0
6166
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.11.2015 00:01:00

Преступность в зеркале кризиса

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (Владивосток).

Тэги: экономический кризис, преступность, регионы, криминальная статистика


экономический кризис, преступность, регионы, криминальная статистика Фото Reuters

Одним из факторов, влияющих на уровень преступности, считается состояние экономики. Однако у специалистов нет единого мнения о том, каким образом нынешний экономический кризис повлияет на криминальную активность населения. Наметившийся в текущем году прирост регистрируемых преступлений, в том числе экономических, пока что не внушает оптимизма.

Инфляция, безработица…

Кризис охватывает все большее количество регионов, что выражается в сокращении объемов промышленного производства и инвестиционной активности. При этом реальные доходы населения сократились в 49 субъектах РФ, что отразилось на объемах розничного товарооборота.

Согласно августовскому опросу Левада-Центра, в списке самых насущных проблем россиян первое место занял рост цен: инфляция беспокоит 78% опрошенных. В тройку лидеров также входят бедность – 42% и рост безработицы – 36%. Кроме этого, россиян беспокоят экономический кризис и плохое состояние промышленности (по 32%), падение курса рубля и расслоение на богатых и бедных (по 27%).

По данным Росстата, в первом полугодии 2015 года численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума (10 тыс. руб.) увеличилась на 2,8 млн – до 21,7 млн человек. Таким образом, за чертой бедности сегодня более 15% населения страны. Реальные доходы граждан снизились из-за всплеска инфляции, сокращения индексации зарплаты бюджетников, ужесточения региональными властями условий получения социальных выплат или их отмены. Оптимизация социальных расходов, вызванная сокращением доходов бюджетов из-за кризиса, на фоне высокой инфляции будет вести к дальнейшему снижению доходов населения и росту риска бедности наиболее уязвимых групп населения – семей с детьми, пенсионеров, безработных, инвалидов.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в четыре раза превысила численность безработных, зарегистрированных в госучреждениях службы занятости населения. По состоянию на июнь в них на учете состояло свыше 1 млн человек, что на 9,6% больше, чем в прошлом году. Среди безработных доля женщин составляла 46,3%, а городских жителей – 66,9%. Средний возраст безработных составил 36 лет.

По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), которому сдают кредитные истории более 500 банков, непогашенные кредиты имеют 39,4 млн человек – это более половины экономически активного населения страны. В общей сложности россияне должны банкам 10,6 трлн руб. Четверть заемщиков обслуживает одновременно два кредита, а 18% – три и более. За год число россиян, испытывающих серьезные проблемы с возвратом кредитов, выросло почти на 1,5 млн – до 5,2 млн человек. Просроченных платежей у них накопилось на 780 млрд руб., а вся непогашенная задолженность составляет 1,2 трлн. Эти заемщики не платят по долгам уже более 90 дней, а поскольку это в основном необеспеченные кредиты, то вернуть с них удастся только 5–7% (так оценивает возвратность таких долгов агентство Fitch).

Спрос на наличную валюту у населения заставил активизироваться фальшивомонетчиков. По данным Центробанка, количество выявленных поддельных рублей в первом полугодии сократилось на 2,1% – до 37,3 тыс., а иностранных банкнот, наоборот, выросло на 39,9%, – до 1,5 тыс. Номинальная стоимость фальшивых рублей достигла 150,8 млн, что на 3,7% превышает прошлогодний показатель. Из полутора тысяч иностранных купюр – 1,4 тыс. долл. (+41,1%) и 90 евро (+32,4%). В целях профилактики фальшивомонетничества с 1 июля все терминалы и банкоматы должны быть оснащены комплектом датчиков на контроль машиночитаемых признаков купюр, так как подавляющее большинство подделок изготовляется на струйном принтере.

В условиях ужесточения банковских требований к заемщикам наблюдается рост числа граждан, идущих на различные ухищрения для получения кредита. По данным ОКБ, доля заявок с подозрением на мошенничество выросла вдвое: около 1% от общего объема заявлений в первом полугодии 2014 года и более 2% в первом полугодии 2015-го. Пик активности мошенников пришелся на февраль, когда доля подозрительных заявок превысила 3%. Троекратный рост кредитных заявок с указанием фиктивных данных о доходе и работодателе стал трендом текущего года: с 8 до 24%. Указанная тенденция обусловлена переходом части работодателей на серые схемы оплаты труда ради сохранения рентабельности, а также снижением реальных доходов населения.

Неопределенные экономические перспективы России в условиях роста международной изоляции провоцируют вывоз капитала отечественными и зарубежными инвесторами. По данным Центробанка РФ, чистый отток капитала в первом полугодии достиг 52,5 млрд долл. Поэтому неудивительно, что за семь месяцев уже отозваны 42 банковские лицензии, в основном за несоблюдение антиотмывочного законодательства, проведение сомнительных операций, вывод средств за рубеж.

Ожидаемый прирост криминала

В сложившейся ситуации возникает уместный вопрос об уровне доверия правоохранительным органам. Как оказалось, около 43% россиян не доверяют полиции, 36% в разной степени недовольны ее работой, а 12% и вовсе ее боятся. Антипатию полицейские вызывают у 17% граждан, а возмущение и негодование – у 6%. Таковы данные февральского исследования «Индекс доверия полиции», проведенного фондом «Общественный вердикт».

Для подобных оценок есть все основания. По данным Генпрокуратуры России, за девять месяцев 2015 года было зарегистрировано свыше 1,7 млн преступлений, что на 7,5% больше, чем в прошлом году. Из них в общественных местах – 631,4 тыс. преступлений (+10,2%). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений составил 22,6%. Рост регистрируемых преступлений произошел в 69 регионах, а снижение – в 14. Наибольший прирост произошел в Южном, Приволжском, Северо-Кавказском и Северо-Западном федеральных округах.

Значительная часть (42%) преступлений совершается в республиканских, краевых и областных центрах, а пятая часть – в сельской местности. В результате преступных посягательств погибли 24,6 тыс. человек, здоровью 36,6 тыс. был причинен тяжкий вред. Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) превысил 279 млрд руб. (+7,8%). Причем более половины этой суммы приходится на преступления, совершенные в региональных центрах.

Почти половину всех зарегистрированных преступлений (45%) составляют хищения чужого имущества (кражи, грабежи и разбои). Каждая четвертая кража, каждый 21-й грабеж и каждый 13-й разбой были сопряжены с проникновением в жилище или иное помещение. Каждое 31-е зарегистрированное преступление – квартирная кража. Количество фактов мошенничества (ст. 159–159.6 УК РФ) увеличилось на 18% – до 142,5 тыс.

По сравнению с прошлым годом на 4,2% выросло число преступлений экономической направленности – 97,8 тыс. Доля тяжких и особо тяжких деяний в общей структуре экономической преступности достигла 63,4%, а размер материального ущерба – 169,6 млрд руб.

Усилиями правоохранительных органов было выявлено 802,5 тыс. лиц, совершивших преступления. Удельный вес лиц без постоянного источника дохода среди них увеличился до 66,6%. Каждое второе расследованное преступление было совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое третье – в состоянии алкогольного опьянения, а каждое 21-е – несовершеннолетними или при их соучастии.

Несмотря на это, нераскрытыми остались 693,2 тыс. преступлений (+1,9%), из них на долю тяжких и особо тяжких приходится 23,6%. Среди них 637 убийств и покушений, 1,7 тыс. фактов причинения тяжкого вреда здоровью, 406,5 тыс. краж, 20,4 тыс. грабежей и 2,8 тыс. разбоев. В связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, остались нераскрытыми более 676 тыс. преступлений (+2,3%), или 97,7% от общего числа нераскрытых преступленийi. Данное обстоятельство вполне объясняет низкую степень доверия полиции со стороны населения.

Двойная бухгалтерия

По мнению авторов мартовского доклада «Криминальная статистика. Через открытость к управляемости», подготовленного петербургским Институтом проблем правоприменения, «государство опирается на настолько искаженные данные, что не только не имеет представления о действительном состоянии преступности, но и, оценивая работу правоохранительных органов, видит лишь искусственно сформированную картину, не меняющуюся много лет». Отсюда и странный парадокс. Так, в 2006 году полиция рассмотрела 19,3 млн заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (+21,9%). При этом лишь по каждому шестому сообщению (3,2 млн) было принято решение о возбуждении уголовного дела. В свою очередь, в 2014 году было рассмотрено уже 29,28 млн заявлений (+3,3%), однако лишь по каждому 17-му из них было возбуждено уголовное дело – 1,7 млн (–1,9%).

Для обеспечения достоверности статистической информации в 2012 году функция учета преступлений была передана прокуратуре, так как в рамках своих полномочий прокурор имеет доступ ко всем уголовным делам и материалам доследственных проверок. Для этого в Генпрокуратуре России было создано Управление правовой статистики, которое включает отдел проверок достоверности государственной и ведомственной статистики, а также отдел обеспечения функций по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей.

Наряду с этим была разработана Концепция создания государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС). Центральным элементом создаваемой системы станет единое хранилище всех документов первичного учета в электронном виде. На основе данного хранилища будет сформирован единый реестр уголовных дел и обеспечена возможность объективной оценки хода и результатов их расследования.

Разработано программное обеспечение, которое позволяет снизить время на заполнение старой карточки (от руки) и сформировать новую карточку, защищенную QR-кодом, исключая любую возможность дальнейшего искажения тех или иных показателей. При этом система не позволит сформировать и распечатать карточку, если обязательные для заполнения реквизиты, на основе которых формируется госотчетность, не заполнены.

Создаваемая система позволит оперативно выявлять факты нарушения федерального законодательства при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлениях и применять соответствующие меры реагирования. Так, за 2011–2014 годы прокурорами было выявлено более 1,5 млн нарушений в сфере уголовно-правовой статистики. Большая часть из них приходится на долю сотрудников полиции. К дисциплинарной ответственности было привлечено почти 35 тыс. должностных лиц.

Подавляющее число нарушений (95,7%) допускается при учете преступлений, из них около 40% составляет искажение сведений, характеризующих преступное деяние и лицо, его совершившее. Продолжают иметь место факты укрытия преступлений от учета (более 150 тыс. в год). Особую тревогу вызывает фальсификация документов первичного учета, а также искажение сведений о состоянии преступности путем принятия заведомо незаконных или необоснованных процессуальных решений, являющихся основанием для постановки или снятия преступлений с учета. Имеют место манипуляции, связанные с занижением суммы причиненного ущерба и завышением его возмещения. Нередки случаи заполнения документов на несуществующие процессуальные решения по уголовным делам, для того чтобы создать видимость высокой раскрываемости и благополучной криминогенной обстановки на обслуживаемой территории.

Серьезные нарекания вызывает контроль за полнотой и достоверностью сводных форм федерального статистического наблюдения, содержащих показатели о состоянии преступности.   Согласно приказу генерального прокурора РФ от 02.04.12 № 128, это является обязанностью прокуроров.

Сегодня информацией о состоянии преступности, раскрываемости и результатах следственной работы могут воспользоваться и обычные граждане через интернет-портал crimestat.ru. Сейчас он содержит данные по 114 ключевым показателям по всем регионам страны. В перспективе – доработка программного обеспечения, позволяющего размещать указанную информацию с детализацией до уровня муниципалитета.

Внедрение новой системы создаст условия для искоренения злоупотреблений, связанных с манипуляцией статданными о состоянии преступности, регистрацией сообщений о преступлениях, повысит оперативность и качество принятия решений по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений, обеспечит открытость и повысит качество работы правоохранительной системы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Шаг к медиауспеху

Шаг к медиауспеху

Виталий Барсуков

Начинающие журналисты и блогеры прошли образовательный интенсив проекта «Другое Дело» и агентства «Россия сегодня»

0
252
Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
1411
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
1306
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
1206

Другие новости