0
5852
Газета Идеи и люди Интернет-версия

25.01.2017 00:01:00

О трудностях вхождения в мировой рынок

Сергей Цыплаков

Об авторе: Сергей Сергеевич Цыплаков – кандидат экономических наук, представитель Сбербанка в КНР.

Тэги: китай, экономика, инвестиции, вто, экспорт, торговля, валюта, сша, трамп


китай, экономика, инвестиции, вто, экспорт, торговля, валюта, сша, трамп Фото Gettyimages

Исполнилось 15 лет со времени присоединения Китая к ВТО. За эти годы Китай вышел на первые места в мировой торговле. Если в 2000 году доли Китая в мировом экспорте и импорте составляли 3,9 и 3,4%, то в 2014-м они возросли соответственно до 12,4 и 10,5%.

Шел устойчивый крупный приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику: за 2002–2016 годы – почти 1,5 трлн долл. На порядок увеличились валютные резервы, создана надежная «подушка безопасности». За период с 2001 года по июнь 2014-го (исторический максимум) резервы возросли с 212,16 млрд долл. до 3993,21 млрд, то есть почти в 19 раз.

В Китае были отменены меры нетарифного регулирования, упрощены порядок получения предприятиями права на проведение внешнеторговых операций, порядок инвестирования за рубеж. Начали проводиться меры по открытию финансового рынка и сферы услуг.

Нерешенные задачи

Таким образом, присоединившись к ВТО, Китай сделал продуманный и оправданный стратегический выбор, который позволил ему «оседлать» тенденцию к экономической глобализации, дальнейшему развитию основ рыночной системы. В то же время успехи Китая во многом были обусловлены такими конкурентными преимуществами, как массовость производства и низкие цены. Постепенно все более стали выявляться слабые места сложившейся модели. В Китае понимали, что достигнутый количественный прорыв может оказаться неустойчивым. Еще несколько лет назад была поставлена новая долгосрочная задача – превратить Китай в «мощную торговую державу».

Главная слабость внешнеэкономического комплекса Китая – его относительно низкое место в мировых цепочках стоимости. Производств полного цикла мало. Только 20% предприятий имеют свои торговые марки, а доля продукции под оригинальными китайскими торговыми марками в экспорте составляет примерно 11%. При этом доля добавленной стоимости, произведенной на территории Китая, остается последние пять лет стабильной – на уровне 44–45%.

Экспортные возможности регионов сильно разнятся. Основные экспортные производства по-прежнему сконцентрированы в приморском поясе. И задача добиться более равномерного распределения иностранных инвестиций, продвинуть перенос значимой части трудоемких производств во внутренние районы остается пока нерешенной.

Диверсифицировать зарубежные рынки удалось лишь частично, главные направления товарных потоков в принципе остались прежними. Суммарные доли ЕС, США, АСЕАН, Японии, Кореи, Австралии в обороте, экспорте и импорте составляют по обороту – 58,4%, по экспорту  58,7%, по импорту – 57,2%. Изменились только некоторые нюансы. Примерно на 4–5% снизилась экспортная зависимость Китая от рынков США и ЕС. Возросла важность торговых связей со странами АСЕАН. На фоне стагнации торговых связей Китая с Японией Корея все больше стала теснить Японию на китайском рынке, став в 2016 году третьим по значению поставщиком на него после ЕС и АСЕАН. Удельный вес постсоветских стран в импорте Китая, несмотря на крупные поставки нефти из России и газа из Центральной Азии, не превышает 3,1%, что в стоимостном выражении заметно меньше, чем ввоз из одной только Австралии.

Присоединение к ВТО не помогло Китаю расстаться с мировым «лидерством» по числу применяемых в отношении его товаров мер защиты рынка. Ухудшение состояния мировой торговли привело к тому, что волна ограничительных мер в последние годы стала выше. Если в 2015 году против китайских товаров меры защиты рынка применялись 87 раз, то в 2016 году – 119 раз в 27 странах. Наиболее часто объектами разбирательств являются экспорт продукции черной металлургии, химические товары и изделия легкой промышленности. В последние годы этот список начали пополнять оборудование для ветровой энергетики, солнечные панели, коммуникационное оборудование, мобильные телефоны.

Защита интересов китайских экспортеров затруднена непризнанием основными торговыми партнерами рыночного статуса экономики Китая, а также положением протокола о присоединении Китая к ВТО, согласно которому ее члены в течение 15 лет имели право при проведении расследований использовать для расчета размера пошлины показатели так называемой суррогатной страны. В декабре 2016 года данная норма прекратила свое действие, что, однако, не означает автоматического признания рыночного статуса китайской экономики. США, ЕС, Япония по-прежнему отказываются признать его, заявляя, что условия для такого шага «еще не созрели». В этой ситуации ожидать снижения вала защитных мер не приходится.

В итоге с 2012 года рост внешней торговли и экспорта Китая стал замедляться. В 2015–2016 годах внешняя торговля и экспорт даже падали. В 2016 году сокращение оборота составило 6,8%, экспорта – 7,7%. За два кризисных года объем внешней торговли Китая уменьшился на 614 млрд долл., экспорт – на более чем 245 млрд долл. Отрасли, прямо или косвенно связанные с внешней торговлей, в которых занято около 180 млн человек и которые обеспечивают около 18% налоговых поступлений, попали под сильный удар.

Что впереди?

С августа 2015 года власти пошли на довольно глубокую девальвацию национальной валюты (с 11 августа 2015 года по конец 2016-го курс юаня к доллару снизился на 13,4%). Однако эффект от нее оказался не слишком большим. Даже при пересчете в юани выручка от экспорта в 2016 году продолжала снижаться. Ближе к концу года стало заметным удорожание импорта, что сократило положительное сальдо торгового баланса. Одновременно обострилась проблема оттока капитала, начали таять валютные резервы. Правительство пошло на ускорение создания зон свободной торговли (ЗСТ) в различных форматах.

Кризисные явления во внешнеторговой сфере стимулировали поиск китайскими компаниями новых инновационных путей их преодоления. Роль первой скрипки взяла на себя интернет-компания «Алибаба» и ее глава Ма Юнь (Джек Ма). Речь идет ни много ни мало о создании глобальной экосистемы трансграничной электронной коммерции. Сам Ма Юнь развил бурную «дипломатическую» активность, встречаясь с руководителями зарубежных стран, маня их доступом к новым сегментам китайского рынка, связанным с растущим потреблением китайского среднего класса. Одной из последних в этой серии встреч стала беседа с избранным президентом Дональдом Трампом. С ним Ма Юнь говорил о поддержке малых предприятий, перспективах создания миллиона рабочих мест на Среднем Западе США в течение пяти лет путем увеличения американского экспорта в Китай и Юго-Восточную Азию. И факт встречи с одним из бизнес-лидеров Китая, которая стала для Трампа первой после избрания президентом, говорит о многом.

Между тем в Китае не на шутку встревожены перспективой если не торговой войны, то резкого обострения и без того напряженных торгово-экономических отношений с США при новом их президенте. Для КНР это станет проверкой на прочность всего внешнеэкономического комплекса страны.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1389
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3281
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2369
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1900

Другие новости