Армия КНР настроена на противодействие угрозам, существующим в регионе. Фото с сайта www.81.cn
В соответствии со Стратегией национальной безопасности России (утверждена указом президента РФ от 31.12.15 № 683) деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя, дестабилизацию работы госорганов, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры, относится к числу основных угроз государственной и общественной безопасности.
Как показывает практика, необходимым условием обеспечения эффективности противодействия терроризму является международное сотрудничество, которое осуществляется на договорной основе. Сегодня основные усилия России в рамках международного антитеррористического сотрудничества, согласно Концепции противодействия терроризму (утверждена президентом РФ 05.10.09), сосредоточены на:
а) выявлении и устранении пробелов в международном праве в части, касающейся регламентации антитеррористического сотрудничества;
б) продвижении российских и международных инициатив, включая Глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма и Стратегию партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму;
в) обеспечении эффективной работы механизмов как многостороннего (в формате СНГ, ШОС, ОДКБ и других международных организаций), так и двустороннего взаимодействия с партнерами по антитеррористической коалиции;
г) осуществлении мероприятий по перекрытию каналов финансирования террористических организаций, пресечении незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, недопущении передвижения террористов через государственные границы, противодействии распространению террористической пропаганды и идеологии, оказании содействия жертвам терроризма.
Китайская Народная Республика – одна из потенциальных сверхдержав, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд человек), занимающее третье место в мире по территории, уступая лишь России и Канаде. В условиях глобальной турбулентности, а также постоянно меняющихся вызовов и угроз значимость российско-китайского стратегического партнерства постоянно возрастает. Основные принципы двусторонних отношений, направления и сферы сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем от 16.07.01. Согласно статье 20 Договора, стороны активно сотрудничают в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также другой преступной деятельностью. Такое сотрудничество осуществляется в рамках двусторонней рабочей группы, а также на многосторонних площадках (ШОС и БРИКС). Помимо этого, функционирует механизм совместных антитеррористических учений.
В июне 2002 года государства – члены Шанхайской организации сотрудничества (Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан) подписали Соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Данная структура предназначена для содействия координации и взаимодействия компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Одной из ее задач является формирование банка данных о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования; состоянии, динамике и тенденциях распространения терроризма, сепаратизма и экстремизма, затрагивающих интересы сторон; неправительственных организациях и лицах, оказывающих поддержку терроризму, сепаратизму и экстремизму.
Необходимость совместных усилий в борьбе с терроризмом вполне очевидна. Согласно «Глобальному индексу терроризма 2016», среди 163 стран по уровню террористической активности Китай занял 23-е место, а Россия – 30-е. По оценкам экспертов, в 2014–2015 годах в Китае от терактов пострадали 556 человек, еще 445 – погибли. Российские потери составили 85 и 70 человек соответственно.
Неутешительными оказались выводы экспертов Всемирного экономического форума, представленные в докладе «Глобальный индекс конкурентоспособности 2016–2017»: среди 138 стран по уровню ущерба бизнеса от терроризма Россия заняла 101-е место, а Китай – 83-е. Ранее они занимали 102-е и 86-е места соответственно.
В отличие от России, воюющей с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ), головной болью для китайских властей остается террористическая группировка «Исламское движение Восточного Туркестана» (ИДВТ), основная цель которой – воссоздание на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, Челикского района Алма-Атинской области Казахстана и восточных районов Кыргызстана независимого государства Уйгурстан (Восточный Туркестан). Впрочем, среди радикально настроенной уйгурской молодежи появляется все больше сторонников ИГ, а в Сирии и Ираке на его стороне воюет от 100 до 300 уйгурских сепаратистов.
Россия и Китай уже проводят совместные антитеррористические учения. Фото с официального сайта МО РФ |
О решимости Китая обуздать терроризм свидетельствует факт принятия на 18-й декабрьской сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 12-го созыва первого в истории страны закона «О борьбе с терроризмом», вступившего в силу с 1 января 2016 года. После его принятия антитеррор стал частью стратегии нацбезопасности, а для руководства антитеррористической деятельностью был создан уполномоченный орган. Особенностью закона является содержащееся в нем определение терроризма: убеждения и действия, создающие панические настроения в обществе, направленные против общественной безопасности, посягающие на личное имущество или угрожающие госорганам и международным организациям, направленные на реализацию политических и идеологических целей через применение методов насилия, разрушения и запугивания. Сегодня власти могут привлекать к уголовной ответственности не только за организацию, планирование, подготовку, осуществление терактов и участие в террористических группировках, но и за пропаганду, подстрекательство к осуществлению терактов, а также за оказание помощи террористическим группировкам. Закон также запрещает СМИ сообщать подробности терактов, распространять сведения о террористической деятельности, которые могут спровоцировать подражание.
В целях активизации двустороннего сотрудничества Федеральным законом от 22.11.16 № 390-ФЗ было ратифицировано российско-китайское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанное 27 сентября 2010 года. Кстати, Китай завершил все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления его в силу, еще в декабре 2011 года.
Данное соглашение развивает положения Шанхайской конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.01 и Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16.09.09, а также способствует выполнению Плана действий по реализации российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (утвержден президентом РФ 14.10.04).
Соглашение охватывает такие деяния, как:
– терроризм, сепаратизм, экстремизм (содержание перечисленных деяний раскрывается в статье 1 Шанхайской конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.01);
– создание организаций для совершения преступлений террористического, экстремистского и сепаратистского характера;
– предоставление финансовых и материальных средств для совершения указанных преступлений.
Для борьбы с указанными преступлениями и координации деятельности в данной сфере оба государства будут использовать такие механизмы взаимодействия, как обмен информацией, проведение регулярных встреч и консультаций между компетентными органами, в том числе с привлечением экспертов.
Информационный обмен предполагает обмен данными:
– об организациях, созданных для совершения перечисленных деяний, и их планах;
– опыте выявления, пресечения и профилактики террористических деяний;
– о готовящихся, осуществляемых и/или совершенных терактах, в том числе на территории третьих стран, и направленных против России или Китая;
– незаконном изготовлении, хранении, обороте, использовании или угрозе использования террористическими организациями и их членами ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, материалов и оборудования, которое может быть использовано при их создании;
– об осуществлении или угрозе осуществления террористической деятельности;
– о незаконном изготовлении, распространении террористическими организациями пропагандистских материалов независимо от их форм;
– об источниках и каналах финансирования террористических организаций;
а также о характерных чертах, закономерностях, методах и способах деятельности террористических организаций.
Кроме того, соглашение предусматривает укрепление сотрудничества в области научно-исследовательской деятельности, обмена техникой, освоения и совершенствования спецтехники, совместного производства спецсредств и оборудования, а также помощь в расследовании уголовных дел по запросам компетентных органов.
Политическая интеграция России и Китая и партнерские отношения со странами – участницами ШОС способствуют укреплению мира и безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Активное участие в выработке механизмов урегулирования национальных, конфессиональных и этнополитических конфликтов, содействие развитию превентивной дипломатии, двусторонние контакты на разных уровнях, международный вес двух стран могут оказать положительное влияние на выявление и устранение современных вызовов и угроз региональной безопасности.