Для Саудовской Аравии богоугодное дело становится очень выгодным. Фото Reuters
В наше время мало кто помнит, что до того, как в 30-е годы прошлого века на территории Саудовской Аравии открыли месторождения нефти, это была одна из самых бедных стран мира. Cегодня хорошо известно, что Саудовская Аравия – очень богатая страна, которая благодаря огромным доходам от экспорта нефти оказывает материальную помощь арабским и африканским государствам и может позволить себе многое из того, о чем другие не смеют и мечтать. Во всем мире цены на энергоносители неуклонно росли, а здесь цены на бензин, электроэнергию, воду регулярно снижали, компенсируя издержки государственными субсидиями.
«Уходящая натура» и новая реальность
Однако в последние месяцы сообщения из Саудовской Аравии свидетельствуют: целый ряд особенностей королевства постепенно уходят в прошлое.
Нововведения начались год назад с приходом к власти короля Салмана. Одно из наиболее радикальных новшеств – предстоящее введение налога на добавленную стоимость (НДС). Этот хорошо известный во всем мире вид налогообложения до сегодняшнего дня был неведом в Саудовской Аравии – как и подоходный налог, налог на землю, налог на имущество и другие. Обязательства подданных перед государством ограничивались выплатой закята – установленного Кораном взноса на благотворительность в размере 2,5% от годового дохода.
Именно поэтому недавнее объявление о предстоящем введении в 2017 году налога на добавленную стоимость прозвучало как сигнал перехода к новому этапу в жизни страны. Решение это коллективно приняли все шесть государств, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). При этом заместитель наследного принца Мухаммед Бин Салман – глава государственного комитета по экономике и развитию – отметил, что вопрос о введении других налогов пока не рассматривается.
Однако объявлено о повышении существующих и введении новых сборов и акцизов – в частности, на табак, некоторые безалкогольные напитки и другие. (Как известно, оборот алкоголя в королевстве категорически запрещен.) Намечены сокращение собственных расходов правительства, замедление темпов роста заработной платы, бонусов. А причина нововведений - падение цен на нефть на мировом рынке, которое привело к появлению в бюджете страны 20-процентного дефицита.
Ненефтяные источники
Есть ли у страны, помимо НДС и акцизов, другие неиспользованные возможности, чтобы восполнить недостаток доходов от нефти?
Есть, и немало. По расчетам саудовских экономистов, это, например, отказ от «экономической экзотики», то есть уменьшение субсидий на бензин, электроэнергию и воду.
В 1974 году субсидиями пользовались всего около 6 млн человек, населявших в то время Саудовскую Аравию. В 2016 году рассчитывать нужно уже на 30 млн подданных и экспатов. Субсидируемая государством цена на бензин, который к тому же контрабандными тропами вывозился в соседние страны, стала непозволительной роскошью. Это все равно что дырявый бензобак автомобиля, способный разорить его владельца. Низкие цены на воду и электроэнергию также были причиной их расточительного потребления и утечек финансов из казны. Встав на путь сокращения субсидий, нынешнее саудовское руководство фактически отказалось от существовавшей несколько десятилетий экономической модели и ее основополагающего принципа. И благодаря этому революционному шагу королевство в предстоящие пять лет рассчитывает получить около 30 млрд долл. Еще 10 млрд даст введение НДС, столько же – платежи компаний, превышающих установленные квоты найма иностранной рабочей силы. И 10 млрд долл. принесет предстоящее введение резидентских карточек – подобия американских green cards для 10 миллионов иностранцев, работающих в стране по трудовым контрактам.
Кстати, решение ввести «карту резидента» – это также очень серьезный шаг, на который в начале апреля отважились пойти нынешние власти. Их предшественники десятилетиями отказывались делать это, несмотря на требования многих экспатов и западных правозащитников. Кроме того, планируется отменить вызывавшую резкую критику систему так называемого «спонсорства», когда саудовец, пригласивший кого-либо на работу в королевство, становился практически «хозяином» этого работника, находившегося от него в полной зависимости. По новым правилам, приглашенный экспат получает право поменять нанимателя в случае, если тот задерживает или совсем не платит зарплату или как-то еще нарушает трудовое соглашение. Однако, получив больше прав, иностранец получит и больше обязанностей: он будет должен платить закят, НДС, покупать страховку и т.д. Иностранцам же, которые прожили в Саудовской Аравии более 40 лет и у которых имеется хотя бы один сын, желающий нести службу в рядах саудовских вооруженных сил, будет предоставлено право получить подданство в королевстве. «Карта резидента» – это выстрел, позволяющий убить сразу двух зайцев: пополнить казну и демократизировать законодательство, приближая его к общепринятым в мире стандартам.
Приватизация
Еще одним важнейшим источником ненефтяных доходов станет приватизация государственных компаний. Главный «кормилец» страны, нефтегазовая корпорация Saudi Aramco, на 100% принадлежащая государству, – крупнейшая энергетическая компания мира.
Сенсационное заявление о ее частичной – пятипроцентной – приватизации было сделано также принцем Мухаммедом Бин Салманом. Что же даст бюджету этот беспрецедентный шаг? Ведь, по подсчетам бывшего советника Министерства нефти КСА Мухаммеда ас-Саббана, размер капитализации компании достигает 10 трлн долл.
Именно с приватизацией Saudi Aramco правительство связывает планы создания Фонда национального благосостояния, активы которого превысят 2 трлн долл. В интервью агентству «Блумберг» принц Мухаммед Бин Сальман сообщил о намерении властей «продать акции материнской компании Saudi Aramco и превратить нефтяного гиганта в промышленный конгломерат». Причем первичное размещение акций (IPO) может быть проведено уже в 2017 году.
«...Инвестиции, а не нефть станут основным видом доходов саудовского правительства», – приводит агентство слова сына короля. «Остается только их диверсифицировать, чтобы через 20 лет мы не были экономикой или государством, зависящим в основном от нефти», – сказал Мухаммед Бин Сальман.
Уже сегодня Saudi Aramco играет роль своего рода локомотива развития страны. Король Салман назначил президента и главного исполнительного директора Saudi Aramco Халеда аль-Фалиха одновременно министром здравоохранения в качестве успешного менеджера, которому под силу поднять на новый уровень работу этого жизненно важного ведомства.
О приватизации крупных госкомпаний в королевстве говорят уже около 20 лет. Однако до сих пор больших успехов в этом направлении достигнуто не было. Если же сегодня приватизация распространится и на такие гиганты, как Саудовская корпорация основных отраслей промышленности (SABIC), Саудовская электрическая компания (SEC), корпорация по опреснению морской воды (SWCC) и ряд других, то это также принесет бюджету не один десяток миллиардов долларов…
Доходы от хаджа
И наконец, еще один уникальный источник наполнения бюджета, имеющийся только у Саудовской Аравии. Речь идет о доходах от хаджа и умры (малого хаджа) – паломничества мусульман в святые места ислама, то есть Мекку и Медину.
Сегодня индустрия хаджа как источник доходов занимает второе место в Саудовской Аравии после нефтяного сектора. Росту доходов от религиозного туризма препятствуют инфраструктурные ограничения – недостаточно большое пространство вокруг священной Каабы в Большой мечети, узость дорог, по которым паломники перемещаются из Мекки к горе Арафат и к другим местам. Но уже несколько лет назад – в «тучные годы» – в Мекке и Медине были начаты грандиозные по масштабам работы с целью увеличить «пропускную способность» святых мест. Проект реконструкции Большой мечети в Мекке стоимостью более 20 млрд долл. назвали проектом века. Это самый большой за всю историю проект расширения святынь ислама, и он увеличит вместимость главной мечети страны до 2,5 млн верующих. Все закрытые помещения мечети оборудуются кондиционерами. Грандиозная реконструкция идет и в исторической Мечети Пророка во втором священном городе – «Лучезарной Медине». Эта мечеть сможет вместить более 2 млн верующих.
Модернизация и реконструкция святых мест, несомненно, увеличат поступления в казну. Уже сегодня из 22,5 млрд долл. доходов от иностранного туризма, поступления от хаджа составляют почти половину, а после окончания работ превысят 15 млрд долл. в год. И все же вряд ли они сравнятся с доходами Saudi Aramco, которая лишь за один день производит продукции на 1 млрд долл.
И еще один путь ликвидации брешей в казне – начавшийся недавно процесс мирного урегулирования в соседнем Йемене. Об этом объявили официальные лица королевства. Так, министр иностранных дел Адель аль-Джубейр заявил 5 апреля, что у Саудовской Аравии «нет амбиций в Йемене», что его страна не хочет «превратить Йемен в новую Ливию» и готова содействовать достижению мира между конфликтующими сторонами. Очевидно, что мир с соседями – необходимое условие для экономического благополучия не только йеменцев, но и самой Саудовской Аравии.
* * *
Саудовская печать отмечает, что преобразования нацелены на то, чтобы в управление страной внедрялись современные концепции, чтобы программы учебных заведений соответствовали реальным требованиям экономики, чтобы банковские инвестиции стали эффективными, а женщины получили возможность работать для увеличения доходов семьи; чтобы привычка надеяться на других ушла из жизни общества, а государственные органы несли ответственность за свою деятельность и чтобы борьба с коррупцией велась на всех уровнях.
Как подчеркивают СМИ, проводимые реформы свидетельствуют: правительство пришло к осознанию того, что дефицит госбюджета должен устраняться не путем заимствований или введения мер экономии, а путем развития способности людей создавать новые ценности и увеличивать производительный потенциал государства.
Видимо, это и есть диверсификация экономики и избавление от нефтяной иглы.