Эту акцию в поддержку беженцев провели в Амстердаме активисты движения Amnesty Internatinal. Фото Peter Dejong/AP/ТАСС
Нидерланды, став с 1 января 2016 года сроком на полгода страной – председателем Совета Евросоюза, объявили преодоление иммиграционного кризиса главным приоритетом своей политики. По словам голландского премьер-министра, либерала Марка Рютте, необходимы «быстрые совместные решения – предпочтительно на европейском уровне, – чтобы честно разделить ответственность и более честно распределить потоки беженцев», и «Нидерланды не собираются организовывать дискуссию о том, что лучше – общеевропейская или национальная охрана границ».
Официальные представители Нидерландов поддержали высказанную в ЕС идею о том, чтобы продлить введенный рядом стран усиленный пограничный контроль – вне временных рамок, зафиксированных шенгенскими соглашениями. Напомним также, что еще в ноябре прошлого года голландские власти зондировали с рядом членов ЕС (странами Бенилюкса, Германией, Австрией) тему создания мини-шенгенской зоны, внешние границы которой будут охраняться, а внутри будет введен паспортный контроль. Отметим и еще один поисковый вариант голландского происхождения. В январе нынешнего года лидер входящей в правительственную коалицию Партии труда Дидерик Самсом предложил некий общеевропейский план транспортировки беженцев из Турции в Грецию. Речь идет о постоянном паромном сообщении между двумя странами. Желающих иммигрировать будут доставлять на паромах в Грецию. Там они пройдут соответствующие фильтрационные процедуры и либо продолжат свой путь на законных основаниях (естественно, с учетом страновых возможностей ЕС), либо на тех же паромах будут отправляться обратно. Это, по мнению нидерландского политика, поможет избежать ненужных жертв при переправе на недостаточно подготовленных для такого путешествия плавсредствах. Кроме того, будут ограничены возможности криминализированных перевозчиков беженцев из стран Ближнего и Среднего Востока.
«План Самсома» помимо его общеевропейской значимости имеет и вполне очевидный национальный подтекст. Он будет способствовать, считает его автор, более эффективному контролю над многочисленным потоком беженцев. Отметим, что Нидерланды постоянно демонстрируют заинтересованность в сохранении и развитии контактов с потенциальными и реальными беженцами. Еще в октябре прошлого года правительство опубликовало открытое письмо на английском языке, адресованное вновь прибывшим в страну. В нем достаточно откровенно говорилось о спартанских условиях для проживания этих людей, об ограниченных возможностях для получения ими пищи и медицинских услуг. Также акцентировалась тема длительного (до полугода) рассмотрения заявок на получение статуса беженца. Те, кому в этом было бы отказано, незамедлительно выдворялись бы с территории Нидерландов. Еще более длительное время отводилось на рассмотрение ходатайств о воссоединении семей. Наконец, никому из вновь прибывших не гарантировались ни постоянное социальное пособие, ни трудоустройство, ни получение какого-либо образования, кроме начального. Для ассимиляции в Нидерландах требовались сносное знание голландского языка и изучение местного законодательства.
Следует обратить внимание на то, что уже в конце ноября 2015 года Государственный совет Нидерландов, выполняющий роль верховного административного суда страны, вынес решение об отказе в питании и жилище тем, кто лишен статуса беженца. В их числе оказались бы люди без документов, удостоверяющих их личность и принадлежность к какому-либо государству.
Перспектива значительного увеличения числа беженцев заставляет правительство Нидерландов экстренно вносить коррективы в бюджет страны. Если в 2015 году на ищущих убежище было потрачено 1,4 млрд евро, то в нынешнем году только на центры временного размещения этих людей предусмотрено около 800 млн евро, прочие расходы по данным статьям превышают эти суммы в разы. Кроме того, бюджет выделяет на помощь беженцам в пограничных с Сирией странах более 100 млн евро. Более 50 млн евро должна получить служба иммиграции и натурализации. Значительные суммы заложены в бюджете на 2016 год для реализации плана депортации тех, кому отказано в праве пребывания на территории Нидерландов.
Сталкиваясь с трудностями в практическом решении проблемы беженцев на общенациональном уровне, правительство не имеет полной поддержки в этом вопросе на уровне местного самоуправления. Власти на местах отнюдь не в восторге от постоянного увеличения численности населения управляемых ими территорий за счет беженцев с Ближнего Востока. Весьма показательна история с лагерем беженцев в городе Гелдермалсен, который был взят в осаду коренными жителями. В результате власти отказали в приюте 1500 беженцам, считая, что для города с населением в 10 тыс. человек такое число новых жителей является явно чрезмерным. Сходная ситуация, когда коренное население выступает против планов властей, подтверждается и опросами общественного мнения. Согласно опубликованному в канун нового года опросу Управления социального и культурного планирования Нидерландов, только 13% респондентов поддерживают планы увеличения числа беженцев в стране. 56% выступают категорически против наплыва иммигрантов. Мотивация коренного населения основывается не только на чрезмерных, по их мнению, материальных и социальных тратах ради беженцев, но и на возможных криминальных и даже террористических действиях со стороны части людей с Ближнего Востока.
Тему неприемлемости для Нидерландов резкого увеличения числа «чужаков» вовсю эксплуатирует радикал-националистическая Партия свободы. Ее лидер Герт Вилдерс призывает закрыть въезд жителям мусульманских стран или как минимум изолировать мужчин-беженцев, дабы избежать повторения в Нидерландах кельнских новогодних событий. В то же время Вилдерс вместе с лидерами других парламентских партий Нидерландов подписал в конце октября прошлого года письмо к гражданам страны с призывом проявить «взаимопонимание и терпимость в ходе дебатов по вопросу о беженцах». Король Нидерландов Виллем-Александер также призывает к дискуссиям по теме беженцев, ибо силовые методы в этом вопросе «разъедают ценности, на которых основано наше общество». Мнение монарха разделяет партия «Зеленые левые», акцентируя гуманистическую составляющую в иммиграционном вопросе. Что касается либералов и социал-демократов, входящих в правящую коалицию, то первые делают упор на чисто экономических компонентах проблемы, а вторые отстаивают социальные аспекты темы беженцев. В результате совместные решения коалиционного правительства достигаются в ходе сложной полемики и постоянно ставят судьбу нынешнего кабинета министров на грань разрыва коалиции.
В целом нидерландская политическая специфика отношения к беженцам вполне вписывается в мозаичный расклад по данному вопросу, характерный и для других экспонентов европейского партийного поля. Время покажет, насколько благие пожелания лидеров страны – председателя Совета ЕС – в сочетании с их конкретизацией найдут понимание у других евросоюзовцев.