0
13490
Газета Идеи и люди Интернет-версия

18.11.2015 00:01:00

Новая реальность и старые иллюзии

Сергей Миронов

Об авторе: Сергей Михайлович Миронов – председатель партии «Справедливая Россия», руководитель фракции СР в Государственной думе ФС РФ.

Тэги: оппозиция, справедливая россия, правительство, экономика, кризис, государственное управление


оппозиция, справедливая россия, правительство, экономика, кризис, государственное управление Сергей Миронов настаивает: во власть должны прийти профессионалы-патриоты. Фото с сайта www.spravedlivo.ru

«Справедливая Россия» часто критикует нынешнее правительство РФ и его политическую опору – партию «Единая Россия». Но мы не занимаемся огульным критиканством. Критикуя, всегда предлагаем альтернативы. Если есть почва для компромиссов, не боимся идти на них ради дела. Мы – оппозиция конструктивная. Однако, когда речь заходит о принципиальных вещах, считаем нужным не затушевывать, а, наоборот, обнажать суть наших разногласий. Серьезный повод для такой полемики дает опубликованная некоторое время назад в «Российской газете» программная статья председателя правительства РФ Дмитрия Медведева «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы», которая затем была перепечатана еще в ряде изданий. Увы, после внимательного прочтения данного текста остается разочарование, словно тебе подсунули красивый конфетный фантик, под которым на самом деле ничего нет.

Глобальные вызовы требуют честных выводов

Что и говорить, глобальные вызовы, перед которыми стоит ныне Россия, требуют глубокого осмысления. Мы и впрямь вошли в некую новую реальность, для которой характерна крайне турбулентная геополитическая ситуация, вызванная кризисом прежнего однополярного миропорядка с безусловным гегемонизмом США и начавшей кристаллизоваться многополярностью. Мы вошли в тревожную реальность, где число опасных зон конфликтов множится, словно очаги пожара на сильном ветру: Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия... В этом же ряду приходится называть и Украину. Все это факторы колоссальной дестабилизирующей силы.

Нарастание геополитических проблем тесно связано с затяжным кризисом мировой экономики. Я согласен с теми, кто считает, что это не просто типичный циклический кризис, которому всегда были подвержены рыночные экономики. Это нечто большее, вызванное исчерпанностью прежних моделей развития. Можно сказать так: мы живем не в эпоху перемен, а во время смены эпох! Трясет и лихорадит и развитые, и развивающиеся страны: кого-то больше, кого-то меньше, но ясно, что за этим стоят и смена технологических укладов, и невозможность дальнейшей паразитической вакханалии финансово-спекулятивных капиталов, и возрастающая потребность наций и народов в нахождении более совершенных и справедливых социально-экономических устройств, чем явно отживающие свой век различные модели капитализма.

Как действовать России в сложных обстоятельствах? Как эффективно решать свои не только внешнеполитические, но и внутренние проблемы, противостоя при этом западным санкциям, информационным войнам, разнообразным угрозам безопасности и т.д.? Само по себе стремление Дмитрия Медведева задаться такими вопросами вполне понятно: было бы просто странно, если б глава правительства не задавался ими. И надо сказать, что в той части статьи, где уважаемый автор характеризует сложности глобальной ситуации и рассуждает о месте России в неспокойном современном мире, он выглядит довольно убедительно. Но вот как только дело доходит до выводов, начинает остро чувствоваться нехватка того, что великий философ Гегель называл «мужеством по отношению к истине».

Есть, к примеру, у Медведева тезис о том, что, опираясь на привычную «инерционно-сырьевую модель», вывести Россию из кризиса невозможно, что нужен выход на качественно новую «траекторию роста». Но, увы, дойти до логичного признания, что перед лицом задач беспрецедентной сложности стране жизненно необходима кардинальная смена всего социально-экономического курса, автору статьи, видимо, не под силу. Он ограничивается туманным тезисом: «Нам придется перейти к такой модели развития, которая позволит более успешно конкурировать, чем до сих пор». Вот и все! О чем это? Да ни о чем! Как говорится, за все хорошее против всего плохого!

Все те же либеральные мантры

В предыдущей знаковой статье Дмитрия Медведева «Вперед, Россия!», опубликованной им в 2009 году еще в президентском статусе, выдвигалась идея всесторонней «модернизации страны». Теперь это понятие сильно подзатаскали по поводу и без повода, и оно в новом материале уже упоминается как бы вскользь. Зато провозглашается звонкий тезис о «раскрепощении экономической жизни». Что же это такое? Если судить по последующим хорошо знакомым либеральным мантрам, – это, оказывается, просто своего рода псевдоним все того же либерал-монетаризма. В ход идут сотни раз слышанные обещания: мол, стоит обеспечить «сбалансированный бюджет» (читай – урезанный донельзя), а плюс к тому еще добавить «либерализации» различным сферам, и польется на наши головы манна небесная в виде частных (в том числе иностранных) инвестиций.

Без малого четверть века политики и экономисты либерального толка, сменяя друг друга, вот так и «раскрепощают» экономику. Дораскрепощались и дореформировались до экономического спада, до валютных кризисов, до деградации значительной части реального сектора. Но манны все нет и нет. А ведь мировой опыт убедительно свидетельствует: иностранные инвестиции в экономику идут только вслед за национальными. В свою очередь, национальный капитал готов всерьез вкладываться в те или иные проекты только тогда, когда родное государство показывает пример, как это нужно делать, само создает и поддерживает инновационные точки роста, реализует инфраструктурные проекты, проводит стимулирующую налоговую политику, оказывает особое внимание малому и среднему бизнесу и т.д. В каких из этих вопросов преуспело нынешнее правительство? Да практически ни в каких!

Дело в том, что тут необходимо совершенно иное качество государственного регулирования экономики, нежели то, что мы имеем сегодня. Именно государство должно продиктовать четкие правила игры. К примеру, тот же процесс деофшоризации экономики должен в конце концов быть запущен в полном объеме. Пока же мы видим только то, что он всячески тормозится, что налоговая амнистия, похоже, не дает ожидавшихся результатов. Откуда же возьмутся вожделенные частные инвестиции, если все зарабатываемое в России так и будет уплывать в зарубежные «налоговые гавани»? Этот наиважнейший вопрос в статье Медведева просто обойден. Как, кстати, и вопрос о борьбе с коррупцией, которая тоже является опаснейшим вызовом. Невольно задумываешься, что такие фигуры умолчания в статье политика, который, напомним, является не только главой правительства, но и лидером партии «Единая Россия», возможно, совсем не случайны.

Впрочем, в упомянутой статье, переполненной красивыми декларациями, вообще немного конкретики. По сути, конкретно назван лишь один ориентир: довести в ближайшие три года уровень инфляции до 4%. Никто не спорит – бороться с инфляцией надо! Но нельзя же превращать это в идею-фикс! В том числе нельзя не учитывать, что природа инфляции в России имеет большей частью немонетарный характер, вследствие чего лечить данный «недуг» следует прежде всего путем усиления госконтроля за ценами на продовольствие и другие товары, а также путем обуздания тарифных аппетитов энергомонополий. Увы, вот с этим-то дела обстоят совсем неважно. Зато наши правительство и Центробанк – просто мастаки «выпускать кровь» из экономики, до предела ужимая денежное обращение, уводя огромные средства в чужеземные ценные бумаги и обрекая тем самым собственных производителей на непомерно дорогие кредиты, на невозможность создавать новые рабочие места и модернизировать производство. Уровень монетизации нашей экономики (объем денежного обращения к ВВП) в разы меньше, чем у партнеров по БРИКС – Китая, Индии, Бразилии. Я уж не говорю о высокоразвитых странах Запада, скажем, тех же США, где вообще реализуют так называемую политику количественного смягчения в целях оживления экономической деятельности. Но даже опыт ультралиберальных США отвергается правительством. Логика получается как в известном афоризме: пусть дом сгорит, но яичницу я себе поджарю. Пусть корчится в судорогах безденежья реальный сектор экономики, но четырехпроцентной инфляции мы добьемся!

Мифы и правда о социальном государстве

Можно ли вещать о «новой реальности», по сути, пребывая в какой-то совсем далекой от нее «виртуальности»? Все мы прекрасно видим, что в реальной жизни правительство вносит в Госдуму совершенно антисоциальный проект федерального бюджета – 2016. А вот в статье Дмитрия Медведева полно прекраснодушных рассуждений о том, как, дескать, важно «тщательно следить за трендами развития социальной сферы, которая определяет качество человеческого капитала». О том, как нашему обществу необходимо «стимулирование творчества, предприимчивости, непрерывности образования». Все это хорошо, все это распрекрасно! Но непонятно, как соотнести мечтания о «качестве человеческого капитала» с тем, что у нас миллионы граждан живут в такой бедности, когда приходится думать не о реализации своего образовательного и творческого потенциала, а о том, как элементарно прокормиться и выжить. А о каком стимулировании творчества можно говорить, когда ЕГЭизированная система образования благодаря министру-разрушителю Ливанову (и его предшественнику Фурсенко) нацелена на вытравление любого творческого начала из молодых умов и напичкивание их сугубо формальными знаниями? И разве способствуют развитию человеческого капитала провалы в реформе здравоохранения или хроническое недофинансирование культуры?

Вместо принципиального и самокритичного анализа о том, почему в России практически не реализуется конституционная норма о социальном государстве, Медведевым выдвигается в статье странный тезис о «формировании нового (?!) социального государства», главной особенностью которого должна быть, видите ли, «индивидуализация предоставляемых услуг»! Что это за ребус такой? Сразу в этих мудрствованиях и не разберешься. Между тем мы, социалисты, считаем, что социальное государство – это понятие вполне ясное и конкретное, и тут не надо наводить тень на плетень. Для начала нам бы, извините, с самыми элементарными, базовыми вопросами определиться! К примеру, научиться честно определять уровень бедности в стране, отказавшись от лживого манипулирования при помощи МРОТ и прожиточного минимума и введя систему современных стандартов. Ну и самое главное – надо в конце концов ввести в ряд важнейших государственных приоритетов преодоление того позорного имущественного расслоения между богатыми и бедными, которое продолжает нарастать в России, оборачиваясь уже одним из серьезнейших ограничителей экономического развития.

Без конкретики по таким ключевым вопросам все получится как в одном невеселом анекдоте: «Мы будем жить лучше и лучше!» – говорит правительство. «Мы рады за вас!» – отвечает народ.

Трудно говорить о качестве человеческого капитала, когда перед людьми стоит элементарная задача – выжить.	Фото Reuters
Трудно говорить о качестве человеческого капитала, когда перед людьми стоит элементарная задача – выжить. Фото Reuters

Разумные альтернативы есть!

Приходится констатировать: у нынешнего правительства РФ нет свежих идей и целостной стратегии. Да, оно вооружено технократическими документами вроде Основных направлений его деятельности до 2018 года и т.п., но фактически ни глубокого понимания проблем страны, ни ясного видения ее будущего у правительственных министров и чиновников нет. Помимо низкого уровня компетентности многих из них, негативную роль играет неспособность выйти за рамки представлений о том, что будто бы либерально-монетаристские подходы – это единственно возможный, безальтернативный вариант, а все, что выходит за их рамки, – заведомая ересь и популизм. Ну и плюс ко всему на работе нынешнего состава правительства сказывается, конечно, явная ангажированность интересами крупного бизнеса и прочей так называемой элиты. Вот почему им легче предложить, по сути, противозаконное урезание индексации пенсий до 4% (вместо положенных по закону 12%), нежели разумно усилить налоговую нагрузку на сверхприбыли нефтяных компаний. Вот почему им проще оставить без всякой индексации материнский капитал, нежели принять предложение справороссов (выдвинутое в виде конкретного законопроекта уже в 10-й раз!) о введении прогрессивной шкалы подоходного налога.

Между тем, если уж говорить о том же бюджете-2016, то, исходя из официальных данных Счетной палаты, только наведение порядка с эффективностью госрасходов (то есть пресечение практики воровства на откатах) способно было бы сэкономить до 800 млрд руб. Обеспечение прозрачности госзакупок (в частности, запрет ведения их через подставные фирмы) – это еще потенциальные 1,5 трлн руб. Ну а пресечение таможенных злоупотреблений (как подсчитано недавно экспертами рабочей группы, созданной в Госдуме по инициативе фракции СР) способно принести более 2 трлн руб. Вот вам, господа, триллионы рублей, которые лежат у вас под самым носом! Да, чтобы взять их, надо разворошить чиновничье-мафиозные кланы, нарушить сложившиеся коррупционные связи. На это нужны и решимость, и мужество. Но зато не пришлось бы залезать в карманы самых незащищенных категорий населения.

На самом деле перспективных источников пополнения казны обнаруживается предостаточно, если видеть реальность не в ограниченной парадигме а-ля Гайдар или а-ля Кудрин, а категориях социального мышления, социальной справедливости. В этом плане я абсолютно уверен, что не только не теряют своей значимости, но, наоборот, становятся все более актуальными такие предложения СР, как введение трехступенчатого механизма изъятия и перераспределения природной ренты, введение госмонополии на производство и оборот этилового спирта, принятие 20-процентного налога на вывоз капитала, принятие не урезанного, а полноценного налога на роскошь, под который, по нашему убеждению, должны подпасть все разнообразные виды сверхпотребления. Все это, конечно, тоже очень чувствительно задевает интересы многих сильных мира сего – сырьевых магнатов, алкогольных королей, любителей гламура и роскоши. Но тут опять же дело за политической волей! Либо она проявляется, либо надо уступать место тем, кто способен не только декларировать, что Россию надо выводить «на новую траекторию роста», но и реально делать это.

Вызовы перед Россией встают действительно сложнейшие. Для того чтобы отстоять свой государственный и экономический суверенитет в нынешнем бурном и противоречивом мире, нам нужны и консолидация общества, и особая ответственность власти. У нас есть многое для того, чтобы не просто преодолеть кризисные трудности, но и сделать важные шаги вперед как в плане усиления позиций в мире, так и в плане успешного решения внутренних проблем. У нас сегодня есть мощный патриотический настрой народа. У нас есть президент Владимир Путин, имеющий колоссальный кредит народного доверия. Такой капитал дорогого стоит, его нельзя растранжиривать. Но именно этим, увы, и занимается нынешнее правительство Медведева, пытающееся существовать по принципам «народ все стерпит» и «президентский рейтинг все прикроет».

Однако в нынешних все усложняющихся внешних и внутренних обстоятельствах долго так продолжаться не может. Вот почему идея создания правительства народного доверия, состоящего из представителей разных конструктивных политических сил, что называется, носится в воздухе. Стране остро необходимо кардинальное обновление управленческих кадров. Нужен приход в исполнительную власть когорты настоящих профессионалов-патриотов, способных действовать адекватно возрастающей сложности и масштабности задач и проводить по-настоящему выверенный, смелый и справедливый социально-экономический курс. С опорой на самодостаточность России и собственные ресурсы развития. С акцентом на новую индустриализацию, поддержку отечественного производителя и импортозамещение. С ориентацией не на интересы узкой группы «богатых и избранных», а на интересы всего нашего народа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
806
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1007
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
920
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
915

Другие новости