Российские власти могут потерять действенный контроль над целым сектором экономики – добычей золота и драгоценных камней. Благодаря нескольким принятым втихаря поправкам самые важные функции Гохрана могут быть переданы Пробирной палате. Успешность ее работы в сфере контроля демонстрируют регулярные скандалы, возникающие на аффинажных заводах, которые курирует палата. Если лоббисты поправок добьются своих целей, сортировкой, классификацией и первичной оценкой драгоценных камней профессионально, по сути, будет некому заниматься, что позволит злоумышленникам проводить самые смелые махинации с добытыми из недр России ценностями.
Идея перераспределения полномочий органов, осуществляющих государственный контроль за драгоценными камнями в пользу Пробирной палаты, возникла еще несколько лет назад. В частности, этого позволял добиться предложенный Минфином законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Тогда в понятие «федеральный пробирный надзор», имеющее отношение к сфере производства и обращения драгоценных металлов, был включен контроль за добычей драгоценных камней «в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки», а также контроль за обращением драгоценных камней.
На явную нелепость этой конструкции мало кто обратил внимание. Но, случайно или нет, такие формулировки, по сути, вывели из-под государственного контроля целый сегмент деятельности добывающих предприятий. Все, что происходит с драгоценными камнями от момента их добычи на месторождении до момента их представления на сортировку – а это иногда расстояния в тысячи километров, – теперь может быть скрыто от контролеров.
Может быть, так произошло, поскольку на первых порах истинное назначение законопроекта было хитро замаскировано. В проект закона была включена фраза об исполнении функций федерального пробирного надзора «государственными учреждениями», подведомственными Минфину, то есть Пробирной палатой и Гохраном. Таким образом, потенциальным оппонентам изменений был как бы послан сигнал – не волнуйтесь, все остается по-прежнему. И этот простой прием вполне себя оправдал – все заинтересованные стороны восприняли поправки как нечто незначительное.
Истинное положение дел стало очевидным только после того, как Минфин представил в правительство подзаконные акты и, в частности, проект постановления «Об утверждении Правил осуществления федерального пробирного надзора». Интересно, что заинтересованными ведомствами согласовывался вариант постановления, подразумевавшего сохранение сегодняшних полномочий Пробирной палаты и Гохрана. Однако во внесенном в правительство документе полный объем контрольных и надзорных функций оказался возложен на Пробирную палату.
Нужно отметить, что в Минфине кураторами сферы оборота драгметаллов и камней считаются глава административного департамента Александр Ахполов и его заместитель Андрей Глинов. Именно им часть экспертов и приписывают продвижение неоднозначных поправок. Причем и Ахполов, и Глинов – весьма примечательные личности. Информационное агентство «Мосмонитор» (см. номер от 10.12.15), например, отмечает, что «В Минфине с 2001 года «алмазную тему» курирует Александр Ахполов», называя его «человеком с интересной биографией» и утверждая, что Андрей Глинов «является ставленником в правительстве РФ трижды судимого Геннадия Богомолова, более известного в определенных кругах как Богомол». В сфере интересов Богомола – добыча и переработка углеводородов, драгоценных камней, в частности, алмазов. «До прихода в Минфин Глинов почти 20 лет был неразлучен с Богомолом, а потом «резко» из помощника авторитетного бизнесмена «превратился» в чиновника», – отмечается в публикации издания «Мосмонитор», по данным которого, «когда Богомол попросил Ахполова об услуге в качестве приема на работу в Минфин его личного помощника Андрея Глинова, тот отказать не смог».
Если эта информация верна, становится понятнее цель изменения законодательства, позволяющая ослабить контроль за добываемыми ценностями. Ведь сегодня лишь Гохран остается компетентной государственной структурой, способной организовывать все нужные процедуры для сортировки, классификации и оценки драгоценных камней. Этот вид контроля, требующий постоянно совершенствуемых практических знаний и навыков по определению качественно-цветовых характеристик минералов камней, в международной практике осуществляется экспертными организациями, зарекомендовавшими себя на мировом рынке. И создать с нуля новую контрольную структуру в Пробирной палате будет нереально. Но, видимо, кто-то очень хочет, чтобы потоки камней остались без внимательного надзора, и пытается нагрузить одну госструктуру несвойственными ей функциями, которые уже успешно выполняет другая. Даже если здравомыслие восторжествует, люди «с интересными биографиями» смогут за период нестабильности провернуть такие дела, которые обеспечат невиданным богатством и их самих, и их потомков.