Иван Миклош успешно работал в правительстве Словакии. И на него возлагают надежды в Украине. Фото с сайта www.yes-ukraine.org
Похоже, в отношении будущего премьера Незалежной появилась некоторая определенность. Так, фракция «Блока Порошенко» на днях официально выдвинула кандидатуру Владимира Гройсмана, а «Народный фронт» пообещал рассмотреть это предложение. «Батькивщина» также выразила готовность поддержать выдвижение Гройсмана. Однозначное «нет» инициативе пока что высказал один лишь Олег Ляшко. Сам Гройсман выступил с заявлением о готовности взять на себя ответственность по формированию нового кабмина и сразу же назвал одного из его будущих членов – словацкого политика Ивана Миклоша: «Я могу назвать несколько фамилий людей, которые были бы достойны того, чтобы работать в новом правительстве. Например, это Иван Миклош – вице-премьер-министр и министр финансов Словакии, который провел в своей стране действенные реформы и имеет практический опыт перехода страны от постсоветской к европейской».
Миклош – это словацкий аналог бывшего члена правительства Польши Лешека Бальцеровича, которого затащить в Украину управлять пока что не удается. В возрасте 31 года Миклош возглавил Министерство приватизации Словакии, а в 1998–2002 годах был вице-премьером по экономике, в 2002–2006 и 2010–2012 годах возглавлял Минфин. Его считают автором словацкого экономического возрождения второй половины нулевых годов. Идеальная фигура для легионера от финансов.
Необходимо сказать, что Миклош будет далеко не первым «варягом» в Украине в случае, если кандидатуру Гройсмана все-таки утвердят, а вероятность этого велика. На посту министра экономики находится литовец Айварас Абромавичюс, министра финансов – гражданка США Наталья Яресько, министра здравоохранения – выходец из Грузии Александр Квиташвили, губернатора Одесской области – небезызвестный Михаил Саакашвили. Но почему постмайданные украинские власти действуют по принципу «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» и приглашают иностранных специалистов управлять ею?
Очевидно, что политика привлечения иностранцев для реформирования Украины коренится в отсутствии достойных национальных кадров. Кто-то был связан с Виктором Януковичем и олицетворял старую власть, кому-то не понравился радикально-националистический уклон произошедшей революции и последовавшая затем люстрация – по этим причинам многие покинули страну. Опытными кадрами государственный аппарат действительно оскудел. Да и не подходили ставленники Януковича, с точки зрения новой прозападной элиты, на роль рыночных реформаторов. Приходится искать новые лица, но уже не дома, а за границей.
Также несомненно, что Гройсман вынужден вступать в гонку со своими потенциальными соперниками, главным из которых является Наталья Яресько. Министр финансов уже успела заявить о готовности возглавить технократическое правительство, в котором не будет места коррупции и кумовству, а его члены не будут связаны с бизнес-элитами. Для Гройсмана сейчас просто необходимо доказать, что его правительство ничем не хуже того, что будет у Яресько, и он идет на превентивный шаг – через главу администрации президента Бориса Ложкина начинает переговоры с Иваном Миклошем, который должен не только войти в правительство и дать ценные рекомендации по его формированию и проведению реформ, но и занять министерское кресло самой Яресько, столь неудобной для Порошенко американской протеже.
Конечно, занятие высоких государственных должностей «варягами» нравится далеко не всем. Эту позицию довольно емко обозначил Саакашвили: «Когда мы говорим: кто-то где-то был министром или премьер-министром 25 лет тому назад – мы должны достать из нафталина, привезти, посадить управлять Украиной? Это стыд и срам». Правда, сам одесский губернатор три года назад был президентом совсем другой страны.
Способность ориентироваться на реалии Украины и понимать особенности ее общества – главные факторы, которые определят успех иностранных специалистов. Если в правящих кругах Украины этого не поймут, стране будет суждено топтаться у дверей в ЕС и НАТО без малейших шансов на возвращение к экономическим показателям конца нулевых годов.
Курс на европейскую интеграцию и создание рыночной либеральной экономики требует опытных руководителей. Далеко не каждый приглашенный иностранный чиновник способен им стать. Если человек получил образование в Западной Европе и США, имеет полезные связи за рубежом – это одно. Если руководить отраслью или регионом ставят бюрократа из такой же постсоветской страны вроде Грузии – это совершенно другое.
Еще одна проблема – понять мотивацию приглашенных «варягов». Хоть украинские политики и разделены на враждующие партии и в их рядах нет единства, зато у них не отнять одного: стремления получить признание у собственного электората – украинцев. Такого стремления у иностранцев нет и быть не может, они работают ради денег и, в лучшем, из профессионального интереса. Как скажутся реформы на населении принявшей их страны, этих людей не волнует. Нередко бенефициарами реформ, проводимых легионерами, становятся транснациональные корпорации и международные институты вроде МВФ и ВТО. Новый должник всегда окупается.
Участие в реформах западных специалистов, как показывает практика, не является обязательным условием их успеха. Взять, к примеру, Польшу. Американцы Джордж Сорос и Джеффри Сакс принимали участие в переходе этой страны на рыночный путь экономического развития. И Польша спустя десятилетие стала относительно благополучным обществом. Но Болгарии и Румынии переход по рецептам западных экономистов дался с трудом, и только к середине нулевых годов этим странам удалось достичь показателей роста 1989 года. Очевидно, что американские и западноевропейские эксперты подходят к каждой стране как к типовому шаблону, не учитывая ни национальных традиций, ни менталитета, ни собственно экономических особенностей. В свою очередь, успех реформ в Польше и Чехии был определен не талантом Сороса и Сакса, а доставшимся от предыдущей власти экономическим заделом, позволившим с меньшими рисками осуществить переход к экономике иного типа.
Есть ли такой задел у Украины, ведущей боевые действия в Донбассе? Сомнительно. Тут уже не столь важно, кого приглашать проводить реформы – для начала нужно умиротворить страну и перенаправить ее ресурсы на решение социально-экономических, а не военных задач.