Жена Михаила Афанасьевича Булгакова Елена Сергеевна вспоминала, что «Театральный роман» ее муж писал легко и быстро, получая явное удовольствие от этой работы. Его можно было понять. Писатель показал так хорошо ему знакомый театральный мир: неискренний, фальшивый, завистливый и злорадный. Позже, в «Мастере и Маргарите», Булгаков заострил эту тему, показал во всей красе закулисный мир театра, рассказал, как жили и играли свои роли престарелые главрежи, путающие слова и не различающие окружающих; вороватые директора и алчные администраторы; бездарные актеры, готовые продать за роль не только мать родную, но и душу свою.
Прошло столько лет и что же изменилось в театральной Москве наших дней? Изменилось все, и многое не в лучшую сторону.
Череда скандалов потрясает столичный театральный бомонд уже несколько лет. Сладкий запах больших денег сыграл дурную шутку с некоторыми руководителями российских театров. Искусство они, конечно же, любят, но деньги, как оказалось, любят больше.
Началось все с того, что несколько лет назад оперативниками департамента экономической безопасности МВД РФ был задержан директор Театра кукол имени Сергея Образцова Андрей Лучин. Обвинение в его адрес было серьезным – хищение 12 млн руб. государственных денег. Лучин отделался пятью годами условно.
Скандалы, однако, продолжались. МХАТ, Новосибирский театр оперы и балета, большой ремонт Большого театра с большим же скандалом, РАМТ, наконец, потрясшая не только театральную, но и в целом либеральную общественность история с задержанием и заключением под домашний арест режиссера Кирилла Серебренникова и хозяйственных руководителей его театра.
После распада СССР многие учреждения культуры потеряли надежные источники финансирования. Но очень быстро те же директора театров стали заниматься не только пыльным реквизитом, но и вполне доходным бизнесом по сдаче в аренду помещений. Как известно, большая часть московских театров расположена в историческом центре Москвы. Недвижимость здесь на вес золота. Вот и стали подселяться к жрецам Мельпомены различные коммерческие конторки, среди которых было немало современных «Рогов и копыт». Помнится, художественный руководитель одного из крупнейших московских театров – Центрального театра Российской Армии – едва не лишился жизни, повздорив с владельцами мебельного салона, которым он же и сдал историческое помещение.
Солидное место среди торгующих своей площадью занимает и известный театр имени Ленинского комсомола. При этом «Ленком» совсем не бедный театр. Этому учреждению помимо властей традиционно помогали богатые меценаты. Один из них – нынешний зять бывшего президента Украины Кучмы – Виктор Пинчук. Человек, известный как украинский олигарх с весьма неоднозначной биографией. Другой меценат театра – Александр Таранцев, глава группы компаний «Русское золото». Его обвиняли в убийствах (см. «Коммерсантъ» от 18.01.08), сажали в тюрьму в США. Помнится, освобожденного из американского острога Таранцева в Шереметьево лично встречал и приветствовал взволнованный народный артист СССР и руководитель театра «Ленком» Марк Захаров (см. «Коммерсантъ» от 21.03.98). Наконец, в прошлом миллиардер, владелец «Черкизона», а ныне банкрот Тельман Исмаилов. Сейчас он скрывается от российского правосудия, а совсем недавно его нередко видели на премьерах «Ленкома» в первом ряду партера.
Марку Анатольевичу Захарову «Ленком» обязан своей популярностью. Но мастеру в будущем году исполняется 85 лет и ему все труднее уследить, что происходит и на сцене, и тем более за кулисами. В театре уже давно безраздельно правит директор Марк Варшавер, личность, хорошо известная в Москве. Не так давно его «популярность» приобрела всероссийский характер. Личный джип директора театра, нарушая все правила дорожного движения, парковался на тротуаре около входа в «Ленком». При этом, как писала Газета.ру (10.02.17), он едва не наехал на молодого человека, который стал все это снимать на камеру телефона. Марк Борисович вылез из машины и обратился к незнакомцу с достаточно угрожающей речью. Его проникновенные слова позабавили московскую театральную среду.
Благодаря неутомимой деятельности Варшавера из года в год растут цены на билеты в театр и сейчас это один из самых дорогих театров Москвы. Огромные суммы регулярно выделяются на ремонт помещений. Здесь прекрасно себя чувствуют арендаторы. Магазинчики, салоны, склады, фитнес-центры – кто только не был принят в последние годы под крышей знаменитого театра. Неразборчивость в выборе арендаторов, алчность хозяйственного руководителя театра привели несколько лет назад к страшной трагедии. Театр сдал помещение ночному клубу и во время стриптиз-шоу в помещении вспыхнул пожар. Судя по всему, огнетушители оказались бутафорскими: более 10 погибших, десятки угоревших и попавших в больницы, как сообщало РИА Новости (26.03.07). Ночной клуб «для состоятельных мужчин» именовался «911 VIP» и незадолго до пожара был награжден премией как «лучшая эротическая площадка». В театре горько шутили: «Была знаменитая сценическая площадка, а стала эротическая». Но шутили тихо, в театре порядки строгие: начальство здесь не принято не только осуждать, но даже обсуждать. Прокуратура Центрального округа Москвы возбудила уголовное дело, однако театральные чиновники вышли сухими из воды – к ответственности привлекли только директора клуба и двух барменов.
Был у «Ленкома» еще один проект, о котором сегодня тоже хорошо известно в прокурорских кругах. Но так как история вокруг этого проекта приобрела полукриминальный характер, обратимся к официальным документам. В письме Генеральной прокуратуры Азербайджана в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации в августе 2017 года за №12/1-143d-17 говорится о нарушении прав Фарида Ахвердиева на территории РФ. Цитируем это письмо: «В своем заявлении Ф. Ахвердиев указывает, что между ним и директором театра «Ленком» Варшавером Марком Борисовичем возникли противоречия после продажи отеля «Юность», собственником которого являлся заявитель. Также в заявлении указано на вымогательство денежных средств со стороны Варшавера М.Б. и его представителя Муромского Бориса Владиславовича, о постоянных угрозах и шантаже со стороны последнего в адрес семьи Ф. Ахвердиева… в результате чего заявитель и члены его семьи под страхом физической расправы были вынуждены покинуть территорию Российской Федерации…
Вызывает недоумение тот факт, что в отношении Ф. Ахвердиева правоохранительными органами Российской Федерации возбуждено уголовное дело и он объявлен в федеральный розыск, так как между сторонами возник имущественный спор, который должен решаться в гражданско-правовом поле с рассмотрением и разрешением данного вопроса в судебном порядке.
Так, с 1991 года в результате распада СССР гостиничный комплекс «Юность», руководителем которого работал заявитель с 1987 года, стал предметом ожесточенных хозяйственных споров. По предложению директора театра «Ленком» Варшавера М.Б. и при поддержке Захарова М.А. было создано ЗАО «Юнком». Гостиница «Юность» должна была в финансовом плане поддержать коллектив театра «Ленком». В 2010 году при проверке хозяйственной деятельности театра «Ленком» Счетная палата Российской Федерации посчитала недопустимым коммерческое участие театра в ЗАО «Юнком», в связи с чем театр «Ленком» полностью продал акции Ф. Ахвердиеву.
В 2014 году мэрия Москвы предложила Ф. Ахвердиеву выкупить гостиницу «Юность», которую намеревались продать на аукционе и установили коммерческую сумму выкупа… вследствие чего в августе 2014 года инвесторы в лице Ахвердиева вложили необходимую сумму в покупку гостиницы «Юность». Однако директор театра Варшавер М.Б. потребовал от Ф. Ахвердиева отступные за продажу, в результате чего Ф. Ахвердиев вынужден был выплатить сумму в размере 400 тысяч долларов США Муромскому Б.В. С 2015 года Варшавер М.Б. постоянно вымогает денежные средства, угрожая жизни Ф. Ахвердиева и членам его семьи».
Ответ Генеральной прокуратуры России не заставил себя ждать. Процитируем его фрагменты: «Установлено, что в производстве СУ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве находится уголовное дело о хищении имущества ГБУК г. Москвы «Московский государственный театр «Ленком» (далее – театр «Ленком») в особо крупном размере. Обоснованность возбуждения уголовного дела проверена надзирающим прокурором, нарушений не выявлено.
По версии следствия генеральный директор ЗАО «Юнком» (далее – ЗАО, общество) Ахвердиев Ф.Г., являясь владельцем 750 акций общества, путем изготовления фиктивного договора купли-продажи ценных бумаг совершил хищение 250 акций ЗАО, принадлежащих театру «Ленком», вследствие чего стал единоличным владельцем 100% акций.
…В настоящее время расследование не завершено. С учетом собранных доказательств в отношении Ахвердиева Ф.Г. вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении мошенничества, объявлен его международный розыск. Решением Таганского районного суда г. Москвы ему заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу».
Гостиница «Юность» хорошо известна в Москве. Когда-то здесь часто бывали космонавты, знаменитые спортсмены, крупные деятели культуры, науки. После распада страны трудно пришлось и коллективу гостиницы. По словам Фарида Ахвердиева, «в 1993 году Варшавер предложил мне услуги в приватизации гостиницы. При этом меня заверили, что авторитет Марка Захарова поможет преодолеть все бюрократические препоны. Однако Варшавер подчеркнул, что такого рода вопросы не решаются безвозмездно. Однако денежные суммы переводились в люксембургский Нордеабанк на имя Варшавера. Марк Борисович не будет отрицать, что счет в этом банке помогал ему открыть сотрудник банка Ян Сброу – гражданин Люксембурга. Вся эта история с мифической поддержкой гостиницы со стороны руководителей театра тянулась до 2014 года. Ни одно из обещаний не выполнялось. После продажи гостиницы прошло почти три года, и все это время я стал объектом беспрецедентных атак со стороны официальных лиц театра. Мои близкие подвергаются шантажу, угрозам, в том числе со стороны криминальных структур. Главный аргумент оппонентов состоит в том, что якобы «Ленком» имел акции на 250 руб. При этом Варшавер требует 414 млн руб. Однако мифические 250 руб. в мой уставной фонд не поступали».
Российская судебная машина, как известно, медленно запрягает, но быстро едет. Однако в истории с конфликтом вокруг гостиницы «Юность» не может не удивить поспешность некоторых прокурорских и судебных решений. Никакие аргументы стороны, противной театру «Ленком», во внимание не принимаются. Более того, складывается впечатление, что уважаемые инстанции, принимая серьезные решения, даже не читали предоставленные им материалы.
«Из материалов дела усматривается, что Ахвердиев Ф.Г. выехал за пределы Российской Федерации, не зная о том, что полгода спустя в отношении его вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, а также то, что он находится в федеральном розыске, – пишет в апелляционной жалобе адвокат Ахвердиева Николай Сабуров. – Никаких данных о том, что Ахвердиев Ф.Г. намерен скрыться от органов предварительного расследования и продолжит заниматься преступной деятельностью, следователь в суд не представил. Выезд и последующее нахождение за пределами России Ахвердиев Ф.Г. осуществил на законных основаниях. Уголовное преследование в отношении него стало осуществляться уже после его отъезда из России. Следовательно, нахождение Ахвердиева Ф.Г. в настоящее время за пределами России не может быть расценено как его бегство от начатого здесь уголовного преследования».
Не будем грузить читателя юридическими формальностями. На своем знаменитом изображении богиня правосудия Фемида стоит с закрытыми глазами. В деле, о котором мы рассказали, глаза Фемиды, судя по всему, широко открыты, и видит она только одну сторону конфликта. Что же затуманило глаза богини правосудия? Авторитет известного театра? Или, может быть, как говорят в театральной среде, неимоверные лоббистские усилия хозяйственных руководителей театра, назойливо обивающих в эти дни пороги московских учреждений.
Остается надеяться, что соответствующие инстанции положат конец угрозам и шантажу со стороны некоторых хозяйственных руководителей «Ленкома» (если, конечно, этот факт подтвердится) и мы как благодарные зрители будем приходить в обновленный театр с молодыми честными руководителями, для которых в жизни важнее всего чистое искусство, а не подозрительный бизнес.