Премьер-министр России Дмитрий Медведев на днях подписал постановление о передаче Минфину полномочий Минэкономики по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как ранее пояснили в правительстве, данное решение обусловлено необходимостью контроля работы Единой информационной системы и обеспечения прозрачности закупочных процедур. В прошлом году заказчики заключили госконтрактов на 5,3 трлн руб.
Что касается контрольно-надзорных органов, то они решили отчитаться о проделанной работе. По итогам 2016 года аудиторы Счетной палаты РФ вскрыли почти 900 нарушений закупочного законодательства на общую сумму 53,1 млрд руб. По сравнению с 2015 годом число выявленных правонарушений увеличилось в 1,5 раза, в то время как размер ущерба сократился более чем вдвое. Как и следовало ожидать, основная часть нарушений (823) касалась Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На корпоративные госзакупки (федеральный закон № 223) пришлось всего 75 случаев. Однако размер ущерба по ним составил 4,3 млрд руб., что почти в семь раз превышает показатель 2015 года.
Среди негативных моментов применения закона № 44 ревизоры выделяют отсутствие роста конкурентности закупок (среднее количество участников – три заявки на один лот). Сохраняется значительный разброс предельных цен на одноименные товары у различных федеральных органов власти (от 4 раз до 37,5 раза). Значительное количество нарушений касается обоснования начальных (максимальных) цен контрактов. Оно и понятно: методические рекомендации, которыми должны руководствоваться госзаказчики, носят рекомендательный характер, а их несоблюдение не влечет ответственности. До сих пор не внедрен и каталог товаров, работ, услуг как один из источников информации о рыночных ценах. Сохраняется коррупционный риск, связанный с установлением необоснованного размера аванса по долгосрочным контрактам, условия которых не предполагают выполнения значительного объема работ в первые годы строительства (полученные средства подрядчики попросту вкладывают в банки, зачастую весьма ненадежные).
Основные причины контрактного бардака банальны: постоянно меняющееся и весьма запутанное законодательство, затянувшийся переход на электронные конкурсы и запросы котировок. Но нет худа без добра: с 7,6 до 8,8% выросла относительная экономия бюджета, а на 35% – объем объявленных закупок у малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций (1,9 трлн руб.).
Большая часть нареканий СП РФ приходится на сферу корпоративных закупок. В частности, доля открытых и понятных процедур там по-прежнему невелика – 5,1% (в 2015 году – 4,1%), а среднее количество заявок, подаваемых участниками на один лот, 1,66 (1,76 – годом ранее). На единственного поставщика приходится 35,4% всех таких закупок. Еще более удручающей выглядит относительная экономия бюджета – 1,55% (1,75% в 2015 году).
Причины низкой эффективности этого сектора известны: отсутствие исчерпывающего перечня конкурентных способов закупок (корпоративные заказчики применяют около 5 тыс. способов); большое количество (более 170) операторов электронных площадок (не аккредитованным на них подрядчикам жаловаться на нарушения нельзя); отсутствие исчерпывающего перечня оснований для заключения договора с единственным поставщиком; отсутствие в законе № 223 норм, направленных на обоснование начальных (максимальных) цен контрактов и предотвращение конфликта интересов закупочной комиссии заказчика и участника закупок.
В минувшем году отличилась и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), возбудив 22,7 тыс. административных дел за нарушение закупочного законодательства (на 3,2% больше, чем в 2015-м) и наложив более 266,2 млн руб. штрафов (взыскано 208,2 млн руб.). Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ФАС пополнили 5,5 тыс. участников закупок (в общей сложности реестр содержит сведения о 10,4 тыс. таких лиц).
Недоволен состоянием законности в закупках и генпрокурор России Юрий Чайка. За минувший год его подчиненные обнаружили 33,3 тыс. различных правонарушений в этой сфере, в том числе 1,7 тыс. незаконных правовых актов. По настоянию надзорного органа к дисциплинарной ответственности привлекли более 7,4 тыс. чиновников (двоих уволили по утрате доверия), а по материалам проверок возбуждено 285 уголовных дел.
Казалось бы, проверяющие сработали неплохо. Однако общественные наблюдатели смотрят на дело иначе. Согласно Национальному рейтингу прозрачности закупок (охватывает период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года) Национальной ассоциации участников электронной торговли, потери государства от неконкурентных закупок составили 187,8 млрд руб., а с учетом инфляции – 179,3 млрд руб. Доля потерь в общем объеме размещенного заказа достигла 2,6%. Снизился уровень конкурентности закупочных процедур в региональном сегменте заказчиков, на который приходится максимальный объем потерь. Большинство закупок у единственного поставщика являются закупками ежегодного цикла.
Что касается крупных закупок (свыше 1 млрд руб.), общественное обсуждение которых с 1 января стало обязательным, то, по данным Минэкономразвития РФ, только за 2015 год и первое полугодие 2016 года были отменены 12 таких контрактов на 28,1 млрд руб. В основном речь шла о подрядах на капитальное строительство.
Правительству необходимо наконец прислушаться к контролирующим органам и навести порядок в столь коррупциогенной сфере: устранить пробелы и коллизии отраслевого законодательства, ужесточить меры ответственности чиновников за его несоблюдение, а не перекраивать до бесконечности административно-налоговое законодательство с целью насыщения оскудевшей казны за счет граждан. Тогда, может быть, недовольство людей (в числе поводов для этого – кнопка ЭРА-ГЛОНАСС, система «Платон», налог на тунеядство) заметно поубавится.