0
5687
Газета Идеи и люди Интернет-версия

21.10.2015 00:01:00

Путь к устойчивому росту

Александр Беляков

Об авторе: Александр Анатольевич Беляков – доктор экономических наук; Игорь Борисович Туруев – доктор экономических наук, профессор МГИМО.

Тэги: экономика, структурные реформы, инвестиции, жилищное строительство, государство, бюджет, управление


экономика, структурные реформы, инвестиции, жилищное строительство, государство, бюджет, управление На такие дома, как эти, построенные в Сочи, у нас всегда будет много покупателей. Фото Reuters

Многие видные экономисты давно заявляют о необходимости «структурных реформ» отечественной экономики, позволяющих преодолеть рецессию и зависимость страны от сырьевого экспорта. Недавно этой проблемой обоснованно озаботился Совет безопасности РФ. При этом почти ничего не говорится о конкретном содержании этих реформ, механизмах их воздействия на экономику. Чаще всего звучат слова о создании более совершенных институтов и правовых механизмов, улучшении инвестиционного климата, диверсификации и прочих правильных вещах – непонятно только, как к ним подступиться. В частности, хорошо известно, что «более совершенные институты» и «улучшение инвестиционного климата» часто являются только следствием существенных позитивных сдвигов в экономике, а не наоборот. Важнейшее дело структурных реформ заходит в логический тупик, поскольку не просматривается их реальная методология.

Возьмем на себя смелость сформулировать понятную логику и содержание необходимых структурных преобразований, позволяющих ответить на многие вопросы, на которые пока нет ответа.

Критерии оценки реформ

Очевидно, что «правильные» реформы прежде всего должны быть основаны на существенном повышении внутреннего платежеспособного потребительского и инвестиционного спроса на отечественные товары. Повышение внутреннего спроса и увеличение объема инвестиций – условия безальтернативные. Инвестиции – основа любых структурных преобразований. Вообще для реализации структурных реформ и освобождения экономики от сырьевой зависимости необходима концентрация располагаемых инвестиционных ресурсов в тех сферах – точках роста экономики, которые способны обеспечить максимальное приращение внутреннего платежеспособного спроса на отечественные товары.

Именно на отечественные. Если платежеспособный спрос будет по-прежнему обращен на импортную продукцию, то экономический эффект от продаж своих товаров получат зарубежные экономики. Вот, в частности, почему так важно импортозамещение, но не в нем одном дело. Да и замещать весь импорт при всем желании Россия не может. Значительная часть нашей продукции неконкурентоспособна и требует для промышленного освоения огромных капитальных вложений и новых технологий, которых у нас нет. В импортозамещении следует сосредоточиться пока на главном и наиболее доступном для наших условий – замещении зарубежной продукции сельского хозяйства. В этой сфере мы вполне конкурентоспособны и обладаем необходимыми ресурсами.

Другим важнейшим критерием «правильных реформ» является вхождение экономики в режим устойчивого роста, заинтересованность в них, в этих реформах, основной массы населения и большего числа хозяйствующих субъектов различных форм собственности, включая малый бизнес. Реформы должны охватывать всю экономику, все отрасли, использовать все располагаемые финансовые ресурсы. Например, возможное повышение спроса на продукцию отечественного ВПК со стороны государственного бюджета всеобъемлющего экономического эффекта не даст. То же можно сказать о различных крупных инфраструктурных проектах, финансируемых в основном за счет бюджета. В этих случаях, во-первых, не задействуется потенциальный большой платежеспособный потребительский спрос (а в сбережениях населения, включая банковские счета, находится, по оценке, свыше 23 трлн руб.). Кроме того, в сфере госзаказа, включая оборонный, участвует только ограниченное число хозяйствующих субъектов, а уж тем более предприятий малого бизнеса. Подобное приращение внутреннего спроса на отечественную продукцию (в данном случае – ВПК) никак нельзя назвать масштабным. Оно не создаст в экономике большого развивающего (мультипликативного) эффекта.

Большой эффект малоэтажного дома

Однако возникает вопрос, как можно в наших условиях и при минимуме инвестиций резко увеличить внутренний спрос на отечественные товары, да еще вовлекая в эту сферу миллионы домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов. Ответ может быть только один – это развитие в стране массового малоэтажного пригородного строительства на основе недорогих типовых проектов. Во-первых, строительство способно само по себе дать экономике максимальный мультипликативный эффект. Строительство тесно связано со всеми сферами национальной экономики – от машиностроения до кредитно-финансовой системы (жилищная и земельная ипотека).

Во-вторых, на жилье, а уж тем более на собственный дом с небольшим садиком-огородом, существует в России колоссальный спрос, способный при соответствующей банковской кредитной поддержке вовлечь в сферу малоэтажного строительства триллионы свободных денежных средств и накоплений. В большинстве развитых стран мира рынок малоэтажного жилья, жилой недвижимости является базисом национальных экономик. С этого рынка начинаются мировые кризисы, им же они заканчиваются. В России этот сектор практически отсутствует. Между тем именно он составляет основу социально-экономического развития: улучшения демографии, зримых «вложений в человеческий капитал», повышения мотивации труда и роста эффективности экономики.

В-третьих, в сфере жилищного строительства наша страна располагает всеми необходимыми материальными ресурсами, начиная с земельных участков и заканчивая лесом, а создаваемая в итоге продукция при минимуме капитальных вложений может быть конкурентоспособной даже по мировым меркам. Для того же, чтобы создать конкурентоспособную экспортно ориентированную экономику, работающую на внешний спрос, России нужны десятки лет и триллионы долларов. И не факт, что получится, как, например, получилось у Китая, Кореи и т.д. Слишком велико отставание России от мирового технологического уровня, у населения утрачены многие трудовые навыки.

За счет массового жилищного строительства осуществится необходимое «переключение» внутреннего платежеспособного спроса с импортной высокотехнологичной продукции на отечественную. Строительство и продажа жилья будут двигателем экономического роста и реального импортозамещения. На основе массовой малоэтажной жилой застройки создадутся условия для повышения сбалансированности внутреннего финансового и валютного рынков: предотвращения резкого снижения курса рубля и роста инфляции, поскольку в экономике резко увеличится товарная масса.

Малоэтажная пригородная жилая застройка должна быть комплексной – сочетаться с развитой инфраструктурой и производственными площадками для небольших промышленных, сервисных и сельскохозяйственных предприятий (ферм, пастбищ, теплиц и т.д.), социальных объектов, необходимых административных зданий. Жители пригородных малоэтажных домов кроме возможности трудоустройства должны получать полный комплекс услуг – от медицинского обслуживания до услуг районной налоговой инспекции. Такой подход дает дополнительные возможности для ускоренного развития малого и среднего бизнеса, разгрузки центра российских крупных городов от избыточного трафика и перенаселенности.

Малоэтажное жилищное строительство при выполнении ряда дополнительных условий (например, поддержания достаточно низкого курса рубля) придаст мощный импульс развития отдельным отраслям отечественного машиностроения, подведет институциональную базу для роста числа малых и средних производств, развития промышленности стройматериалов, отраслей сельского хозяйства, быстрого развития в стране альтернативной возобновляемой энергетики (которой сегодня в России нет).

На основе предлагаемой модели развития в России постепенно сформируется «параллельная» экономика с быстрорастущим малым и средним бизнесом и комфортная для жизни людей. При надлежащей организации дела и финансировании государством необходимых затрат на проведение предлагаемых структурных реформ создание предлагаемой модели экономики займет пять-шесть лет, но по истечении этого срока налоговая база экономики возрастет на 10–15% а темпы экономического ее роста достигнут 4–5% в год.

Мы уверены, что никакой другой вариант структурных преобразований не даст столь значимых социально-экономических результатов. Строго говоря, правильнее говорить не о реформах, а о достижении нашей развивающейся экономикой общепринятых мировых социально-экономических стандартов. Когда в 90-х годах из советской экономики пытались сделать подобие рынка, то забыли вложить в него нечто важное. Решили, что рынок способен все отрегулировать сам, а он не может. Нужна помощь государства. В результате рыночная экономика получилась в России кривой, нежизнеспособной, асоциальной. Пришло время отдать долги, иначе можем вернутся туда, откуда начали.

Государство, бюджет, управление

Для реализации предполагаемых структурных реформ необходимы определенные усилия со стороны региональных и федеральных органов государственного управления. Каждый регион страны, каждый крупный город должен разработать и представить проекты региональных генеральных планов комплексного пригородного малоэтажного строительства с учетом конкретных местных условий. Данные проекты должны быть сведены затем в единый федеральный генеральный план, который, по сути, будет стратегическим планом структурных реформ.

Для реализации структурной реформы нужно временно отказаться от существующей отраслевой организации правительства и перейти к более четкой и хорошо управляемой организационной структуре, наделенной соответствующей иерархией. Необходим единый координационный центр структурных реформ (штаб), возглавляемый одним из руководителей государства и имеющий своих уполномоченных представителей в регионах, обладающих необходимыми полномочиями.

При этом нужно решать вопросы землепользования и создания с зарубежной помощью недорогих проектов индивидуального жилья, каковых должно быть не менее пяти-шести. Заказчики жилья должны иметь выбор. Стоимость одного проекта индивидуального жилья не должна превышать 3–3,5 млн руб. Это вполне реально с учетом того, что стройматериалы и рабочая сила будут отечественными, а государство поможет с финансированием инфраструктуры. Банковский ипотечный кредит, предоставляемый застройщику уполномоченными кредитными организациями на 20–25 лет, должен полностью покрывать залоговую стоимость возводимого жилья.

Целесообразно было бы также создать в переходный период специализированный кредитно-финансовый  банк по финансированию малоэтажного жилищного строительства или более полно использовать для этого существующие кредитные организации со схожими уставными задачами.

Государство должно полностью взять на себя такие вопросы, как помощь в создании в регионах необходимого числа отечественных строительных компаний, предприятий по производству стройматериалов, привлечение зарубежных производителей к разработке типовых проектов недорогого индивидуального жилья, финансирование развитой транспортной и инженерной инфраструктуры в районах малоэтажной жилой застройки, помощь в необходимом оснащении производственных площадок. Например, неплохой практикой стала бы закупка нашими ведущими банками за рубежом комплектного оборудования под заявки отечественных начинающих отечественных предпринимателей в рассрочку и под гарантии государства.

Все это, конечно, потребует немалых бюджетных средств. По нашей оценке, общие капитальные затраты государства на перечисленные выше цели могут составить за пять-шесть лет свыше 12 трлн руб., но нужно понимать, что, во-первых, эти средства через пять-шесть лет вернутся в бюджет в силу улучшения внешнеторгового баланса страны, ускоренного развития малого бизнеса, роста объема налогов, возникновения в экономике серьезного мультипликативного эффекта, охватывающего большинство отраслей, на продукцию которых нет спроса. Важно и то, что строительство индивидуального жилья будет финансироваться самими застройщиками и банками, предоставляющими ипотечный кредит. Это как раз тот случай, когда централизованные инвестиции оправданны, а для стабилизации бюджета можно и нужно привлекать при необходимости внешние и внутренние государственные заимствования, поскольку это не просто расходы бюджета, а необходимые инвестиции в структурные реформы, в импортозамещение, снижение инфляции, в социальную сферу, в будущее России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1244
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
789
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
553
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
788

Другие новости