Теория неполна без практики, без умения пользоваться технологиями. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Российская экономика, вероятно, скоро вступит в период, когда ей потребуются – причем в массовом порядке – не только юристы и экономисты, но и инженеры, технические специалисты, в деталях знающие современное производство. Это дает повод вновь поговорить о некоторых аспектах инженерного (и не только) образования, о возможностях его совершенствования. Об этом достаточно детально говорил президент в Послании Федеральному собранию.
На наш взгляд, сегодня, в условиях новой экономической и технологической реальности, следует говорить о внедрении новых принципов образования, в том числе технического. Часто превозносимое советское образование, в том числе школьное, не было совершенным. Вбивание в головы учащихся большого объема разнообразной и разнородной информации с жестким контролем ее усвоения не может быть социальным и эффективным. Время идет и требует совершенно новых подходов.
Школьные прописи
Например, главной задачей средней школы должна быть не подготовка человека, имеющего обрывочные и плохо усвоенные данные из различных сфер и областей, а воспитание гражданина с твердо усвоенным уровнем знаний, необходимым для современного человека, и хорошими навыками самостоятельной работы над любым материалом.
Начальное школьное образование (I–IV классы) должно сводиться только к умению писать, считать, знанию основ географии и истории (обязательный начальный курс). С V–VI классов в школьной программе должны оставаться только изучение иностранных языков, история общества, естествознания, искусства, основы биологии, физики, химии, краткий вводный курс геометрии и алгебры, а также основы финансов, экономики, юридических знаний. Причем значительно большее место должна получить самостоятельная работа над материалом, написание различных небольших самостоятельных работ (рефератов). Давно известно, что важны не книжные знания, а способность их усваивать, анализировать и использовать на практике.
В школе излишен очень широкий круг дисциплин. Тот, кому они нужны, при соответствующей подготовке освоит их сам. Углубленное изучение математики в школе для основной массы учащихся абсолютно бесполезно и даже вредно. Эта важная наука – только инструмент познания, причем для ограниченного числа профессий и людей, имеющих особые способности, а их не так уж много. Для большинства же важнее не умение придавать различным явлениям математическую форму, а умение понимать суть этих явлений в простых терминах. Этому как раз и должна учить школа. Углубленное изучение математики, физики, химии, биологии, а также истории, географии, экономики допустимо, но должно вестись в школе факультативно – для тех учащихся, у которых есть к этому интерес.
Учись, студент!
Что касается высшей школы, то здесь важно не просто теоретическое образование, курс лекций, а практика и глубоко усвоенное и актуальное знание. Основной задачей вуза должно быть развитие навыков самостоятельной работы и усвоение теоретического материала на практике. Самостоятельные работы студентов по различным вопросам теории и практики, на наш взгляд, должны делаться не один-два раза в семестр, а значительно чаще (хотя и быть меньше по объему). В вуз приходят достаточно подготовленные люди. Поэтому начальный общетеоретический курс, читаемый, как правило, на I–II курсах института, должен быть сведен до минимума. В большинстве случаев его читают чистые теоретики, не связанные ни с каким производством, плохо понимающие, чем будут заниматься их слушатели после окончания высшего учебного заведения. В любом случае начальный общетеоретический курс должен быть дифференцирован по различным специальностям. То, что может пригодиться для инженера – разработчика или конструктора, вряд когда-нибудь будет нужно обычному технологу или эксплуатационнику. В вузе должна изначально закладываться глубокая обратная связь с будущей профессией слушателя. На деле чаще всего мы заставляем студента делать в жизни двойную и сложную работу: вначале он учит в вузе теорию, трактуемую педагогами, а затем пытается приспособить ее к реалиям и нуждам производства, обладающего, как известно, существенными отличиями от чисто теоретических схем. На первый план часто выходит то, что не получило в вузе полного и детального освещения. Вероятно, это относится не только к техническим, но и к другим наукам, в том числе гуманитарным и медицине. Можно предположить, что и поныне во многих наших вузах курс теоретических лекций читается без всякой привязки к будущей практической деятельности студента. Получается образование ради диплома.
Встреча теории с практикой
А если зубрить приходится слишком много, то подступает усталость. Фото Fotolia/PhotoXPress.ru |
Попыткой разрешения этих противоречий является система так называемого дуального образования, практикуемая в некоторых странах. Она основана на сочетании в процессе обучения студента теории и практики. Теорию студент учит, как и положено в учебном заведении, а практику одновременно проходит на производстве. Причем на практику отпускается значительно больше времени, чем на изучение теории.
Развитие у нас такой системы, безусловно, будет шагом в верном направлении. Это относится не только к инженерным специальностям, но и к части гуманитарных. Однако надо отметить, что в наших конкретных условиях эта система нуждается в совершенствовании. При ее использовании в чистом виде студент не сможет получить качественных профессиональных навыков. По сути, учащийся остается чужим и для вуза, и для производства, так как продолжает отсутствовать обратная связь между практикой и изучаемой теорией. Студент-практик не имеет полных прав и обязанностей на предприятии, а следовательно, он лишен больших стимулов для интенсивного труда и пополнения актуальных теоретических знаний. В вузе же слушатель будет выполнять завершающую часть учебного плана, часто мало связанного с его практической деятельностью на производстве.
У дуального образования есть резервы повышения эффективности. Например, привлекательной выглядит схема, в которой будущий инженер был бы полностью включен в штат конкретного производства на полную ставку (пока на низовые должности), а теоретические знания совершенствовал, руководствуясь еженедельными консультациями опытных педагогов на основе вопросов, формулируемых самими молодыми специалистами, непосредственно на самом производстве в специально выделенном помещении и в определенное время. Период такой формы дуального обучения должен составлять два-три года и входить в цикл получения студентом высшего образования (пять лет). В этом была бы польза для всех участников процесса. Предприятие, несмотря на дополнительные финансовые затраты, получило бы новые креативные рабочие кадры, вуз – повышение качества подготовки преподавательского состава, государство – решение проблемы пополнения трудовых кадров и надлежащего трудоустройства молодых специалистов, причем не только технических, но и юристов, медиков и т.д.
Небольшие группы студентов, проходящие полноценную практику в различных организациях и на предприятиях различных отраслей экономики (на основе полной их занятости на производстве, в НИИ, медицинских учреждениях и т.д.), могут стать важной частью будущих и более совершенных производительных сил страны.