0
6384
Газета Идеи и люди Интернет-версия

02.12.2016 00:01:00

Новый партнер в борьбе с насилием

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (Владивосток).

Тэги: россия, китай, нацбезопасность, соглашение, антитеррор, учения


россия, китай, нацбезопасность, соглашение, антитеррор, учения Армия КНР настроена на противодействие угрозам, существующим в регионе. Фото с сайта www.81.cn

В соответствии со Стратегией национальной безопасности России (утверждена указом президента РФ от 31.12.15 № 683) деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя, дестабилизацию работы госорганов, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры, относится к числу основных угроз государственной и общественной безопасности.

Как показывает практика, необходимым условием обеспечения эффективности противодействия терроризму является международное сотрудничество, которое осуществляется на договорной основе. Сегодня основные усилия России в рамках международного антитеррористического сотрудничества, согласно Концепции противодействия терроризму (утверждена президентом РФ 05.10.09), сосредоточены на:

а) выявлении и устранении пробелов в международном праве в части, касающейся регламентации антитеррористического сотрудничества;

б) продвижении российских и международных инициатив, включая Глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма и Стратегию партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму;

в) обеспечении эффективной работы механизмов как многостороннего (в формате СНГ, ШОС, ОДКБ и других международных организаций), так и двустороннего взаимодействия с партнерами по антитеррористической коалиции;

г) осуществлении мероприятий по перекрытию каналов финансирования террористических организаций, пресечении незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, недопущении передвижения террористов через государственные границы, противодействии распространению террористической пропаганды и идеологии, оказании содействия жертвам терроризма.

Китайская Народная Республика – одна из потенциальных сверхдержав, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд человек), занимающее третье место в мире по территории, уступая лишь России и Канаде. В условиях глобальной турбулентности, а также постоянно меняющихся вызовов и угроз значимость российско-китайского стратегического партнерства постоянно возрастает. Основные принципы двусторонних отношений, направления и сферы сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем от 16.07.01. Согласно статье 20 Договора, стороны активно сотрудничают в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также другой преступной деятельностью. Такое сотрудничество осуществляется в рамках двусторонней рабочей группы, а также на многосторонних площадках (ШОС и БРИКС). Помимо этого, функционирует механизм совместных антитеррористических учений.

В июне 2002 года государства – члены Шанхайской организации сотрудничества (Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан) подписали Соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Данная структура предназначена для содействия координации и взаимодействия компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Одной из ее задач является формирование банка данных о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования; состоянии, динамике и тенденциях распространения терроризма, сепаратизма и экстремизма, затрагивающих интересы сторон; неправительственных организациях и лицах, оказывающих поддержку терроризму, сепаратизму и экстремизму.

Необходимость совместных усилий в борьбе с терроризмом вполне очевидна. Согласно «Глобальному индексу терроризма 2016», среди 163 стран по уровню террористической активности Китай занял 23-е место, а Россия – 30-е. По оценкам экспертов, в 2014–2015 годах в Китае от терактов пострадали 556 человек, еще 445 – погибли. Российские потери составили 85 и 70 человек соответственно.

Неутешительными оказались выводы экспертов Всемирного экономического форума, представленные в докладе «Глобальный индекс конкурентоспособности 2016–2017»: среди 138 стран по уровню ущерба бизнеса от терроризма Россия заняла 101-е место, а Китай – 83-е. Ранее они занимали 102-е и 86-е места соответственно.

В отличие от России, воюющей с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ), головной болью для китайских властей остается террористическая группировка «Исламское движение Восточного Туркестана» (ИДВТ), основная цель которой – воссоздание на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, Челикского района Алма-Атинской области Казахстана и восточных районов Кыргызстана независимого государства Уйгурстан (Восточный Туркестан). Впрочем, среди радикально настроенной уйгурской молодежи появляется все больше сторонников ИГ, а в Сирии и Ираке на его стороне воюет от 100 до 300 уйгурских сепаратистов.

Россия и Китай уже проводят совместные антитеррористические учения.	Фото с официального сайта МО РФ
Россия и Китай уже проводят совместные антитеррористические учения. Фото с официального сайта МО РФ

О решимости Китая обуздать терроризм свидетельствует факт принятия на 18-й декабрьской сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 12-го созыва первого в истории страны закона «О борьбе с терроризмом», вступившего в силу с 1 января 2016 года. После его принятия антитеррор стал частью стратегии нацбезопасности, а для руководства антитеррористической деятельностью был создан уполномоченный орган. Особенностью закона является содержащееся в нем определение терроризма: убеждения и действия, создающие панические настроения в обществе, направленные против общественной безопасности, посягающие на личное имущество или угрожающие госорганам и международным организациям, направленные на реализацию политических и идеологических целей через применение методов насилия, разрушения и запугивания. Сегодня власти могут привлекать к уголовной ответственности не только за организацию, планирование, подготовку, осуществление терактов и участие в террористических группировках, но и за пропаганду, подстрекательство к осуществлению терактов, а также за оказание помощи террористическим группировкам. Закон также запрещает СМИ сообщать подробности терактов, распространять сведения о террористической деятельности, которые могут спровоцировать подражание.

В целях активизации двустороннего сотрудничества Федеральным законом от 22.11.16 № 390-ФЗ было ратифицировано российско-китайское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанное 27 сентября 2010 года. Кстати, Китай завершил все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления его в силу, еще в декабре 2011 года.

Данное соглашение развивает положения Шанхайской конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.01 и Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16.09.09, а также способствует выполнению Плана действий по реализации российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (утвержден президентом РФ 14.10.04).

Соглашение охватывает такие деяния, как:

– терроризм, сепаратизм, экстремизм (содержание перечисленных деяний раскрывается в статье 1 Шанхайской конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.01);

– создание организаций для совершения преступлений террористического, экстремистского и сепаратистского характера;

– предоставление финансовых и материальных средств для совершения указанных преступлений.

Для борьбы с указанными преступлениями и координации деятельности в данной сфере оба государства будут использовать такие механизмы взаимодействия, как обмен информацией, проведение регулярных встреч и консультаций между компетентными органами, в том числе с привлечением экспертов.

Информационный обмен предполагает обмен данными:

– об организациях, созданных для совершения перечисленных деяний, и их планах;

– опыте выявления, пресечения и профилактики террористических деяний;

– о готовящихся, осуществляемых и/или совершенных терактах, в том числе на территории третьих стран, и направленных против России или Китая;

– незаконном изготовлении, хранении, обороте, использовании или угрозе использования террористическими организациями и их членами ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, материалов и оборудования, которое может быть использовано при их создании;

– об осуществлении или угрозе осуществления террористической деятельности;

– о незаконном изготовлении, распространении террористическими организациями пропагандистских материалов независимо от их форм;

– об источниках и каналах финансирования террористических организаций;

а также о характерных чертах, закономерностях, методах и способах деятельности террористических организаций.

Кроме того, соглашение предусматривает укрепление сотрудничества в области научно-исследовательской деятельности, обмена техникой, освоения и совершенствования спецтехники, совместного производства спецсредств и оборудования, а также помощь в расследовании уголовных дел по запросам компетентных органов.

Политическая интеграция России и Китая и партнерские отношения со странами – участницами ШОС способствуют укреплению мира и безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Активное участие в выработке механизмов урегулирования национальных, конфессиональных и этнополитических конфликтов, содействие развитию превентивной дипломатии, двусторонние контакты на разных уровнях, международный вес двух стран могут оказать положительное влияние на выявление и устранение современных вызовов и угроз региональной безопасности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1669
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3615
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2669
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2175

Другие новости