При Сергее Шойгу материально-техническое обеспечение армии было поднято на качественно новый уровень. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
В последнее время в западных СМИ и ряде российских изданий вновь, как и четыре года назад, замелькала фамилия Анатолия Сердюкова. Но если тогда, сразу после отставки, деятельность экс-министра обороны рассматривалась «свободной прессой» исключительно как пример «тотальной коррупции в высших эшелонах российской власти», то сегодня те же самые газеты и журналы вдруг хором запели ему дифирамбы. Неожиданно? Только на первый взгляд.
Впервые мысль о том, что «при Сердюкове в армии было лучше, чем сейчас», некоторое время назад озвучила в интервью «Новой газете» известная правозащитница, председатель питерского отделения «Солдатских матерей» Валентина Мельникова. А в прошлом месяце на эту тему последовал целый информационный залп. Французская Figaro написала, что «на самом деле архитектором модернизации российской армии стал Сердюков – именно он дал толчок формированию сил быстрого реагирования, которые показали себя в Крыму». Буквально сразу после этого швейцарская Basler Zeitung указала, что реформы Сердюкова «вновь превратили армию России в инструмент внешнеполитической борьбы». Буквально на днях тесно связанный с НАТО, Госдепом и разведслужбами США аналитический центр Atlantic Council представил доклад, который активно цитировался Financial Times, Би-би-си, а также прибалтийскими изданиями. Его авторы предупреждают: после «амбициозных, далеко идущих реформ бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова» у Российской армии достаточно личного состава, чтобы одновременно вести три крупные операции. Наконец, правда, совершенно неожиданно журнал «Коммерсант-Власть» посвятил экс-министру развернутую позитивную статью, выставив его крупным реформатором, прогрессивным военачальником и вообще отцом всех побед. Материал торжественно начинается с указа президента о назначении Сердюкова, но почему-то забыт бесславный для него указ о его снятии, а также дальнейшие уголовные разбирательства, закончившиеся амнистированием, а не признанием невиновным.
Авторитетные «аналитики», кажется, позабыли, что не кто иной, как Анатолий Сердюков буквально резал армию по живому. Казалось бы, как можно всерьез искать истоки роста профессионализма и боеспособности российских Вооруженных сил (ВС) в «амбициозных реформах», основным результатом которых стали радикальные и зачастую бездумные сокращения. К 2011 году численность офицерского корпуса была срезана более чем вдвое – с 355 тыс. до 150 тыс. человек, президенту России даже пришлось ставить задачу по возвращению в состав ВС около 70 тыс. офицеров. Набор в военные вузы был практически заморожен, молодые лейтенанты выпускались «в никуда». Были полностью ликвидированы 140 тыс. должностей прапорщиков и мичманов. В итоге за бортом так называемых реформ оказалось около 300 тыс. профессионально подготовленных военнослужащих.
Многие же из тех, кто остался в рядах Вооруженных сил, по совету «эффективных менеджеров» были «ротированы» Сердюковым в недостроенные военные городки, а часто – в чистое поле, с тем чтобы освободить гектары и квадратные метры элитной недвижимости. О какой боеспособности можно было тогда говорить, если целые части, соединения и штабы теряли системы связи и управления войсками, как это, например, случилось с Главным штабом ВМФ, спешно переброшенным в Санкт-Петербург в 2012 году. О каком боевом духе вести речь, если основным средством управления армией стало унижение людей, посвятивших всю свою жизнь служению Отечеству, имеющих не по одному высшему образованию и опыт участия в военных конфликтах? При этом, конечно, целая группа родственников экс-министра, друзей, приближенных за три года молниеносно прошла путь из грязи в князи, разбогатев быстрее Рокфеллера.
Вообще экономические результаты деятельности экс-министра вызывают по меньшей мере удивление. Наряду с увеличением бюджета и денежного довольствия произошли абсолютно недопустимые вещи: созданный «Оборонсервис» уже к 2012 году дал 450 млрд руб. убытков, и все усилия в последующем до сих пор не привели к ликвидации этой финансовой черной дыры, хотя она и сократилась в два раза. Подряды, особенно на строительство, раздавались карманным компаниям, которые авансировались на 80, 90 и более процентов. Но квартиры при этом почему-то вовремя не сдавались. И сегодня только по Москве теперь уже другие организации достраивают 16 тыс. кв. м жилья, исправляя ошибки этих карманных компаний.
Конечно же, авторитетные журналисты и аналитики не могут не понимать всего этого. Но их цель вовсе не в обелении Анатолия Сердюкова, которому сегодня меньше всех нужен такой пиар: он ведь осознает, что амнистированный – не значит оправданный. Да, за границей его любят за то, что он строил армию по западным лекалам (чуждым российскому военному менталитету), активно закупал натовскую технику и вооружение. Но не настолько же, чтобы приписывать ему грандиозные успехи в военном строительстве. Тогда в чем дело?
Очевидно, в том, что на Западе понимают, кто на самом деле стоит за возрождением армии России. Журналист Владимир Соловьев, оценивая мотивы своих западных коллег, похоже, попал в точку: при Сердюкове крайне неэффективное ведение кампании по принуждению Грузии к миру вызвало сомнения в самом существовании у России армии. Что, конечно, не могло не радовать наших «западных партнеров». После этого Минобороны по решению президента Владимира Путина возглавляет Сергей Шойгу, и мы видим результат. Крым, успешная операция в Сирии – это то, что вызвало бешеное удивление и страх Запада. Потому что они показали, что российский военный механизм работает эффективнее, чем западный, при гораздо меньших финансовых затратах. А как только на Западе начинают видеть усиление России, следуют информационные удары по его ключевым фигурам. Цель нынешней информационной кампании – президент России и та часть руководства, которая верно служит своей стране. Конечно, одним из ярких представителей этой части руководства является Шойгу. Так вот эти «аналитики» и хотят привязать образ экс-министра к нынешнему министру с целью начать какой-то диспут. Хотя даже ребенку, только научившемуся смотреть телевизор и еще не умеющему читать, понятно, что это несопоставимые фигуры в силу реальных ситуаций, которые они прошли за последние 30 лет. Один строил, спасал, защищал родину. Второго не будем обижать. У каждого свой путь и своя судьба. Такова жизнь. Поэтому попытки ментально привязать Сердюкова к Шойгу глупы и ничего, кроме сарказма, вызвать не могут.
Действительно, слишком уж настойчиво эти иностранные, да и наши прозападные «аналитики» стараются сравнить экс-министра обороны с нынешним, при этом упирая на то, что оба – гражданские. Хотя «гражданский» Шойгу, между прочим, предшествующие 20 лет командовал войсками гражданской обороны, лично возглавлял по поручению руководства страны миротворческие операции, принимал участие в большем количестве военных конфликтов, чем иные генералы – от Южной Осетии до Югославии. Те, кто упрекает его в отсутствии военного образования, наверняка не знают, что, например, министр обороны СССР Дмитрий Устинов был инженером, а бывший министр обороны России Сергей Иванов – разведчик. Шойгу же пришел в Минобороны уже Героем России и много лет как в звании генерала армии. И его в армии признали все – от генералов, которыми он умело руководит и к мнению которых внимательно прислушивается, до рядовых, которым он обеспечил комфортные условия службы в новых военных городках и казармах кубриковой системы с душевыми и бытовой техникой. От офицеров, жилищные проблемы которых сегодня практически решены, до прапорщиков и мичманов, возвращенных в ряды Вооруженных сил.
Не удивительно, что именно сейчас армия стала по-настоящему профессиональной. И впервые в истории количество военнослужащих-контрактников за три года с 50 тыс. выросло до 350 тыс. человек. А самое главное – в армию вернулся боевой дух. Униженные «зеленые человечки» превратились в «вежливых людей», профессионализм и силу которых признали все и даже был вынужден признать президент США Барак Обама, назвавший армию России «второй в мире». Сегодня армия России пользуется доверием 86% населения. Вот что надо понимать, ценить, поддерживать и уважать.