0
12938
Газета Идеи и люди Интернет-версия

28.10.2016 00:01:00

Странности народного волеизъявления

Алексей Кавецкий

Об авторе: Алексей Борисович Кавецкий – адвокат, кандидат юридических наук, публицист.

Тэги: история, монументальное искусство, памятники, конституция, закон, референдум, демократия, общество


история, монументальное искусство, памятники, конституция, закон, референдум, демократия, общество Фото пресс-службы администрации города Орла

Казалось бы, что общего между исторической фигурой XVI века с неоднозначной репутацией – и актуальной проблемой, стоящей перед Россией ХХI столетия? Давайте поразмышляем.

В последние полтора года неожиданно всплыла и прочно вошла в повестку дня тема исторического аспекта монументального искусства. По-моему, началось с обсуждения необходимости установки памятника князю Владимиру – крестителю Руси, затем установка мемориальной доски Маннергейму в Питере, памятного знака на месте убийства Бориса Немцова (на доме, где он жил) и вот теперь – конная статуя Ивана Грозного в Орле.

С одной стороны, это просто всплеск моды. Увековечение в мраморе, бронзе, стали заметных политиков, полководцев, ученых существовало всегда. Как и низвержение этих скульптур, памятников в связи со сменой власти. Приходилось читать, что в Древнем Риме мраморные бюсты и сенаторов, и императоров просто разбивали после того, как менялись политические вкусы и оценки. Но происходило это так часто, а бюсты было так жалко, что в конце концов стали просто срезать с памятников и скульптурных портретов головы прежних кумиров и водружать благородные черепа новых правителей. Так что нет ничего нового, необычного в том, что, например, в августе 1991 года в Москве низвергали памятники советским вождям. Так было всегда и, думаю, будет еще долго.

Есть еще одна поучительная историческая притча. В 1815 году власти Пруссии обратились к российскому императору Александру I с просьбой дать согласие на установку в Берлине конной статуи царя. На что царь ответил: пройдут годы, и этот памятник обязательно сбросят наземь. Лучше постройте храм или назовите площадь моим именем. Так появилась знаменитая Александрплац.

Но это к слову.

Предмет этой публикации совсем иной: кто и в соответствии с какими процедурами принимает сегодня решения, затрагивающие интересы граждан нашей страны, – начиная с установки памятников историческим персонажам и заканчивая принятием Конституции. На первый взгляд – что за вопрос? Вы скажете: органы власти и местного самоуправления. И будете правы. Но лишь отчасти.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 3) предусматривает осуществление власти народом не только опосредованно – через упомянутые органы государственной власти и местного самоуправления, но и непосредственно – через референдум.

Как обстоят дела в современной России с этим единственным «высшим выражением воли народа»? Возьму на себя смелость сказать: никак.

Кто-нибудь знает о проведении референдумов в субъектах Федерации, городах, районах? Мне не приходилось слышать. Знаю о наивно-безуспешных попытках КПРФ провести референдум в Москве по поводу того же памятника Дзержинскому. Сказать, что конституционная норма, принятые в ее развитие законы о референдумах в субъектах Федерации – «мертвая буква», – значит проявить некоторое недопонимание. Эти законы живут. Продуктом их жизнедеятельности является совершенно очевидное состояние этого института демократии – его отсутствие как политико-правовой практики.

Современное государственное право зарубежных стран знает практику проведения референдумов. Чаще всего вспоминается Швейцария, вот теперь этот потрясший Европу брекзит. Поучительные уроки!

Так что же у нас? Существует несколько аспектов проблемы.

С одной стороны, государство, приняв законы о референдуме, дает возможность «подданным» напрямую выразить свое отношение к какой-либо важной, общественно значимой проблеме. И не просто выразить отношение – но и принять участие в ее окончательном разрешении. А с другой стороны, эта возможность остается только теоретической!

Прочитайте внимательно закон о референдуме РФ (№ 5-ФКЗ). Его проведение обставлено такими организационными сложностями, что он невозможен. Судите сами. Для начала должна быть создана инициативная группа в поддержку референдума, затем инициативные подгруппы в 50% субъектов Федерации должны в течение двух месяцев собрать не менее 4 млн подписей сторонников референдума. Затем подгруппы образуют инициативную группу федерального уровня. В свою очередь, федеральная инициативная группа должна в течение 45 дней собрать не менее 2 млн подписей в 50% субъектов Федерации (ч. 2 ст. 17). Причем число сборщиков подписей существенно ограничено (ч. 3 ст. 17). И все сопровождается регистрациями в ЦИКе, без какой-либо поддержки государственных органов, на свои собственные средства. Наконец, все выполнено. Ан нет, ЦИК направляет материалы президенту РФ, а тот передает их в Конституционный суд для окончательной проверки соблюдения Конституции при инициации референдума. Суд вправе, конечно же, вынести и отрицательный вердикт. И только после положительного заключения КС назначается референдум.

Согласитесь, малореальная перспектива, если только референдум не проводится по инициативе действующей власти… И это при том, что практически все фундаментальные вопросы политической жизни общества выносить на референдум РФ все-таки запрещено. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента Российской Федерации, Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов президента Российской Федерации, депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

А согласно ч. 10 ст. 5, на референдум РФ не могут быть вынесены и вопросы, отнесенные Конституцией, конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Как же быть, если и наиболее острые, и не такие уж жизненно важные, но уже входящие в компетенцию органов власти и управления вопросы не подлежат вынесению на общегосударственный референдум? Что же тогда обсуждать?

Вынужден признать, что при таком сложнейшем (пожалуй, еще более сложном механизме инициации референдума РФ, чем проведение выборов в федеральные органы власти) механизме проведения референдума выносить на обсуждение вопросы, без которых можно обойтись, – чистая глупость.

Неудивительно, что такие мероприятия должны быть весьма затратными. И это дает сильный козырь в руки их противников – денег и так нет, а тут еще эта «глупость»!

Стоимость проведения референдумов можно радикально сократить, если проводить их совместно с выборами в органы власти, местного самоуправления. Более того, можно ввести даже обязательность проведения референдумов в единый день выборов – федерального, регионального и районного (городского) уровней. Властям останется только отобрать вопросы для голосования. А это уже можно сделать на основе социологических опросов или голосованием в представительных органах. Однако ФКЗ № 5 прямо запрещает подготовку и проведение референдума одновременно (в том числе голосованием в один день) с федеральными выборами (ч. 5 ст. 23). А вот проводить одновременно два референдума по разным вопросам почему-то можно (ч. 5 ст. 23).

А вот закон о референдуме в Москве (от 2007 года, № 11 с дополнениями) более демократичен – например, позволяет совмещать референдум с выборами, проводить по единым спискам избирателей, проводить местные референдумы по совместной инициативе представительного органа самоуправления и главы местной администрации и т.д.

Главное, что фатально лишает народ возможности реализовать свое конституционное право на референдум, – запрет на инициацию референдума РФ и субъекта Федерации (по крайней мере в Москве) представительными органами государственной власти. Только граждане, организовавшись в инициативные группы, в кратчайшие сроки обязаны собрать немыслимое количество подписей (например – для референдума РФ – 2 млн подписей за 45 дней примерно в 40 субъектах РФ (ч. 2 ст. 17 ФКЗ № 5), да еще в строжайшем канцелярско-бюрократическом порядке! А в Москве – подписи 2% избирателей (около 100 тыс. человек) за 30 дней!

Люди откликнутся на призыв провести референдум в таком массовом и скоропостижном порядке только в том случае, если уж действительно «допечет» и вопрос будет стоять о радикальных изменениях в жизни общества. Но такой вопрос скорее всего окажется под запретом в силу закона. Круг замкнулся.

Между прочим, побочным положительным результатом совмещения референдумов и выборов будет увеличение числа участвующих в выборных мероприятиях. Если, конечно, чиновники проявят заинтересованность в достижении этих главных и побочных результатов.

Да, демократия – вещь не только содержательно сложная, предполагающая определенный уровень зрелости общества (помните гениальное выражение Плеханова о мельнице истории, которая должна смолоть муку, из которой только и можно спечь пирог социализма?), но и очень недешевая. Но надо выбирать: проводить мирового масштаба имиджевые спортивные шоу (а спорт высших достижений сегодня – вид шоу-бизнеса, мало что общего имеющий с популяризацией здорового образа жизни и конкретными мерами по внедрению физкультуры в жизнь миллионов наших сограждан), вводить должность девятого вице-премьера правительства, оплачивать бюджетными деньгами ершики для сортиров за 23 тыс. руб. (по публикации «Аргументов и фактов», № 42 за 2016 год) и тому подобные многочисленные примеры, вытащенные на свет ребятами из Общероссийского народного фронта, либо постепенно поднимать уровень демократичности нашего общества, шаг за шагом укрепляя нашу государственность, делая ее более устойчивой и современной, развивая политическую культуру и правосознание граждан.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
903
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1123
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1028
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1015

Другие новости