График 1. Структура, созданная у нас для борьбы с допингом, лишилась международного доверия.
В ноябре исполнилось 17 лет со дня создания Всемирного антидопингового агентства (WADA), учрежденного по инициативе Международного олимпийского комитета (МОК). Девиз WADA – «Играй честно». Общероссийскую известность агентство получило, опубликовав в ноябре прошлого года доклад о систематическом и безнаказанном употреблении допинга российскими легкоатлетами. По этой причине Всероссийскую федерацию легкой атлетики исключили из Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), а совет учредителей WADA принял решение о несоответствии Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Всемирному антидопинговому кодексу, фактически приостановив его работу (см. график 1). Правда, с мая 2016 года московская лаборатория РУСАДА получила право на забор крови для составления биопаспортов спортсменов.
Не меньше шума наделал июльский доклад WADA о существующей в России схеме фальсификации результатов тестирования спортсменов (за 2012–2015 годы – 643 допинг-пробы), патронируемой Минспорта и ФСБ. После этого от участия в летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро отстранили сборные по легкой и тяжелой атлетике, а затем и всю паралимпийскую сборную России. Кстати, в международном рейтинге WADA пальма первенства по применению допинга принадлежит России – 373 случая за 2013–2014 годы (см. график 2). Наибольшее число нарушений антидопингового режима пришлось на легкую и тяжелую атлетику, а также борьбу.
Озабоченный возможной изоляцией российского спорта, президент Путин утвердил в ноябре перечень поручений, согласно которому до 1 мая 2017 года премьер-министр должен отчитаться о совершенствовании системы медико-биологического и антидопингового обеспечения членов сборных команд РФ. Кроме того, правительству предстоит проработать вопросы финансирования РУСАДА и WADA за счет федерального бюджета, а также создания на базе МГУ национальной антидопинговой лаборатории с последующей передачей имущества ФГБУ «Антидопинговый центр» Минспорта. В свою очередь, Генпрокуратуре, Следственному комитету, МВД, Минюсту, МИДу, Минздраву и Минспорту предписано оказывать содействие Независимой общественной антидопинговой комиссии.
Под стать этому оказался и недавно принятый Федеральный закон № 392-ФЗ, дополнивший Уголовный кодекс двумя антидопинговыми статьями. Так, ст. 230.1 УК РФ устанавливает ответственность за склонение спортсмена к использованию запрещенных субстанций или методов тренером или специалистом, а ст. 230.2 – за их использование в отношении спортсмена независимо от его согласия. Отягчающими обстоятельствами склонения являются совершение данного преступления группой в отношении несовершеннолетнего либо двух или более спортсменов, а также с применением шантажа, насилия или угроз. Квалифицирующим признаком обоих преступлений является наступившая по неосторожности смерть спортсмена или иные тяжкие последствия. Перечень запрещенных субстанций и методов предстоит утвердить правительству.
Другой федеральный закон, № 396-ФЗ, предусматривает антидопинговые меры в сфере профессионального спорта. В частности, из состава учредителей РУСАДА исключено Минспорта, что соответствует новой редакции Всемирного антидопингового кодекса. Использование или попытка использования спортсменом допинга в соответствии с Международным стандартом по терапевтическому использованию запрещенных субстанций WADA не будут являться нарушением антидопинговых правил при наличии действующего разрешения на терапевтическое использование запрещенной субстанции или метода. Помимо этого, общероссийские спортивные федерации и региональные органы обязали определить лиц, ответственных за организацию антидопинговой работы во взаимодействии с Минспортом, Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА) и РУСАДА. Разбирать антидопинговые споры будет спортивный арбитражный суд.
График 2. Незаконные способы стимулирования применяются в российском спорте столь широко, что грозят его международной изоляцией. |
Несмотря на столь радикальные меры, есть большие сомнения в их реализации. Так, еще в 2011 году глава 6 КоАП РФ была дополнена ст. 6.18, предусматривающей дисквалификацию тренеров или специалистов на период до двух лет за нарушение антидопинговых требований. Речь идет об использовании ими запрещенной фармакологической субстанции или метода в отношении спортсмена независимо от его согласия либо в содействии ему в этом. Однако до сих пор эта норма практически не применяется.
В отличие от европейских стран ни КоАП, ни УК РФ не предусматривают наказание за употребление допинга самим спортсменом, поскольку соответствующие санкции применяются международными и общероссийскими спортивными федерациями.
Что же касается преступлений, предусмотренных статьями 230.1 и 230.2 УК РФ, то их раскрытие осложняется категорией – небольшой тяжести. Срок лишения свободы по ним – не более трех лет. Согласно закону «Об оперативно-разыскной деятельности», одним из условий проведения таких оперативно-разыскных мероприятий, как прослушивание телефонов, контролируемая поставка веществ или внедрение, является тяжесть преступления. Для сравнения: в странах ЕС за допинг наказывают гораздо жестче – в Италии до 6 лет тюрьмы, в ФРГ – до 10 лет, а в Греции – до 10–25 лет.
Вряд ли будет информировать полицию о фактах нарушения антидопинговых требований и РУСАДА. Косвенно это подтверждается отсутствием правоприменительной практики по ст. 6.18 КоАП, протоколы за нарушение которой с подачи РУСАДА должна была составлять ныне упраздненная ФСКН, а теперь и полиция.
«Вопреки ожиданиям чиновников спортсмены не пойдут массово жаловаться на тренеров и медиков, подсадивших их на допинг. Равно как этого не происходило и раньше. Этому способствует профессиональная деформация сознания самих спортсменов, стремящихся достичь материального благосостояния, невзирая на вредные последствия чрезмерных физических нагрузок и употребления запрещенных препаратов для здоровья. Все чаще победы являются результатом не личных заслуг спортсмена, а итогом медико-биологического обеспечения спортивной деятельности», – констатирует член комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России Анатолий Песков.
Таким образом, для изменения сложившейся ситуации нужно менять сам подход к достижению высоких спортивных результатов с помощью новейших медико-биологических разработок. А пока этого не произошло, исполком МОК согласился с просьбой президента WADA Крейга Риди о выделении 500 тыс. долл. для проведения дальнейших расследований использования допинга в России. И как знать, чем обернется для нашей страны публикация очередного доклада независимой комиссии WADA, если в результате перепроверки МОК замороженных допинг-проб с Олимпийских игр 2008 и 2012 годов и последующего за этим перераспределения наград российская сборная лишилась в общей сложности 20 медалей, в том числе трех золотых.
Владивосток