Пока эксперты спорят, школьники занимаются по учебным пособиям, которые для них выбрали взрослые. Фото PhotoXPress.ru
Нужно ли школе, и прежде всего ученику, многообразие учебников по каждому изучаемому предмету? Да, нужно, утверждают одни эксперты, ссылаясь на опыт самых развитых стран мира, будь то Европа, Америка или Азия. Нет, не нужно, не соглашаются другие. Россия сама является огромным миром, а тот требует единства образовательного пространства. Учатся же дети в любом случае по единственному учебнику, притом выбранному не ими, а школой. И если новый учитель меняет учебник, покупать его приходится родителям: государство уже заплатило за отмененный и повторных закупок не делает. Давайте оставим специалистов ломать копья и послушаем, что думают в Москве те, ради кого и затевается учебный процесс, – учащиеся из числа старшеклассников, а также родители ребят помладше.
«Так случилось, что несколько лет назад моим сыну-шестикласснику и дочери-девятикласснице за один лишь учебный год довелось трижды учиться по разным учебникам, – рассказала Людмила из Новой Москвы. – В Тюменской области, где мы поначалу жили, был один набор. Затем в связи с новым назначением мужа мы переехали в Московскую область, где был другой. А когда эта часть региона стала Новой Москвой, кое-что поменялось опять. У меня очень хорошие, умные дети, поэтому все эти неожиданные для нас сложности они преодолели сравнительно легко. Но зачем было их создавать? Для многих, уверена, они обернулись бы серьезной проблемой. Все было бы много проще, если вернуть прежнюю систему, когда все дети учились по одинаковым программам и учебникам. Я хоть и в младших классах, но застала ту систему, и не помню, чтобы она кого-то не устраивала или, как сейчас иногда говорят, подавляла».
«Нам с женой, честно говоря, все равно, по каким учебникам учат нашу дочку – сейчас она перешла в 3-й класс, закончив год на одни пятерки», – похвастался, перед тем как увезти свою отличницу на отдых к теплым морям, ее отец Сергей. – Не знаю, конечно, как в старших классах, а в младших точно вам скажу: самое главное для успешной учебы ребенка – не учебники, а учитель! Нам вот очень повезло: учительница досталась прекрасная! А такой, какой учебник ни дай, все равно будет учить отлично. А самое главное, привьет детям вкус к учебе, поддержит и разовьет их любознательность и тягу к знаниям на всю жизнь. Что может быть важнее!»
«Какая разница, сколько в школе будет учебников?! В наше время это решительно все равно! Учебники вообще уходят в прошлое, причем любые, хоть единые, хоть множественные! – не сомневается другой Сергей, только что перешедший в 11-й класс физико-математического профиля. – Учиться вот-вот будут не по книжкам, а по информконтенту из «облака» – если и не наш выпуск, то уж точно ребята, которые вплотную идут за нами. И у каждого будет своя школьная программа – по собственным интересам и свои источники информации. Так что, по-моему, вся эта дискуссия об учебниках запоздала на полвека!»
«Если бы в одном учебнике были все плюралистические мнения собраны, тогда, конечно, школьник бы с ними познакомился. Но будь хоть тысяча учебников по каждому предмету, мы все равно знакомимся только с одним – тем, который за каждого из нас выбрала школа, в которую мы попали, – отмечает выпускник будущего года Максим. – А сам ученик или его семья не выбирают вообще ничего. Так в чем же тогда для учащихся преимущество того, что в стране существует много учебников? Объясните, пожалуйста!»
«Ну о каком разнообразии учебников можно говорить, если на выходе из школы всех ждет единый госэкзамен?! Единый! А значит, и учить надо по единой программе и по единым учебникам, – убеждена мать восьмиклассника Ирина. – Вот нам, например, на будущий год уже сдавать ОГЭ за 9-й класс. Это, конечно, не ЕГЭ за 11-й, но от результатов тоже многое зависит: мы хотим без проблем попасть в 10-й класс, чтобы потом поступать в вуз. Зачем нам какое-то разнообразие? Нам нужна хорошая подготовка! А альтернативные программы и соответствующие учебники нужны только для классов с углубленным изучением тех или иных предметов. В общеобразовательной же школе это совершенно ни к чему!»
«Не должно быть так много авторов и учебников, как сейчас, зачастую более чем сомнительных. Лучше, что называется, меньше, да лучше! – считает отец семиклассницы Виктор. – Вспоминаю легендарные учебники, по которым учились мы. Вот это реально был высший класс, и неспроста: те издания оттачивались и улучшались десятилетиями. Думаю, по-хорошему, на каждую параллель более чем достаточно пары линеек учебников: одну для углубленного изучения предмета и другую – базовую и, не побоюсь этого слова, государственную. Причем это стоит сделать не только в отношении гуманитарных предметов вроде истории с литературой и обществознания, но и технических дисциплин. Все, что свыше этого количества, – перебор и явно выходит за рамки разумного».