0
4942
Газета Идеи и люди Интернет-версия

03.04.2017 00:01:00

Каспийский хаб стал госстратегией

Александр Минин

Об авторе: Александр Игоревич Минин – вице-президент Центра социально-экономических и геополитических исследований.

Тэги: махачкала, морской порт, каспий, ктлк, минкавказ, стратегия


В марте этого года вновь актуальной стала тема развития Каспийского транспортно-логистического комплекса (КТЛК). Минкавказ разместил на своем сайте проект Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года для общественного обсуждения, которое закончится 2 апреля.

Суть Стратегии заключается в интеграции российских портов на Каспии, а именно порта Оля, порта Астрахань и порта Махачкала, в главные транспортные узлы и коридоры международной торговли, образующие логистический комплекс Каспийского бассейна. «Предусмотрено развитие действующих портовых мощностей и строительство нового морского порта на территории Республики Дагестан, развитие автомобильных и железнодорожных подъездов к морским портам» – сообщает Минкавказ России.

Проекты подобного рода появляются не первый год и под разными именами. Нынешний Каспийский хаб является своего рода реинкарнацией проекта «Север–Юг», и он опять же призван укрепить геополитическое влияние России на Каспии и в акватории теплых морей, а также усилить экспортно-импортные связи с Ираном через порт Бендер-Аббас, Индией и нашими партнерами по СНГ.

Ключевой вопрос, волнующий общественность и бизнес-сообщество: в чем заключается принципиальное отличие этого проекта от всех предыдущих?

В пользу этого проекта, помимо благоприятного инвестиционного климата и готовности центрального руководства, говорят несколько региональных факторов. Благодаря крупномасштабному строительству магистралей, ж/д путей, прибрежной инфраструктуры сработает «эффект домино», в результате которого регионам станет экономически выгодно вкладываться в собственные проекты, опирающиеся или тесно связанные с КТЛК. Уже стало выгодно. Яркий пример – это подготовка к строительству многофункционального комплекса «Порт Петровск» между Махачкалой и Каспийском. Проект, суммарная стоимость которого превысит 14 млрд руб., планируется вести параллельно с развитием КТЛК, но закончить чуть раньше – в 2025 году. И подобных проектов будет появляться все больше, а следовательно, появится больше рабочих мест для жителей региона, предположительно от 70 до 100 тыс.

Эти перспективы только на первый взгляд кажутся слишком оптимистичными. Подобный вариант освоения территории через строительство транспортной инфраструктуры и интенсификацию торговых связей – вещь отнюдь не новая, и с этой моделью связана практически вся история возникновения крупных российских агломераций и точек роста – от «Пути из варяг в греки» до Транссиба.

Однако несмотря на явный экономический эффект от появления Каспийского хаба для регионов России, необходимо отдельно выделить участие в проекте Республики Дагестан и Махачкалинского порта, который, по сути, является ключевым объектом Стратегии.

Если ранее Махачкалинский порт был способен хоть как-то поддерживать внешнеторговый оборот России с прикаспийскими странами и экономику Дагестана, то сейчас из-за устаревшей инфраструктуры, что совпало с санкциями и кризисом на рынке, он едва ли способен покрыть собственное обеспечение. Цифры удручают. С 2005 по 2016 год грузооборот порта упал на 42%. Сейчас  это 0,8% от общероссийского грузооборота. Он продолжает уменьшаться и не отрабатывает даже 30% необходимых мощностей. При этом потенциал порта – это перевалка 20–25 млн тонн в год, при условии строительства новых терминалов и модернизации портовой инфраструктуры, вместо 3,3 млн сейчас.

Стратегия развития до 2030 года учитывает эту проблему и предусматривает строительство нового глубоководного терминала, а также подъездов и развязок. Более того, предусмотрено субсидирование перевозок для всех, кто откроет маршрутную линию на Каспии. Размер субсидии – до 50 млн руб. в год. Сумма весьма привлекательная для компаний, которым сложно покрыть стоимость перевозки.

В ситуации нарастающей социальной напряженности на фоне безработицы и необходимости региона вылезать из долговой ямы успех этого проекта жизненно необходим Дагестану, поэтому внимание ему уделяется на самом высоком уровне.

«Потенциал Каспийского моря огромен. В цифрах  это полмиллиарда населения прибрежных стран и регионов, ежегодный торговый оборот 6 трлн долл., 18 млрд тонн запасов нефти, по самым скромным оценкам, и потенциальный рост ВРП Дагестана до 350 млрд руб. Суммарная выручка предприятий республики составит 100 млрд, а налоговые отчисления составят 6 млрд руб. в бюджет любого уровня. Перечислять можно еще долго. Но очевидно, что успех Каспийского хаба, с которым будет неразрывно связана экономика Дагестана, позволит нашей республике выйти на принципиально новый уровень экономических отношений и превратить регион в  эффективную территорию опережающего развития. Важно и то, что наши иностранные партнеры солидарны с нами в оценке перспектив освоения Каспия. Казахстан строит новые терминалы в Актау, а Туркменистан вкладывает 1,5 млрд долл. в порт Туркменбаши (Красноводск. – «НГ»). Это облегчит всем нам путь к формированию единой системы торговых отношений. Дагестан уже включился в работу. В рамках Стратегии до 2030 года мы также ставим перед собой цель построить пассажирский причал в Дербенте и морской пассажирский терминал для развития внутреннего и международного круизного туризма на Каспии. Все эти цели абсолютно реальны, и при том внимании, которое проекту уделяет федеральное правительство и лично президент Путин, мы не сомневаемся, что они будут достигнуты», – сказал вице-премьер Дагестана Шамиль Исаев, курирующий реализацию проекта от республики.

Однако чтобы создать новые грузопотоки и привлечь перевозчиков, необходимо также решить проблему снижения стоимости перевозок, сначала на 15% и больше со временем, чтобы спровоцировать появление новых маршрутов и укрепить экспортно-импортные связи. Стратегия отвечает на этот вопрос разработкой принципиально новых многотоннажных судов мощностью более 5 тыс. тонн. Использование большегрузов позволит снизить стоимость перевозки примерно на 100 долл. за каждый контейнер.

Только в совокупности эти факторы позволят Каспийскому хабу приобрести конкурентные преимущества перед тем же Азово-Черноморским бассейном, обеспечить рост отечественной экономики на федеральном уровне, укрепить позиции России в Каспийском регионе и открыть перспективы освоения южноазиатских направлений в альтернативу далеким, затратным и нередко опасным маршрутам.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1970
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4009
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3048
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2487

Другие новости