Участники самого многочисленного молодежного волонтерского движения в Волгоградской области едут благоустраивать новый жилой микрорайон строящегося города Котельниково. Фото Бориса Хигрина
В последние годы российские города сильно преобразились: появились новые жилые районы, дороги, торговые центры и все чаще – парки, стадионы, велосипедные дорожки, обновленные улицы. Особенно заметно это в Москве, где Садовое кольцо в ночных огнях, комфортные Патриаршие пруды и район Третьяковки, полный молодежи Центральный парк культуры и отдыха имени Горького уже во многом не уступают Парижу или Вене. Но Москва – это отдельная и, в общем, понятная история. Гораздо интереснее, что происходит с городской средой в небольших российских моногородах, где непростая демографическая ситуация и меньше возможностей для развития.
Повезло или нет городам, зависящим от градообразующих предприятий? Эксперты говорят, это как посмотреть: с одной стороны, развитие таких городов связано с «самочувствием» градообразующих предприятий – и это не очень хорошо, с другой – крупные предприятия способны создать возможности для привлечения людей и бизнеса, создать определенную устойчивость – и это очень хорошо. Ситуация в российских регионах разная. Из 150 моногородов – раньше было вдвое больше, но половина «потеряла» производство, а выжили лишь те, кого «подхватил» бизнес, – подтянулись и неплохо себя чувствуют фактически только «газовые» и «нефтяные» города. У больших сырьевых и промышленных компаний есть возможность платить достойную зарплату, вкладывать деньги в жилье, благоустройство, предоставлять социальный пакет, позволяющий людям отдыхать «на большой земле» и дать образование детям… Но что происходит в других промышленных населенных пунктах, градообразующими для которых являются не такие богатые промышленные компании?
На ведущем в России конкурсе социальных программ «Лидеры корпоративной благотворительности» (проводится газетой «Ведомости» совместно с консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers и «Форумом доноров») победила социальная программа «Качественная городская среда для жизни» минерально-химической компании «ЕвроХим» бизнесмена Андрея Мельниченко.
За что «ЕвроХим» получил первый приз? Почему он оказался среди таких компаний-гигантов, как «Газпром нефть», «Сахалин Энерджи» или «Роснефть»? Оказывается, можно сделать больше благодаря меньшим, но более точным, продуманным инвестициям в социальную сферу, благодаря продуманным и системным решениям. Приз получен за «триединую программу», в которой объединены создание в корпоративных городах благоприятной среды, поддержка школьников и студентов, а также развитие спорта. «ЕвроХим» говорит, что здесь все взаимосвязано: он помогает способным школьникам в регионах стать студентами, а они, выучившись, идут на предприятия компании, и новая городская среда, жилье, спортивные комплексы нужны именно для того, чтобы молодые профессионалы вернулись в свои города, жили здесь и растили детей. Такой социальный цикл.
Давайте разберемся в деталях, как это работает.
Новые города
Жители и журналисты уже успели окрестить стройкой века строительство «ЕвроХимом» Гремячинского горно-обогатительного комбината с шахтами километровой глубины в волгоградской степи (см. в Сети вышедший на «России 24» специальный репортаж Алексея Егорова «Стройка века»). За последние 50 лет это первый российский проект такого масштаба. К 2017 году, когда предприятие начнет давать первую калийную руду, население городка Котельниково вблизи комбината увеличится в два раза, потому что сюда едут со всей России и даже из-за рубежа. Здесь «ЕвроХим» строит новый город на 10 тыс. человек – сейчас это главная, как говорят, точка роста в Волгоградской области.
В Котельниково уже построен микрорайон «Восточный» с «Синим» и «Зеленым» кварталами – названы так по цвету домов. В «Восточном» – 10 многоэтажных домов на 420 квартир и гостиница «Кристалл» на 30 номеров с конференц-залом и спортивным центром. Строится масштабный – на 180 га – квартал «Дубовая роща»: за федеральный счет проводятся инженерные коммуникации, компания возводит жилье – многоквартирные дома и коттеджи на две или четыре семьи. «Дубовая роща» учитывает современные стандарты социального обеспечения: здесь будут два детских сада, школа, центральная районная больница на 225 коек, поликлиника и мощный спортивный центр с бассейном и ледовой ареной. Условия приобретения – на уровне самых респектабельных: ипотека с первоначальным 10-процентным взносом, компания компенсирует половину процентов по кредиту. Этот проект комплексной застройки уже собрал целый веер наград. Благоустройство и ландшафт «Синего квартала» признаны лучшей работой в области дизайна городской среды на конкурсе градостроительных проектов Южного федерального округа. Золотой диплом получил дизайн интерьеров гостиницы «Кристалл» – такого отеля нет даже в Волгограде. Сам проект планировки «Дубовой рощи», разработанный известным питерским КБ ВиПС, недавно получил приз как «лучшая комплексная застройка территории».
Ровесники «ЕвроХима», 15-летние школьники из разных регионов, уверенно поступают на профильные факультеты лучших вузов страны, чтобы потом прийти работать на заводы компании. Фото Юрия Казачкова |
Аналогичный новый «умный город», немного поменьше, «ЕвроХим» возводит в городе Березники Пермского края, рядом с другой калийной стройкой – Усольским калийным комбинатом. Жилой микрорайон для 3,5 тыс. человек будет включать 19 пятиэтажек, 22 таунхауса, 74 коттеджа, детский сад на 250 мест, гостиницу.
Как видим, в зоне корпоративной ответственности два новых корпоративных города для 14–15 тыс. человек. Это серьезный масштаб ответственности, потому что здесь сильно изменятся социальная структура населения и вектор социально-экономического развития территории. Это не просто дома и дороги, это совместная работа компании, жителей, муниципальных и региональных властей над формированием городской среды для будущих поколений минимум на 20–30 лет вперед.
Зачем это бизнесу? Ответ, оказывается, очень прагматичный. Сейчас высокое качество жизни работников – главное преимущество предприятий в конкурентной борьбе за мобильную рабочую силу. Для реализации сложного промышленного проекта нужно обучать и привлекать новых инженеров и горняков, которые должны переехать на постоянное место жительства и работы в «глубинку». И качество условий жизни там – главное условие после зарплаты для принятия решения о переезде. В компании говорят, что именно «приходящее в компанию новое поколение инженеров формирует запрос на новые условия жизни и труда». Эти молодые работники – будущее российской промышленности. И города, в которых они будут жить, должны отвечать стандартам будущего. Если этого не будет – люди не приедут, а те, что приехали, начнут уезжать.
Спорт меняет образ современного города
Не все корпоративные города «ЕвроХима» создаются в «чистом поле», есть у него и большие заводы в сформировавшихся еще в советскую эпоху Новомосковске (Тульская область), Невинномысске (Ставропольский край), Белореченске (Краснодарский край), Кингисеппе (Ленинградская область), Ковдоре (Мурманская область). Что делать с ними? Как преобразовать среду и поменять ситуацию к лучшему в городах, несущих все плюсы и минусы советской индустриализации?
Здесь интересен случай Новомосковска. Это своего рода «идеальный пример» программы государственно-частного партнерства по развитию общественной инфраструктуры города.
Здесь находится новомосковский «Азот» – наследник бывшего знаменитого Бобриковского химкомбината, построенного в первую пятилетку 1928–1932 годов энтузиастами со всего СССР. Участники «Бобрикстроя» жили в бараках и домиках из фанеры – «Копай-городе». После войны «Азот» построил чуть ли не половину всех социальных объектов в городе: детские сады, школы, больницы, дома культуры. Город был одним из самых благоустроенных в Центральной России. В 1990-е годы, конечно, социалка перешла муниципалитету, перестала использоваться по назначению, местами пришла в негодность. Был массовый отток новомосковцев в Москву, особенно молодых: инженеров, технологов, врачей, педагогов. Уезжали за зарплатой, самореализацией, условиями жизни, культурой. Застройка и коммунальная инфраструктура 1950–1960-х годов почти не менялись, и соответственно начались серьезные проблемы с утилизацией канализационных стоков, пробками и неразвитой дорожной сетью, отсутствием мест для отдыха и занятий спортом. Не было спортивных площадок, кинотеатров, городская инфраструктура буквально разваливалась. Такая типичная картина общей структурной деградации. В середине 2000-х все – и администрация, и завод, и общественники – поняли, что удержать экономически активное население в городе можно только совместными усилиями, кардинально поменяв городскую среду.
Так начиналась эта программа, объединяющая три направления: развитие детского спорта, реконструкция городского ЖКХ, создание парков и общественных пространств.
Первой ласточкой стало строительство освещенного футбольного поля с синтетическим покрытием в школе № 9 на месте бывшего пустыря – это был один из самых неспокойных районов города. Многие не верили в проект. Но вскоре футбольное поле стало центром жизни района, просто вытащило его из небытия. Статистика такая: за девять лет поле посетили 253 261 человек.
Спортивная тема вообще стала для Новомосковска градообразующей. Благодаря только одному «ЕвроХиму» и его активному сотрудничеству с российским Министерством спорта в городе были построены Ледовый дворец (в котором катаются даже ночью), велолыжероллерная трасса, физкультурно-оздоровительный центр, реконструированы 12 спортзалов и три футбольных поля, проводится один из самых крупных детских футбольных турниров в Тульской области. Другие предприятия стараются не отставать. И вот первый настоящий результат – сформировалось молодое поколение спортсменов, выросших благодаря новой инфраструктуре и спортивным школам. Они уже играют в профессиональных клубах, являясь примером для идущих им на смену. А про ставший уже традиционным международный детский хоккейный турнир в Новомосковске EuroChem Cup не знает только совсем ленивый любитель спорта. В этом году в нем приняли участие 10 команд из России, Финляндии, Литвы, Швейцарии, Бельгии и Германии.
Спорт переломил ситуацию. Следом начала подтягиваться коммунальная инфраструктура и общественные пространства. Постепенно пошли деньги в реконструкцию и модернизацию коммунальных систем, которые не ремонтировались с 1980-х годов. Например, недавно реконструирован городской коллектор хозяйственно-бытовых стоков.
Дальше – больше. Сейчас новая правильная тенденция – это парки. Еще несколько лет назад городской парк был в очень плохом состоянии, местами представлял собой стихийные свалки. Сейчас он восстановлен, и вечером в летний день в нем такое количество посетителей, что возникают сложности с парковкой. Одна из главных причин – открытая год назад велолыжероллерная трасса протяженностью 2,3 км. Настоящий магнит для любителей велосипедов, роликов, лыжного спорта и бега. В городе начался беговой бум не хуже того, что в Парке имени Горького в Москве.
Дети радуются успеху на международном хоккейном турнире EuroChem Cup – 2015 в Новомосковске. Фото Юрия Казачкова |
Прямой эффект «спортивного возрождения» – рост числа занимающихся спортом на 49% (с 7573 до 14 870 человек) и рост числа мастеров спорта в 2,5 раза (с 11 до 28). Но важнее косвенные эффекты. Первый: по данным Новомосковской городской больницы, уровень костно-мышечных заболеваний у детей до 15 лет снизился на 39% по сравнению с 2011 годом. Врачи видят причинно-следственную связь между этими цифрами и развитием спорта. Второй эффект: в городе началась, как говорят эксперты, джентрификация – повысились цены на недвижимость, рядом со спортивными объектами начали возводиться новый жилой комплекс и торговые центры. Похоже, ответ на вопрос «уезжать или остаться?» теперь звучит как «приезжать!».
Если резюмировать эту модель возрождения индустриального города, то в ней важны два фактора успеха. Первый – сегодня нужно переходить от реконструкции и строительства отдельных объектов к комплексному оживлению городской среды. Второй – важна не только инфраструктура, но и ее правильное использование для достижения системных эффектов для всех.
Возвращаясь к «ЕвроХиму», видим, что компания, похоже, по-хорошему «зациклена» на спорте. Пока «спортивный ренессанс» был организован только в Новомосковске, но компания намерена повторить этот успех во всех корпоративных городах, строя спортивную инфраструктуру. В Невинномысске построен Ледовый дворец и создана новая ДЮСШ. Аналогичный дворец достраивается в Кингисеппе. В Ковдоре горнолыжный комплекс «Варс» и хоккейный корт стали центрами местного сообщества. В Белореченске построен физкультурно-оздоровительный комплекс. Всего реконструировано около 60 малых спортивных объектов – спортплощадок, спортзалов, полей и т.д. И это только часть задумки, суть которой в создании десятка новых региональных центров детско-юношеского спорта. Новые объекты обеспечивают доступность спорта, вовлечение детей. Дальше в дело вступают новые спортшколы (суммарно 1,2 тыс. детей), методическая поддержка профессионального уровня, межрегиональный и международный соревновательный процесс. А это уже тысячи вовлеченных людей. Посмотрим, что будет дальше, но результат мы точно увидим в течение нескольких ближайших лет.
Будущее - за комплексными программами
Что такое комплексное решение? Это прежде всего согласованное всеми совместное видение развития территории. Нужно понимать, куда и как должен развиваться тот или иной город, учитывать мнения и жителей, и бизнеса. «ЕвроХим» инициировал разработку мастер-планов – документов перспективного развития своих городов. Пока начали с двух из них – Ковдора и Кингисеппа. Помогают здесь профессионалы – питерское Конструкторское бюро высотных и подземных сооружений (кстати, реконструировавшее стадион «Зенит», Морской собор в Кронштадте, вторую сцену Мариинского театра) и институт территориального планирования «Урбаника». Эксперты-градостроители приехали в эти города, провели социальные исследования, собрали пожелания местных жителей о том, в какой среде они хотят жить. В следующем году будут обсуждения, разработка мастер-планов и долгосрочных инвестиционных программ этих городов.
Все перечисленное – это средства достижения цели. А в чем же цель? В социальном отчете компании есть картинка, на которой изображен «социальный цикл» – компания строит детские сады, «ЕвроХим-классы» в школах и предоставляет корпоративные стипендии студентам, которые потом, выучившись, приходят на предприятия, живут в корпоративных поселках, рожают детей – и цикл начинается снова. Выглядит немного наивно, но суть верная – создавать что-то последовательно, с прицелом на серьезную перспективу, на десятилетия, понимая, зачем ты это делаешь.
Какой из всего этого вывод? Очевидно, пришло время комплексных, взаимосвязанных благотворительных и социальных программ, поскольку одиночной инвестицией, к примеру, в школу или спортивную площадку ничего не решишь. Это особенно актуально в кризис, когда мало ресурсов, а проблем ВС больше. И тут главная российская беда – отсутствие культуры кооперации. Эксперты, критически оценивая современную социальную политику, говорят, что надо, во-первых, связать в единый узел целевые социальные инвестиции, благотворительность и работу с городской средой и, во-вторых, делать партнерские, кооперационные проекты. Причем как между бизнесом и властью, так и между бизнесом и общественными организациями. В том же Новомосковске для развития городского стадиона «Химик» под эгидой муниципальной власти объединились крупные компании, представленные в этом городе – «ЕвроХим» и Procter and Gamble. Одна компания выделила деньги на теплотрассу и подогрев поля, другая – на содержание детской команды и экипировку. Это верный путь – не распылять деньги, а кооперироваться, согласовывая взаимные интересы и направляя дефицитные ресурсы на действительно комплексные программы.