Следует называть вещи своими именами: одной из важнейших наших проблем является недостаточный уровень развития трудовых кадров, занятых в сфере экономики. Нехватка ответственности, исполнительской дисциплины, деловой инициативы, низкая мотивация к качественному труду, привитые у нас давно и сильно окрепшие в советское время, являются важнейшей причиной всех неуспехов нашей экономики.
Значимую роль сыграло и то, что в последние годы еще более упал престиж рабочих и инженерных профессий, как и уровень подготовки таких специалистов. Между тем именно промышленность, частная инициатива в сфере производства, а не банки и юридические компании составляют основу экономики.
Все это нужно признать и перестать бесконечно говорить только о необходимости ускоренного развития второй составляющей производительных сил – средств производства, технологий, новаций, организации экономики, структурной перестройки и т.д. Все это необходимо, но без повышения уровня мотивации, квалификации, ответственности и инициативы людей, занятых в экономике, ее эффективность быстро не возрастет и необходимого прорыва в экономическом развитии не будет.
Здесь можно долго рассуждать о возможностях совершенствования систем школьного, среднего и высшего образования, необходимой смене общественных установок и ценностей, в более широком смысле – государственной и общественной морали и идеологии.
Все это очень важно и нужно, но мы поднимем другую тему – возможность создания в России неких территориальных зон (анклавов) опережающего развития, обладающих более высоким уровнем развития производительных сил и способных в силу этого выступать локомотивами, драйверами более быстрого роста всей российской экономики.
Отметим сразу, что речь идет не о привычных экономических зонах, использующих различные налоговые и тарифные послабления. Эффективность таких образований, как известно, не высока. Дело вообще не в налоговых и таможенных льготах.
Речь идет принципиально о другом. Основными особенностями предлагаемых новых территориальных образований является, во-первых, визовый (ограниченный) режим въезда в них других граждан России, во-вторых, наличие в этих зонах собственной сильной валюты, свободно конвертируемой в ведущие мировые валюты по высокому курсу, и, в-третьих, глубокое включение этих российских регионов с особым правовым и экономическим режимом в международное разделение труда, мировые финансовые и инвестиционные потоки.
Основная цель введения ограниченного въезда в эти автономные экономические зоны (АЭЗ) граждан из других регионов страны – постепенная концентрация в них подготовленных трудовых кадров, обладающих наиболее высоким творческим и деловым потенциалом.
Гражданство населения АЭЗ, разумеется, российское, но для постоянного проживания в АЭЗ требуется регистрация с правом трудоустройства. За право жить и работать в АЭЗ нужно побороться, заслужить, причем не покупкой недвижимости, а исключительно личными деловыми и профессиональными качествами. Это, кстати, даст стимул для части населения страны к постоянному повышению своей профессиональной квалификации. Трудовая миграция в АЭЗ из государств ЕврАзЭС также должна быть ограничена.
Фильтрация на въезде в АЭЗ неподготовленных трудовых кадров может быть более важна, чем даже использование в АЭЗ собственной сильной валюты. Как бы жестко это ни звучало, но только качественный человеческий материал способен превратить АЭЗ в подлинные очаги экономического роста, обеспечить качественный прорыв в российской экономике.
Являясь неотъемлемой частью Российской Федерации, автономные экономические зоны будут, по сути, государствами в государстве. Визовый режим въезда граждан, наличие собственной сильной валюты (конвертируемого рубля) и высокая степень включенности в мирохозяйственные экономические связи являются сопряженными категориями и в совокупности превращают автономные экономические зоны в подлинные локомотивы ускоренного экономического развития страны. Сильная конвертируемая валюта, высокая мотивация труда и глубокая интеграция в мировой рынок – категории тесно взаимосвязанные.
Для примера – по состоянию на сегодня конвертируемый рубль должен и может обмениваться на доллары по курсу примерно 30 руб. за доллар. Причем простые рубли, имеющие хождение на территории всей Российской Федерации, будут по-прежнему стоить около 60 руб. за доллар или 60 руб. за конвертируемый рубль, используемый в автономных экономических зонах.
В АЭЗ должны быть минимальные внешнеторговые пошлины, свободное движение капитала, все возможные льготы и условия для прямых зарубежных инвестиций.
Большой экспортный потенциал АЭЗ важен потому, что одним из каналов эмиссии собственной сильной валюты (конвертируемого рубля) в любой из АЭЗ будет как раз обмен на эту новую валюту валютной выручки экспортеров, работающих в АЭЗ в соотношении: 1 доллар валютной выручки на 25–30 конвертируемых рублей.
Цены на товары в АЭЗ должны первоначально устанавливаться как в обычных рублях, так и в новой собственной валюте АЭЗ. Эффективное импортозамещение необходимо особенно в сфере производства продукции сельского хозяйства. Например, в АЭЗ должна начать широко использоваться потребительская и производственная кооперация, без чего задыхается наше сельское хозяйство. Для АЭС также применима концепция увеличения внутреннего спроса на отечественную продукцию за счет создания рынка малоэтажного индивидуального жилья, других отечественных товаров первой необходимости, способных составлять конкуренцию любым импортным товарам. Все это важно в том числе и как фактор стабилизации внутреннего валютного рынка, ограничения объема непроизводительного импорта в автономной экономической зоне.
Инфляция в экономиках АЭЗ по определению будет невелика, как и стоимость кредита. Причем произойдет это достаточно быстро и естественным путем, без денежно-кредитного насилия над экономикой. Если в России и появятся международные финансовые центры, нормальная инфраструктура, то возникнут они как раз в автономных экономических зонах.
Общее число АЭЗ вряд ли должно быть большим. Полагаем, не более двух-трех на всю страну. Какие конкретно территории России могут претендовать на эту роль, судить не беремся. Вопрос сложный и отчасти геополитический. Например, Москва, Калининградская область или российский Крым вряд ли могут претендовать на такую роль. Москва к тому же по ряду параметров уже не может претендовать на роль национального экономического лидера, а вот Ленинградская область или отдельные регионы Урала, Сибири, Дальнего Востока способны справиться с этой миссией.
Мы хорошо понимаем все сложности на пути реализации выдвигаемой концепции, но также уверены в том, что, будучи реализованной в завершенном и целостном виде, она способна дать существенный импульс социально-экономическому развитию России. Уже ясно, что такую махину, как экономика России, трудно сдвинуть с места разом и всю целиком. Велика сила инерции. Неэффективность стала системным, глубинным признаком социально-экономической сферы. Так, может, целесообразно делать подвижки по частям?