Уровень терроризма в России снижался на протяжении нескольких лет. В нынешнем году он снова растет, прежде всего на Северном Кавказе. Источник: Кавказский узел
Недавно Институт экономики и мира совместно с Университетом Мэриленда обнародовали очередной «Глобальный индекс терроризма – 2016» (ГИТ) и сопровождающий его рейтинг стран по уровню терроризма по итогам 2015 года. Терроризм определяется авторами ГИТ как «угроза или реальное применение силы незаконными организациями, добивающимися своих политических, социальных и религиозных целей путем насилия и устрашения». Индекс замеряет уровень террористической активности в 163 странах по четырем основным показателям: количеству терактов, погибших, пострадавших и причиненному материальному ущербу.
Согласно ГИТ, в прошлом году от террористических атак пострадали 92 страны (2004 год – 51), из которых 23 – больше всего. Между тем впервые с 2010 года количество жертв терактов пошло на спад, сократившись на 10% – до 29,3 тыс. человек (в общей сложности за 2000–2015 годы погибло свыше 170 тыс. человек). Связывают это с успехами военных операций против «Исламского государства» (ИГ, ИГИЛ – запрещено в РФ) на Ближнем Востоке и «Боко харам» в Нигерии. Одновременно с этим на 650% – с 77 до 577 человек – выросло число жертв в развитых странах (в 21 из 34 стран – членов ОЭСР произошло минимум по одному теракту). Правда, больше всего от терроризма по-прежнему страдают Ирак, Афганистан, Нигерия, Пакистан и Сирия, на которые приходится 72% всех жертв. Размер материального ущерба от терроризма сократился лишь на 15% – до 89,6 млрд долл. Для сравнения: в 2004 году этот показатель составлял всего 18 млрд долл. Наиболее ощутимые экономические потери от терроризма (% от ВВП) понесли 10 стран.
Как оказалось, 74% всех жертв погибли в терактах, организованных всего четырьмя группировками: ИГИЛ, «Боко харам», «Талибан» и «Аль-Каида». В минувшем году ИГИЛ стал самой смертоносной организацией, взяв на себя ответственность за смерть 6141 человека в 252 городах 11 стран мира. Еще 6,2 тыс. человек были ранены. В первом полугодии 2016 года от рук ее сторонников в Европе погибли 211 человек, или 44% от общего числа жертв терактов за этот период.
Среди главных факторов, влияющих на распространение терроризма по миру, исследователи указывают не только на непосредственный конфликт внутри страны, но и ряд социально-экономических факторов (бедность, безработица молодежи, уровень преступности, недоверие к избирательным процессам).
Что касается постсоветских государств, то самый высокий уровень влияния терроризма отмечен в Украине, которая занимает в рейтинге 11-е место. Далее за ней следуют Россия (30-е), Таджикистан (56-е), Киргизия (84-е), Республика Беларусь (86-е), Грузия (87-е), Эстония (92-е), Казахстан (94-е), Азербайджан (106-е), Армения (108-е), Узбекистан (117-е), Молдавия (129-е). В свою очередь, Литва, Латвия и Туркменистан расположились на общем 130-м месте, означающем, что они не испытывают никакого влияния терроризма.
По сравнению с 2014 годом Россия «провалилась» в рейтинге на семь позиций. За последние два года в результате терактов в нашей стране погибли 70 человек, еще 85 были ранены. Непростой ситуация остается и сегодня. По данным ГИАЦ МВД РФ, за последние 10 месяцев текущего года произошел заметный прирост террористических преступлений: до 1,9 тыс., или на 38,7%. Правда, к уголовной ответственности за их совершение привлекли лишь 509 человек. Непосредственно терактов было зарегистрировано гораздо меньше – 22, однако это вчетверо превышает прошлогодний показатель. Не обнадеживает и статистика ФСБ России, на оперативном контроле которой находится 220 псевдошахидов (потенциальных смертников). Не меньшую озабоченность вызывают 2,9 тыс. россиян, подготовленных в ближневосточных учебных лагерях и участвовавших в вооруженных конфликтах в Афганистане, Сирии и Ираке.
Наиболее взрывоопасными остаются регионы Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), на который приходится до 80% всех регистрируемых террористических преступлений (см. график). «С начала года там уже задержали 49 боевиков и 328 их пособников, уничтожили 95 бандитов, в том числе 15 главарей бандформирований, включая ряд одиозных лидеров в Кабардино-Балкарии и Дагестане», – сообщил в октябре директор ФСБ России Александр Бортников. По его словам, главари ближневосточных террористических организаций дистанционно управляют своими северокавказскими сетями с помощью агентов-связников, спутниковых средств связи и Интернета.
Для повышения эффективности борьбы с террором в спешном порядке были приняты два весьма спорных федеральных закона от 6 июля № 374-ФЗ и № 375-ФЗ (см. «НГ» от 13.04.16), которые вводят административную ответственность за несоблюдение новых «антитеррористических» требований (касающихся миссионерской, транспортно-экспедиционной и информационно-телекоммуникационной деятельности), а также ужесточают уголовную ответственность за совершение террористических преступлений. С 20 июля уголовно наказуемым стало несообщение о террористических преступлениях (статьи 205, 206, 208, 211, 220, 221, 277–279, 360, 361 УК РФ), пособничество захвату заложников и организации незаконного вооруженного формирования, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма через Интернет, а также совершение акта международного терроризма и его финансирование. Сесть за террористические преступления можно будет уже с 14 лет. Насколько безопасной станет в результате всего вышеперечисленного жизнь обывателей, покажет следующий год.