0
9881
Газета Идеи и люди Интернет-версия

23.12.2016 00:01:00

Кибертеррористов вычислят с ГосСОПКА

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток).

Тэги: киберпреступления, кибербезопасность, закон, информационные технологии, госсопка


киберпреступления, кибербезопасность, закон, информационные технологии, госсопка Так будет выглядеть схема работы государственной системы, предназначенной для противодействия компьютерным атакам и опасностям. Инфографика автора

Формирование единого информационного пространства в мире и развитие технологий позволили увеличить обмен информацией, расширили горизонты человеческого общения, подняли на новую ступень возможности экономики, науки, образования. Информационные технологии – мощный фактор обновления национальной производственной сферы. Однако успешная реализация этого потенциала возможна только при обеспечении должного уровня безопасности в информационном пространстве.

Постоянно расширяющиеся возможности глобальных информационно-телекоммуникационных сетей обусловили повышенный интерес к ним со стороны организованной преступности, экстремистских и террористических организаций. И это не случайно. Существующие правила эксплуатации киберпространства позволяют обеспечивать анонимность действий и существенно осложняют идентификацию пользовательского оборудования. Криминалитет умело использует эти возможности, постоянно совершенствуя формы своей деятельности. По данным Генпрокуратуры РФ, в прошлом году количество киберпреступлений выросло в 4 раза (до 44 тыс.) по причине резкого роста числа мошенничеств (с 2,2 тыс. до 13,4 тыс.) и краж (2,3 тыс. до 8,5 тыс.), совершенных с помощью Интернета. При этом в 5,5 раза (с 995 до 5,5 тыс.) увеличилось количество фактов хищений, удалений и блокировки компьютерной информации.

Как показывает практика, большая часть киберпреступлений совершается с использованием вредоносных программ, а также специфических возможностей операционных систем, позволяющих получать удаленный доступ к информационным ресурсам пользователей, в том числе находящимся в государственной собственности или отражающим финансово-хозяйственную деятельность организаций. По усредненным оценкам экспертов, прошлогодний экономический ущерб от кибератак достиг 203,3 млрд руб. (0,25% ВВП России), из которых 79,8 млрд составили затраты на устранение последствий атак. При этом с кибератаками столкнулись 92% из 600 респондентов, 42% из которых заняты в крупных компаниях и госструктурах.

Согласно опросу «Лаборатории Касперского», в первом полугодии этого года каждая вторая компания потеряла доступ к важной информации из-за кибератак. Около 22% предприятий, работающих в критически важных для страны отраслях (энергетике, строительстве, промышленности, телекоммуникациях, на транспорте и в оборонном комплексе), подверглись целевым атакам. В июле ФСБ России сообщила о выявлении шпионских программ в компьютерных сетях 20 госструктур, которые способны осуществлять перехват сетевого трафика, прослушивать его, снимать скриншоты экрана, самостоятельно включать веб-камеры и микрофоны компьютеров и мобильных устройств, а также записывать аудио- и видеофайлы и передавать данные о нажатии клавиш клавиатуры.

Бесперебойное функционирование критически значимых для страны предприятий и организаций настолько важно, что обеспечение кибербезопасности приобретает первостепенную значимость. Этот приоритет вытекает и из недавно утвержденной президентом Доктрины информационной безопасности РФ. Между тем деятельность созданных 15 лет назад спецподразделений МВД России не всегда соответствует масштабу и скорости распространения киберугроз. Для устранения этого недочета ФСБ России уже в следующем году планирует запустить систему обмена информацией о компьютерных инцидентах ГосСОПКА (Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак), указ о создании которой президент подписал еще в январе 2013 года, а концепцию – в декабре 2014 года.

Структура ГосСОПКА будет включать главный центр и национальный координационный центр по компьютерным инцидентам в ФСБ, ведомственные, региональные и корпоративные центры. В рамках системы специалисты центров будут заниматься сбором и анализом информации о кибератаках и вызванных ими инцидентах, обеспечивать оперативное реагирование на атаки, а также ликвидацию последствий компьютерных инцидентов в информационных ресурсах. Предстоит выявлять, собирать и анализировать сведения об уязвимостях, проводить мероприятия по оценке защищенности от кибератак и вирусных заражений информационных ресурсов.

Система должна защитить от кибератак более 70 органов исполнительной власти, а также объекты критической инфраструктуры: атомные и гидроэлектростанции, системы снабжения городов и спецхранилища Росрезерва. Чтобы справиться с этой задачей, ГосСОПКА сможет в реальном времени проводить мониторинг электронных ресурсов, выявлять и прогнозировать возникновение угроз, совершенствовать существующие системы безопасности, взаимодействуя, в частности, с операторами связи и интернет-провайдерами.

С учетом перечисленных функций схема взаимодействия в рамках системы ГосСОПКА выглядит так, как это показано на рисунке.

Однако, по мнению эксперта в области информационной безопасности Ивана Пискунова, с ГосСОПКА отнюдь не все так гладко по причине целого ряда технических проблем. Речь идет об отсутствии собственного программного обеспечения многих классов, как общесистемного (операционных систем, систем управления базами данных), так и прикладного (например, для моделирования месторождений); об отсутствии собственной элементной базы и отечественного телекоммуникационного оборудования на всей территории страны. Развитие ИТ-отрасли сдерживает экономический кризис.

Как бы там ни было, в целях нормативного обеспечения деятельности ГосСОПКА в Госдуму был внесен пакет из трех правительственных законопроектов о безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ), которые «устанавливают основные принципы обеспечения безопасности КИИ, полномочия госорганов в данной сфере, а также права, обязанности и меры ответственности лиц, владеющих объектами КИИ, операторов связи и информационных систем, обеспечивающих взаимодействие этих объектов».

К объектам КИИ разработчики законопроектов относят ИТ-системы государственных органов, энергетических, оборонных, топливных предприятий и других важных гособъектов, отмечая, что «при развитии событий по наихудшему сценарию кибератака способна парализовать критическую инфраструктуру государства и вызвать социальную, финансовую и/или экологическую катастрофу». В качестве одной из мер обеспечения безопасности КИИ предлагается создать спецреестр, который будет включать в себя все имеющие важность объекты инфраструктуры, распределенные по своей политической, экономической, экологической и социальной значимости. Предполагается, что объекты, внесенные в реестр, будут иметь одну из трех категорий значимости: высокую, среднюю или низкую. Представители объектов КИИ, входящих в реестр, обязаны будут информировать об инцидентах кибератак и оказывать содействие в ликвидации их последствий. В частности, владельцев критической инфраструктуры обяжут создать и обеспечить функционирование системы кибербезопасности их объектов, а также следить за созданием и хранением резервных копий информации, необходимой для нормального функционирования ИТ-систем. Оценивать состояние защищенности объектов КИИ будет ФСБ России, а проверять – Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Уголовный кодекс РФ может также пополниться ст. 274.1 «Неправомерное воздействие на КИИ РФ», которая устанавливает ответственность за создание и распространение вредоносных компьютерных программ, предназначенных для атак на КИИ (штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. либо лишение свободы до 5 лет), неправомерный доступ к данным, содержащимся в КИИ (штраф от 1 до 2 млн руб. либо лишение свободы до 6 лет), и нарушение правил систем хранения и обработки таких данных (принудительные работы до 5 лет либо лишение свободы до 6 лет). Наказание за перечисленные деяния, осуществленные группой лиц или организованной группой либо совершенные с использованием служебного положения, – принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок от 3 до 8 лет, в обоих случаях – с возможным лишением права на определенные должности/деятельность на срок до 3 лет. В случае наступления тяжких последствий или их угрозы все вышеперечисленное наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с возможным лишением права занимать определенные должности на срок до 5 лет. Расследовать злодеяния кибертеррористов предстоит ФСБ России.

По замыслу разработчиков Федеральный закон «О безопасности КИИ РФ» должен вступить в силу с 1 января 2017 года (то есть гипотетически будет принят до конца года), статьи по категорированию, правам и обязанностям субъектов КИИ, системе безопасности, а также проверкам и мерам ответственности – с 1 января 2018 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1697
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3654
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2705
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2208

Другие новости