0
9631
Газета Идеи и люди Печатная версия

22.03.2018 00:01:00

Страна, у которой многое получилось

Хозяйка последних зимних Олимпийских игр – один из чемпионов долговременного экономического роста

Виталий Мельянцев

Анна Горожанкина

Об авторе: Виталий Альбертович Мельянцев – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой международных экономических отношений Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова; Анна Андреевна Горожанкина – сотрудник Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: южная корея, республика корея, экономика, ввп, история, реформы


южная корея, республика корея, экономика, ввп, история, реформы Конфуцианско-протестантское воспитание корейцев дало зримые плоды. Фото Pixabay

Республика Корея – одна из немногих в прошлом экономически отсталых стран, сумевшая за последние 60–70 лет, несмотря на массу проблем, трудностей и острый дефицит природных ресурсов, не только перейти в число богатых развитых государств, но и выдвинуться в их группе как весьма конкурентоспособная инновационная держава.

По индексу международной конкурентоспособности ее экономика среди примерно полутора десятка крупных стран мира с ВВП (по паритету покупательной способности) свыше 2 трлн долл. занимает шестое место, а объем ее валового продукта составляет половину от показателя РФ.

Основные драйверы роста

В основе южнокорейского успеха – действие ряда взаимосвязанных факторов.

Одна из восточных мудростей гласит: если вы хотите добиться успеха, научитесь радоваться препятствиям. Чего-чего, а уж препятствий на пути развития у корейцев за длинную историю их государственного существования было более чем достаточно. Их не раз угнетали соседи, в том числе весьма жестко японцы в годы колониального правления (1910–1945). Но у корейцев, южан и северян, крутые испытания сформировали без преувеличения стойкий, жизнеспособный характер, умение более или менее системно противостоять острой международной конкуренции в регионе, в котором активно действуют сильные игроки – Япония, КНР, США, Тайвань и другие.

Вскоре после окончания корейской войны (1950–1953) Республика Корея, которая по уровню ВВП в расчете на душу населения отставала и от КНДР, и от ряда бедных африканских стран, приступила к осуществлению индустриализации, основанной на синергии рынка и сильного, ответственного государства, реализовывавшего комплексные планы развития и проводившего прагматичную (не так часто встречающуюся в других развивающихся странах) политику экспортно ориентированного импортозамещения.

Корейское государство было и остается весьма активным в создании благоприятной среды для развития предпринимательства, в стимулировании наращивания экспортного потенциала и его диверсификации. Крупным и средним корпорациям, успешно выполнявшим ежегодные планы по объему экспорта и его товарной структуре, предоставляли налоговые льготы, льготные кредиты. Для них были снижены тарифы на импорт сырья и компонентов, необходимых для производства экспортных товаров.

Внешняя, прежде всего американская, помощь в финансировании корейской индустриализации, достигавшая на ее начальных этапах почти трети всех внутренних капитальных вложений в стране, уже в 1970-е годы сократилась втрое. Однако намного большую роль в экономическом прогрессе Республики Корея, как, впрочем, и некоторых других азиатских новых индустриальных стран, сыграл и продолжает играть фактор доступа экспортных товаров на емкий рынок США.

Республике Корея не удалось полностью избежать дисбалансов и кризисов. Переход к демократизации и либерализации в 1990-е годы привел к неконтролируемому разрастанию власти чэболей и впоследствии  большой их задолженности. Положение корпоративного сектора осложнило падение цен на экспортные товары, неблагоприятно высокий для экспортеров курс воны, повышение процентных ставок и рост заработной платы.

Однако подчеркнем, что Южная Корея посредством проведения системных посткризисных реформ сравнительно быстро ликвидировала тяжелые последствия кризиса. Благодаря скоординированным антикризисным мерам и оперативному их осуществлению были также минимизированы последствия мирового финансового кризиса 2008-го.

Один из ключевых факторов южнокорейского чуда – это, безусловно, форсированное (для страны с умеренным уровнем доходов) развитие научных технологий для экспортно ориентированного роста. Основы стратегии были заложены еще в 1960–1970-е годы с появлением Министерства научных технологий, Корейского института научных технологий (KAIS), множества научных городков и институтов. В Республике Корея создавались условия для адаптации заимствованных технологий и развития собственных НИОКР. Наряду с расходами на НИОКР росли охват населения образованием и количество ученых в стране – одним словом, создавалась основа для интенсивного экономического роста.

Безусловно, в реализации продуманной, нацеленной на результат политики не последнюю роль играли корейские национальные черты: трудолюбие, ответственность и патриотизм.

Эффективность экономического развития

Республика Корея вследствие проведения системных реформ, направленных в том числе на повышение эффективности государственного регулирования (по уровню которого она практически догнала наиболее развитые страны) и улучшение инвестиционного климата (по легкости ведения бизнеса занимает первое место среди крупных стран мира), сумела в последние пять-шесть десятилетий достичь среднегодового темпа прироста подушевого ВВП, примерно втрое большего, чем в среднем по развитым государствам. В результате ее подушевой ВВП вырос с менее чем 1/10 от уровня США в 1960-е годы до более 2/3 в 2017-м (см. график 1).

 В результате проведения энергичной экспортно ориентированной политики увеличился вклад экспорта в экономический рост Южной Кореи с 1/2 ВВП в 1960–1980-е годы до 4/5 ВВП в 2000–2016 годах. В структуре экспорта увеличилась доля высокотехнологичной продукции до 27% к 2017 году, превысив в 1,5 раза среднемировой показатель (18%).

Вследствие государственной политики, прямо и косвенно способствовавшей наращиванию капиталовложений, в Республике Корея в 1960–2016 годах вооруженность труда физическим капиталом выросла примерно в 30 раз, а человеческим капиталом (если учитывать среднее число лет обучения взрослого населения) – по меньшей мере вчетверо. При этом южнокорейцы в числе двух-трех стран – лидеров мира по качеству образования (тесты по системам PISA, TIMSS), IQ (со средним значением 104,8), а доля в Республике Корея 25–34-летних с дипломами высшего образования (70%) на 3/5 выше, чем в среднем по странам ОЭСР.

Воспитанное в конфуцианско-протестантской традиции национальное трудолюбие корейцев наряду с государственной и корпоративной политикой стимулирования эффективности труда положительно влияли на рост отработанных человеко-часов (по числу которых южнокорейцы в 1980–2000 годах, 2500–2700 часов на одного занятого в год, были в числе рекордсменов мира), почасовой производительности труда (в 10 раз за период 1960–2016 годов) и совокупной факторной производительности (в 2,5 раза). В Республике Корея доля интенсивных факторов в росте ВВП в тенденции резко повысилась: вклада производительности труда – вдвое (с 46% в 1960–1980-е годы до 92% в 2000–2016 годах), совокупной факторной производительности – почти вчетверо (с 13 до 49%). (См. график 2.)

 Подчеркнем также, что в Южной Корее неуклонно росло и продолжает расти качество жизни, социальный пакет услуг, совершенствуется медицинское обслуживание. В результате средняя продолжительность  жизни за последние 60 лет выросла более чем в полтора раза – до 82–83 лет (второй результат в ОЭСР после Японии). А по индексу человеческого развития, отнесенного к США, Республика Корея в 1960–2017 годах повысила свой уровень втрое (см. график 1).

Трудолюбивая, образованная и здоровая рабочая сила в сочетании с хорошо продуманной инновационно ориентированной политикой государства, эффективным частно-государственным партнерством создали высокий инновационный потенциал. По расходам на НИОКР в ВВП Южная Корея занимает второе место (после Израиля) в мире, а по индексу инновационного развития среди крупных стран мира – вполне приличное для бывшей периферийной страны четвертое место. Число зарегистрированных «триадных» патентов по Республике Корея в последние 20 лет росло в 1,5–2 раза быстрее, чем ее ВВП. По числу роботов в расчете на 10 тыс. занятых в обрабатываемой промышленности (свыше 630 штук) страна с существенным отрывом занимает первое место, вдвое опережая Германию.

По уровню развития информационно-коммуникационных технологий Республика Корея также среди мировых лидеров. Охват корпоративного сектора и государственных учреждений широкополосным подключением к Интернету почти 100-процентный. Последние корейские разработки, 5G-технологии, были протестированы на зимних Олимпийских играх 2018 года в Пхенчхане.

Проблемы развития на современном этапе

Отмечая выдающиеся успехи Республики Корея за последние без малого шесть десятилетий, подчеркнем, что в последние 10–20 лет в стране происходит замедление темпов экономического роста. Это во многом связано с исчерпанием ряда благоприятствовавших факторов. В частности, с учетом высокой внешнеторговой квоты Южной Кореи (9/10 ВВП) дальнейший рост за счет форсированного развития по экспортно ориентированной модели представляется маловероятным.

Наблюдается также тенденция к снижению эффективности капиталовложений, что связано с усложнившейся структурой экономики, которая требует все больше удельных вложений в физический и человеческий капитал для каждой единицы ее роста. Предельная капиталоемкость роста по норме вложений в физический капитал за пять-шесть десятилетий выросла в 2,5 раза, а по норме вложений в совокупный фонд развития – практически втрое.

Дальнейший рост экономики Республики Корея за счет перелива рабочей силы из отраслей с низкой в отрасли с высокой капиталовооруженностью и производительностью труда также не представляется возможным. Вклад этого фактора в рост ВВП страны оказался практически нулевым в 2000–2016 годах. Это в немалой мере связано с высокой долей занятых в сфере услуг с низким уровнем производительности.

Говоря о производительности в целом, подчеркнем, что в Республике Корея в 2000–2016 годах произошло снижение темпов прироста почасовой производительности на 1/3 и совокупной факторной производительности (СФП) на 1/6. Однако заметим, что по среднегодовым темпам прироста СФП в 2000–2016 годах Южная Корея в 4 раза (!) опережала США и Японию.

Увеличение производительности труда за счет экстенсивных факторов видится маловероятным. Во-первых, вызывает затруднение дальнейшее увеличение рабочего дня, по длительности которого Республика Корея занимает одну из первых позиций среди развитых стран. Во-вторых, представляется маловероятным существенный рост и так уже внушительного числа лет обучения взрослого населения, годовые темпы которого сократились в пять раз за период 2000–2016 годов.

Проблема роста производительности усугубляется стремительным старением населения Южной Кореи. Доля пожилого населения (свыше 65 лет) резко увеличилась в последнее время, достигнув 13% в 2016-м. Учитывая тенденции к снижению рождаемости, развитию медицины, улучшению качества жизни, доля пожилых людей в структуре населения страны, вероятно, продолжит расти. Это повысит пенсионные отчисления, увеличит нагрузку на трудящихся и в результате негативно скажется на производительности труда и темпах экономического роста.

Дальнейший экономический рост Республики Корея в определенной степени ограничивается некоторым снижением уровня доверия со стороны бизнеса и потребителей в связи с внутренней политической нестабильностью, напряженным положением вокруг Северной Кореи и нарастающей международной конкуренцией со стороны КНР и ряда других быстро поднимающихся азиатских стран.

Вызывают также опасение некоторые факторы, негативно влияющие на благополучие корейского общества. Среди них высокая задолженность домохозяйств, достигшая в 2017 году 179% от располагаемых доходов, проблемы с трудоустройством, связанные с жесткостью рынка труда, и дисбаланс работы и личной жизни. Эти проблемы ведут к чрезмерному употреблению алкоголя, а в худшем случае к суициду, по количеству которого на 100 тыс. человек Республика Корея занимает первое место среди стран ОЭСР.

Вместе с тем подчеркнем: несмотря на ряд трудностей (а может быть, отчасти благодаря некоторым из них), Республика Корея смогла достичь многого. Государство, компании и корейское общество в течение многих десятилетий оказались способными твердо следовать разумному и прагматичному принципу «3C» (commitment, competence, consensus), которым руководствовались и другие восточноазиатские новоиндустриальные страны (например, Тайвань и Сингапур), упорно продвигаясь по пути построения инновационной, конкурентоспособной, процветающей страны, резко повышая качество человеческого капитала, формируя общество со сравнительно высоким уровнем взаимного доверия. Подчеркнем, что в отличие от многих латиноамериканских, африканских и ближневосточных стран в Республике Корея уровень неравенства распределения располагаемых доходов, измеряемый коэффициентом Джини, в полтора-два раза ниже.

График 1.
График 1.









График 2. 	Источник: данные Всемирного банка, Организации экономического развития и сотрудничества и ПРООН	 (United Nations Development Program)
График 2. Источник: данные Всемирного банка, Организации экономического развития и сотрудничества и ПРООН (United Nations Development Program)












Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
622
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
502
Климатический форум превращается в финансовый

Климатический форум превращается в финансовый

Ольга Соловьева

Развивающиеся страны требуют триллион долларов для своей зеленой трансформации

0
568
Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Сергей Никитин

Кризис на Кубе  усугубил коллапс системы электроснабжения

0
483

Другие новости