0
3658
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.01.2016 00:01:00

Необходимость обратной связи

Александр Беляков

Об авторе: Александр Анатольевич Беляков – доктор экономических наук. Игорь Борисович Туруев – доктор экономических наук, профессор МГИМО.

Тэги: экономика, инженерное образование, образование, задачи


экономика, инженерное образование, образование, задачи Теория неполна без практики, без умения пользоваться технологиями. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Российская экономика, вероятно, скоро вступит в период, когда ей потребуются – причем в массовом порядке – не только юристы и экономисты, но и инженеры, технические специалисты, в деталях знающие современное производство. Это дает повод вновь поговорить о некоторых аспектах инженерного (и не только) образования, о возможностях его совершенствования. Об этом достаточно детально говорил президент в Послании Федеральному собранию.

На наш взгляд, сегодня, в условиях новой экономической и технологической реальности, следует говорить о внедрении новых принципов образования, в том числе технического. Часто превозносимое советское образование, в том числе школьное, не было совершенным. Вбивание в головы учащихся большого объема разнообразной и разнородной информации с жестким контролем ее усвоения не может быть социальным и эффективным. Время идет и требует совершенно новых подходов.

Школьные прописи

Например, главной задачей средней школы должна быть не подготовка человека, имеющего обрывочные и плохо усвоенные данные из различных сфер и областей, а воспитание гражданина с твердо усвоенным уровнем знаний, необходимым для современного человека, и хорошими навыками самостоятельной работы над любым материалом.

Начальное школьное образование (I–IV классы) должно сводиться только к умению писать, считать, знанию основ географии и истории (обязательный начальный курс). С V–VI классов в школьной программе должны оставаться только изучение иностранных языков, история общества, естествознания, искусства, основы биологии, физики, химии, краткий вводный курс геометрии и алгебры, а также основы финансов, экономики, юридических знаний. Причем значительно большее место должна получить самостоятельная работа над материалом, написание различных небольших самостоятельных работ (рефератов). Давно известно, что важны не книжные знания, а способность их усваивать, анализировать и использовать на практике.

В школе излишен очень широкий круг дисциплин. Тот, кому они нужны, при соответствующей подготовке освоит их сам. Углубленное изучение математики в школе для основной массы учащихся абсолютно бесполезно и даже вредно. Эта важная наука – только инструмент познания, причем для ограниченного числа профессий и людей, имеющих особые способности, а их не так уж много. Для большинства же важнее не умение придавать различным явлениям математическую форму, а умение понимать суть этих явлений в простых терминах. Этому как раз и должна учить школа. Углубленное изучение математики, физики, химии, биологии, а также истории, географии, экономики допустимо, но должно вестись в школе факультативно – для тех учащихся, у которых есть к этому интерес.

Учись, студент!

Что касается высшей школы, то здесь важно не просто теоретическое образование, курс лекций, а практика и глубоко усвоенное и актуальное знание. Основной задачей вуза должно быть развитие навыков самостоятельной работы и усвоение теоретического материала на практике. Самостоятельные работы студентов по различным вопросам теории и практики, на наш взгляд, должны делаться не один-два раза в семестр, а значительно чаще (хотя и быть меньше по объему). В вуз приходят достаточно подготовленные люди. Поэтому начальный общетеоретический курс, читаемый, как правило, на I–II курсах института, должен быть сведен до минимума. В большинстве случаев его читают чистые теоретики, не связанные ни с каким производством, плохо понимающие, чем будут заниматься их слушатели после окончания высшего учебного заведения. В любом случае начальный общетеоретический курс должен быть дифференцирован по различным специальностям. То, что может пригодиться для инженера – разработчика или конструктора, вряд когда-нибудь будет нужно обычному технологу или эксплуатационнику. В вузе должна изначально закладываться глубокая обратная связь с будущей профессией слушателя. На деле чаще всего мы заставляем студента делать в жизни двойную и сложную работу: вначале он учит в вузе теорию, трактуемую педагогами, а затем пытается приспособить ее к реалиям и нуждам производства, обладающего, как известно, существенными отличиями от чисто теоретических схем. На первый план часто выходит то, что не получило в вузе полного и детального освещения. Вероятно, это относится не только к техническим, но и к другим наукам, в том числе гуманитарным и медицине. Можно предположить, что и поныне во многих наших вузах курс теоретических лекций читается без всякой привязки к будущей практической деятельности студента. Получается образование ради диплома.

Встреча теории с практикой

А если зубрить приходится слишком много, то подступает усталость.	Фото Fotolia/PhotoXPress.ru
А если зубрить приходится слишком много, то подступает усталость. Фото Fotolia/PhotoXPress.ru

Попыткой разрешения этих противоречий является система так называемого дуального образования, практикуемая в некоторых странах. Она основана на сочетании в процессе обучения студента теории и практики. Теорию студент учит, как и положено в учебном заведении, а практику одновременно проходит на производстве. Причем на практику отпускается значительно больше времени, чем на изучение теории.

Развитие у нас такой системы, безусловно, будет шагом в верном направлении. Это относится не только к инженерным специальностям, но и к части гуманитарных. Однако надо отметить, что в наших конкретных условиях эта система нуждается в совершенствовании. При ее использовании в чистом виде студент не сможет получить качественных профессиональных навыков. По сути, учащийся остается чужим и для вуза, и для производства, так как продолжает отсутствовать обратная связь между практикой и изучаемой теорией. Студент-практик не имеет полных прав и обязанностей на предприятии, а следовательно, он лишен больших стимулов для интенсивного труда и пополнения актуальных теоретических знаний. В вузе же слушатель будет выполнять завершающую часть учебного плана, часто мало связанного с его практической деятельностью на производстве.

У дуального образования есть резервы повышения эффективности. Например, привлекательной выглядит схема, в которой будущий инженер был бы полностью включен в штат конкретного производства на полную ставку (пока на низовые должности), а теоретические знания совершенствовал, руководствуясь еженедельными консультациями опытных педагогов на основе вопросов, формулируемых самими молодыми специалистами, непосредственно на самом производстве в специально выделенном помещении и в определенное время. Период такой формы дуального обучения должен составлять два-три года и входить в цикл получения студентом высшего образования (пять лет). В этом была бы польза для всех участников процесса. Предприятие, несмотря на дополнительные финансовые затраты, получило бы новые креативные рабочие кадры, вуз – повышение качества подготовки преподавательского состава, государство – решение проблемы пополнения трудовых кадров и надлежащего трудоустройства молодых специалистов, причем не только технических, но и юристов, медиков и т.д.

Небольшие группы студентов, проходящие полноценную практику в различных организациях и на предприятиях различных отраслей экономики (на основе полной их занятости на производстве, в НИИ, медицинских учреждениях и т.д.), могут стать важной частью будущих и более совершенных производительных сил страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Михаил Сергеев

Глава государства поручил начать рассмотрение обращений граждан к новой «Прямой линии»

0
1036
Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Ольга Соловьева

Вместо «размазывания» науки по стране появятся каналы распространения достижений в субъектах РФ

0
1230
Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЦК КПРФ не мешает точечному обострению, но претензий к власти не обобщает

0
1301
Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Екатерина Трифонова

Наказание в виде ограничения свободы дорабатывают в связке с принудительными работами

0
1571

Другие новости