Широковещательные лозунги и проекты имеют свойство дорожать. В конечном счете для тех, кого они очаровали. Фото Льва Федосеева/ТАСС
Два недавних события – появление «кейнсианского» варианта среднесрочной программы экономического развития России и одобрение правительством 100-миллиардного бюджета реконструкции трассы Керчь–Севастополь – обычно обсуждаются по отдельности. События эти, однако, могут быть тесно связанными и указывать на решимость властей решать обостряющиеся экономические проблемы путем увеличения косвенного налогообложения.
Для правительства, глава которого всего несколько месяцев назад признал, что «денег нет», но населению вообще и жителям недавно присоединенного к РФ Крыма в частности нужно «держаться», нахождение дополнительных ресурсов для финансирования Керченского моста и трассы Керчь–Севастополь, можно сказать, сродни «чуду на Висле». В 1920 году польские войска под командованием Юзефа Пилсудского (читай, правительство под руководством Дмитрия Медведева), лишенные маневра наступающей конницей Буденного (а в нашем случае – обостряющимися экономическими проблемами) и не имеющие возможности отступать дальше (у нас – исчерпание резервного фонда и рост кредиторской задолженности бизнеса), оказались способны переломить ситуацию и обратить противника в позорное бегство.
Прежде чем опустить занавес и услышать аплодисменты публики, стоит, однако, попытаться найти разгадку фокусу. Как считал Воланд, разоблачения – самая интересная часть фокуса.
Дополнительные средства планируется получить не по мановению волшебной палочки. Они не могут появиться в результате возобновления экономического роста. ВВП России (в физическом объеме) продолжает сокращаться. Ситуация на мировом рынке энергоносителей по-прежнему нестабильна. Правительство, по всей вероятности, хочет получать дополнительные ресурсы путем накачивания экономики дополнительными деньгами. Проще говоря, с помощью кредитно-денежной эмиссии.
Теоретическое основание этому, кажется, уже найдено. Параллельно с либерально ориентированной среднесрочной программой экономического развития РФ, над которой трудятся эксперты Центра стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина, президент распорядился разработать альтернативную стратегию. В ней под неявно выраженными лозунгами кейнсианства проводится идея о допустимости накачивания экономики кредитами и эмиссионными деньгами – в общей сумме до 1,5 трлн руб. В общем, должно хватить на несколько мостов и реконструированных трасс.
Денег нет, но сделаем. Такой новый лозунг дня.
В сложившейся ситуации есть несколько заслуживающих внимания моментов. Сторонники «кремленологии» могут потирать руки, предвкушая созерцание схватки за влияние на экономические воззрения президента и правительства между группой Кудрина и членами Столыпинского клуба (именно они предложили альтернативу программе ЦСР), вдохновляемыми помощником президента Андреем Белоусовым.
Ценители экономической теории в очередной раз смогут стать свидетелями битвы титанов – либералов и кейнсианцев.
Поклонники хештега #крымнаш и любители проехаться с ветерком могут предвкушать скорую поездку на Южный берег Крыма без очередей на паромной переправе и туалетов на (скорее – в) обочине. Тем более что вопрос о введении платы на этой трассе, в отличие от других недавно построенных, пока публично не поднимался.
Наконец, для граждан, задумывающихся не только о хештегах, но и о своих финансах, наверняка будет интересно узнать о фактическом получении санкции на увеличение налогов. Нет, 13-процентную ставку налога на доходы пока не тронули. Этот вопрос отложен на потом, когда улягутся околовыборные страсти.
Вероятное согласие на кредитно-денежную эмиссию в размере 1,5 трлн руб. или даже больше (известно, как корректируются планы в процессе их реализации) означает резкое увеличение косвенного налогообложения. За счет инфляционного обесценения рубля и доходов (в первую очередь – фиксированных, таких как пенсии). За счет роста «утопленных издержек» (говоря более простым языком – коррупционной составляющей при «освоении» увеличившихся в разы бюджетов мегапроектов).
Так что билеты на поездку в Крым окажутся значительно дороже, чем объявлено на сайтах перевозчиков. Да и цена билетов в зал, в котором вот-вот должен опуститься занавес и раздадутся аплодисменты после очередного спектакля в постановке правительства, в конечном счете вовсе не такая привлекательная, как думалось ранее. Как говорят юристы, нужно было внимательнее читать написанное мелким шрифтом на обороте билета.