Фото Gettyimages
Для Христианско-демократического союза Германии (ХДС) 4 сентября стало неудачным днем. После подсчета большинства голосов на региональных выборах в федеральной земле Мекленбург – Передняя Померания, которая находится на северо-востоке страны, выяснилось, что победу одержала крайне правая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ), получившая свыше 20% голосов и оттеснившая ХДС на третье место. К счастью для ХДС и левоцентристской Социал-демократической партии Германии (СДПГ), которая остается крупнейшей партией страны, вместе они смогли собрать достаточно голосов для сохранения правящей коалиции.
Результаты могли бы оказаться гораздо печальнее. По сравнению с выборами 2011 года доля голосов, полученных ХДС, снизилась на 4% и составила 19,0%, а доля СДПГ упала на 5% (до 30,6% от общего количества голосов). Очевидно, что АдГ сумела оттянуть голоса как у левых, так и у правых партий, особенно у Левой партии – наследницы Социалистической единой партии Германии, находившейся у власти в ГДР.
АдГ сумела получить пятую часть голосов благодаря тому, что вела кампанию против миграционной политики канцлера Ангелы Меркель. Год назад Ангела Меркель открыла границы для сотен тысяч беженцев из объятых войной Сирии и Ирака. С тех пор ее беспощадно критикуют и Хорст Зеехофер – лидер Христианско-социального союза (ХСС), «сестринской» партии ХДС, и представители АдГ.
Хорст Зеехофер настаивает на том, чтобы Меркель установила ограничение на количество беженцев, которых может принять Германия. Благодаря заключенному недавно ЕС соглашению с Турцией этот поток удается сдерживать – по крайней мере пока. Однако миграционный кризис еще далек от завершения.
В самом ХДС к миграционной политике Меркель относятся неоднозначно: руководство партии понимает, что христианские демократы теряют поддержку у населения страны, однако пока не осмеливается открыто выступить против курса, который проводит Меркель. Миграционный кризис – не единственное, что беспокоит ХДС, и отток голосов к АдГ имеет и другие причины. Дело в том, что после 2005 года, когда Ангела Меркель стала канцлером, она существенно изменила саму партию.
Меркель провозгласила политику защиты окружающей среды, несмотря на ту критику, которой подвергались выделение правительством огромных субсидий на развитие возобновляемых источников энергии и решение 2011 года об отказе от использования ядерной энергии при отсутствии альтернативной энергетической инфраструктуры, которая могла бы заменить АЭС. Эту политику с восторгом приняли защитники окружающей среды, но представители промышленных кругов, которые традиционно поддерживали ХДС или СДПГ, встретили ее в штыки. После того как Ангела Меркель приняла решение отказаться от использования атомной энергии, крупнейшие энергетические компании изменились до неузнаваемости. Им пришлось приспосабливаться к политике Меркель, а также к законодательным требованиям ЕС, настаивавшего на том, чтобы сделать энергетику Европы более открытой для конкуренции, и в результате их вес и влияние резко уменьшились.
Меркель сдвинула ХДС к центру – за счет изменений, внесенных в семейную политику. Теперь родители могут сами решать, кто из них получит оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным ребенком. С этой инициативой в 2004 году выступили социал-демократы, и год спустя Ангела Меркель, став канцлером Германии, ее подхватила.
Затем последовало установление минимального размера оплаты труда, хотя это решение было предметом жестких споров и разногласий внутри ХДС (первоначально и сама Меркель выступала против такого шага). Ассоциациям предпринимателей этот поворот тоже не понравился: по их мнению, Меркель привносит в политику ХДС определенный социал-демократический элемент.
Кроме того, Меркель поддержала (опять же после некоторых сомнений) отмену воинской обязанности в Германии, которая долго сохранялась именно благодаря консерваторам. Отмена воинской обязанности привела к тому, что в стране сформировалась профессиональная армия. Более того, это решение вызвало дебаты по вопросам обороны и безопасности страны – обсуждение, в котором Германия уже давно нуждалась.
Меркель не стала принимать участие в спорах о приравнивании зарегистрированных однополых партнеров к разнополым супружеским парам в вопросах налогообложения. Она оставила это на усмотрение Конституционного суда, хорошо понимая, что последний вынесет решение в пользу однополых пар. И это еще один вызов немецкому консерватизму.
Ни одна из этих тем, за исключением миграционной политики, не обсуждалась во время избирательной кампании в Мекленбурге – Передней Померании. Но за годы, которые Ангела Меркель возглавляет ХДС, в прошлом консервативный, эта партия претерпела большие изменения, многие из которых необратимы. Встает очень серьезный вопрос: готовы ли АдГ или ХСС к конкурентной борьбе за право прибрать к рукам то, что осталось от традиционного германского консерватизма, и бросить вызов христианским демократам Ангелы Меркель?
Оригинал статьи: http://carnegieeurope.eu/strategiceurope/? fa=64470