгалтерским приемом, чтобы освободить госбюджет от возникшего в связи с проектом долга.

Сравнительный анализ успешного опыта структурной трансформации свидетельствует о важности конкретной и эффективной формы взаимоотношений государства и бизнеса. Все эти партнерства обладали высокоэффективным аппаратом госуправления, тесно связанным с деловыми кругами и в то же время от них не зависимым.

Важную роль в развитии этих отношений играет справедливое, рациональное и надежное законодательство плюс политика по вопросам конкуренции и защиты прав потребителей. ЮНКТАД будет продолжать оказывать развивающимся странам и странам с переходной экономикой помощь в разработке и осуществлении политики и законодательства в области конкуренции и защиты прав потребителей, в том числе посредством проведения добровольных коллегиальных экспертных обзоров и обмена передовым опытом.

Некоторые выводы

Будем надеяться, что опыт главной организации развивающегося мира будет востребован при разработке стратегии экономического развития России хотя бы на ближайшие 5–10 лет, станет частью глобальной повестки в области устойчивого развития на период до 2030 года. В сегодняшней сложной геополитической обстановке это отвечает нашим интересам.

Учитывая декларируемое ЮНКТАД намерение оказывать странам РПЭ помощь в разработке политики в отдельных областях, следовало бы провести с руководством организации переговоры об аналитической и технической помощи в подготовке комплексной и отраслевых стратегий России. Эта аналитическая работа и исследования могли бы, на наш взгляд, вестись как на безвозмездной основе (в счет взносов России), так и на коммерческой, с привлечением компаний и организаций, участвующих в продовольственной и другой помощи развивающимся странам. Объемы этой помощи, как известно, нарастают.

С учетом сотрудничества Евразийской экономической комиссии с ЮНКТАД необходимо подготовить и согласовать с руководством ЮНКТАД перечень тем совместных исследований, имеющих непосредственное отношение к задачам, поставленным президентом Путиным в Послании Федеральному собранию. Темы, инициативно подготовленные Всероссийской академией внешней торговли и согласованные с Департаментом международных экономических организаций Минэкономразвития следующие:

– исследовательская работа, техническая помощь и формирование консенсуса с целью разработки национальной стратегии устойчивого экономического роста;

– аналитическая работа и техническая помощь с целью диверсификации экономики, мобилизации финансовых ресурсов и формирования промышленной политики структурных преобразований в интересах ускорения экономического развития и благотворной интеграции в мировую экономику;

– исследование институциональной среды инвестиционной политики, обеспечивающей переток ресурсов из отраслей производства с низкой добавленной стоимостью в сектора высокой производительности труда и добавленной стоимости;

– исследовательская работа и техническая помощь с целью развития сотрудничества между государственными и частными секторами, позволяющего компаниям всех размеров участие в региональных и глобальных цепочках добавленной стоимости, стимулирующих создание международно-конкурентоспособного национального производства;

– исследовательская работа и техническая помощь с целью создания безопасной, стабильной и привлекательной предпринимательской среды, и развития конкуренции;

– развитие сотрудничества с научно-исследовательскими институтами и университетами и использование научно-исследовательского потенциала по проблемам торговли, развития и взаимосвязанным проблемам финансов, инвестиций, технологий и других вопросов с целью реализации национальных стратегий развития до 2030 года.

«Рассчитываю, – подчеркнул президент в Послании Федеральному собранию, – что российский бизнес будет наращивать свой вклад в прорывное развитие страны». Частичкой этого вклада могла бы стать помощь в финансировании названных тем сотрудничества. В бюджете денег на эти цели нет. Пусть ЮНКТАД нам поможет!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Программа льготной сельской ипотеки будет продолжена

Программа льготной сельской ипотеки будет продолжена

Михаил Сергеев

Новые инфраструктурные проекты начнут реализовываться в поселениях Донбасса и Новороссии

0
5054
Константин Ремчуков. Китай собирается отправлять в космос туристов уже в 2027 году

Константин Ремчуков. Китай собирается отправлять в космос туристов уже в 2027 году

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.10.24

0
4527
Британцам предложили расплатиться за грехи двухсотлетней давности

Британцам предложили расплатиться за грехи двухсотлетней давности

Данила Моисеев

Спор о репарациях за работорговлю уже не будет чисто теоретическим

0
5712
Южнокорейцы расскажут в Брюсселе о северокорейцах в России

Южнокорейцы расскажут в Брюсселе о северокорейцах в России

Геннадий Петров

Сеул уже не исключает для себя вмешательство в конфликт в Украине

0
2286

Другие новости