Главным фактором, обусловившим поворот Эр-Рияда в сторону Москвы, стала реакция королевства на решение многолетнего партнера – США – перенести фокус внешней политики с Ближнего Востока на Дальний. Фото Reuters
Приезд в Санкт-Петербург и встреча с президентом России Владимиром Путиным заместителя наследного принца, министра обороны Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана стали одной из главных сенсаций Международного экономического форума 2015 года. Принц посетил Россию во главе правительственной делегации, включавшей также министра иностранных дел Аделя аль-Джубейра, министра нефти и минеральных ресурсов Ибрагима Али ан-Нуэйми, управляющего Генеральной организацией по иностранным инвестициям Абделлатифа аль-Османа, других официальных лиц и представителей деловых кругов.
Принц Мухаммед – сын нынешнего короля Саудовской Аравии Сальмана и занимает третью ступеньку в высшей иерархии королевства.
Сенсационный характер событию придает ряд обстоятельств.
Во-первых, это первое посещение РФ правительственной делегацией Саудовской Аравии после четырех лет напряженности, вызванной диаметрально противоположными подходами двух стран к событиям в Сирии, практически заморозившей двусторонние отношения.
Во-вторых, это первый официальный визит в Россию высокопоставленного представителя Эр-Рияда после восшествия на трон 23 января 2015 года нового короля. Почти сразу после прихода к власти новый монарх показал, что намерен энергично взяться за развитие страны, придать большую динамику внутренней и внешней политике королевства. Он, в частности, объявил о серьезной реорганизации государственных органов. Для придания им большей эффективности были упразднены 12 государственных комитетов, а их функции переданы двум новым. Первый – Комитет по вопросам политики и безопасности – возглавил наследный принц, министр внутренних дел Мухаммед бен Наеф, второй – Комитет по вопросам экономики и развития – министр обороны Мухаммед бен Сальман. Король, традиционно возглавляющий правительство, отправил на покой министра иностранных дел Сауда аль-Фейсала, который занимал этот пост около 40 лет, заменив его более молодым Аделем аль-Джубейром, занимавшим пост посла в Вашингтоне. Были назначены новые губернаторы.
Король совершил революционный шаг, взяв на себя смелость нарушить незыблемую многолетнюю традицию передачи власти от старшего сына короля – основателя королевства Абдель Азиза – младшему. Он сместил с поста наследного принца сына короля Абдель Азиза принца Мукрина и назначил на его место представителя следующего поколения – внука короля-основателя принца Мухаммеда бен Наефа. Его заместителем (по-арабски: «наследником наследного принца») он назначил своего сына, также являющегося внуком короля Абдель Азиза, – Мухаммеда бен Сальмана, 1985 года рождения.
Впервые в истории королевства власть перешла третьему поколению династии Саудов – внукам первого короля Абдель Азиза. Тем самым король не только открыл доступ свежей крови в руководство страны, но и предотвратил кризис власти, который мог возникнуть в скором времени по мере ухода из жизни оставшихся сыновей короля-основателя.
Характеризуя первые шаги нового короля как «весьма решительные», саудовская печать пишет, что он «приступил к осуществлению собственной арабской весны – проекта, который изменит королевство снизу доверху путем вовлечения народа в строительство своей страны».
В области внешней политики монарх, по словам газеты Arab News, «решил взять на себя роль лидера в регионе, который не готов принимать диктат с чьей бы то ни было стороны, несмотря на недовольство некоторых кругов на Западе».
Особое звучание визиту саудовского принца придает то обстоятельство, что его встреча с президентом России в Санкт-Петербурге проходила на фоне антироссийских санкций со стороны традиционных партнеров Саудовской Аравии – стран Запада во главе с Соединенными Штатами, оказывающими сильный нажим на своих партнеров. Демонстративно игнорируя давление со стороны Вашингтона, Эр-Рияд не остановился перед тем, чтобы, по сути, бросить вызов своему могущественному союзнику. Характерно также, что еще раньше Эр-Рияд занял нейтральную позицию в украинском конфликте и не присоединился к хору западных союзников, обвиняющих Россию во всех смертных грехах.
В арабском мире обратили внимание на то, что саудовский принц посетил Россию в первый день священного месяца Рамадан. По традиции это время принято проводить внутри королевства.
В чем причина?
Чем руководствовался король Сальман, решив отправить своего сына в гости к Путину в Санкт-Петербург, казалось бы, в самое неподходящее для этого время?
Для ответа на этот вопрос надо принять во внимание обстоятельства, в которых оказалось саудовское королевство в результате развития событий на Ближнем Востоке.
Анализ ситуации в регионе позволяет сделать вывод о том, что главным фактором, обусловившим поворот Саудовской Аравии в сторону Москвы, стала реакция Эр-Рияда на решение многолетнего партнера – Соединенных Штатов – перенести фокус своей внешней политики с Ближнего Востока на Дальний. Именно там, по мнению Вашингтона, кроется главная угроза глобальному доминированию США в лице быстро набирающего экономическую и военную мощь Китая, на сдерживание которого и должны быть направлены основные усилия США.
С другой стороны, после того, как США недавно вышли на уровень самообеспечения углеводородами благодаря использованию нетрадиционных методов добычи сланцевой нефти и газа у себя в стране, исчезла основная причина их многолетнего присутствия на Ближнем Востоке. Вашингтон оказался перед альтернативой: сохранять присутствие в этом малопредсказуемом из-за действий самих США регионе, не представляющем прямой угрозы их глобальному доминированию, или перенести основное внимание на Дальний Восток, который географически существенно ближе к американским границам и где события уже несколько лет развиваются в гораздо более опасном для США направлении.
Вполне естественно, что выбор был сделан в пользу борьбы с «главной угрозой» на Дальнем Востоке и постепенного ухода с Ближнего Востока в ущерб интересам Эр-Рияда и других союзников США в регионе. Кроме того, процесс сближения Вашингтона с геополитическим соперником королевства – шиитским Ираном – вызвал серьезные опасения Эр-Рияда.
К сближению с Россией руководителей королевства подталкивало развитие событий в регионе. Оказавшись в плотном кольце вооруженных конфликтов, в условиях приближения к границам Саудовской Аравии отморозков «Исламского государства», которые заявляют, что столица их будущего «всемирного Халифата» должна находиться в священном для всех мусульман городе Мекке, расположенном на территории королевства, Эр-Рияд почувствовал себя в опасном одиночестве. Его попытки задержать Вашингтон в регионе путем применения «нефтяного оружия» – поддержанием возникшей на рынке тенденции к снижению мировых цен на нефть с тем, чтобы сделать сланцевую нефть нерентабельной, отбить охоту у американских компаний к ее добыче, – хотя и нанесли им определенный ущерб, но не заставили союзника изменить стратегическое решение.
Нельзя не признать, что эти действия Эр-Рияда навредили и России. Однако справедливости ради надо учесть, что их главная цель – не насолить России, а устранить американских конкурентов и сохранить свою долю на мировом рынке нефти. Ясно также, что конечная цель Эр-Рияда – сохранить в перспективе цены на нефть на приемлемо высоком уровне – отвечает и интересам России.
Москва и Эр-Рияд – стратегические партнеры?
Уход из региона главного партнера заставил Эр-Рияд пересмотреть свою внешнюю политику и искать опору в лице новых союзников. В этих условиях выбор надо было делать между Китаем, с которым у саудовцев успешно развивается крупномасштабное торгово-экономическое сотрудничество, и Россией, связи с которой оказались замороженными. Несмотря на это, выбор был сделан в пользу России в качестве страны, обладающей внушительным военным потенциалом и больше, чем Пекин, заинтересованной в восстановлении стабильности в регионе, расположенном в непосредственной близости от ее южных границ.
Для Эр-Рияда важно и то, что Россия имеет давние связи с Дамаском, Багдадом, Саной и, что немаловажно, с геополитическим соперником королевства – шиитским Ираном. При этом в саудовской столице знают о заинтересованности России в налаживании партнерства с Саудовской Аравией в торгово-экономической сфере, в поисках мирного урегулирования конфликтов в соседних странах и с Ираном, а также в борьбе против растущей угрозы терроризма.
В чем интерес России?
Действительно, полномасштабное партнерство с ключевой страной арабского мира и властителем умов более чем 1,6 млрд мусульман планеты, влиятельного игрока на нефтяном и финансовом рынках может принести России немало дивидендов как в экономической области (несмотря на кризисные явления в мировой экономике, рост саудовского ВВП в 2014 году составил 5,6% и скорее всего останется примерно таким же в 2015-м), так и в геополитической. Кроме того, оно полностью укладывается в рамки осуществляемого Москвой «разворота на Восток», предполагающего сбалансирование связей РФ с Востоком и Западом на основе ускоренного развития отношений со странами АТР и Ближнего Востока.
Оформление партнерства с Саудовской Аравией может стать несомненным стратегическим успехом России, который существенно укрепит ее позиции не только на Ближнем Востоке, но и на мировой арене в целом.
Результаты визита
Пожалуй, главным политическим итогом визита саудовского принца и его встречи с Владимиром Путиным стало объявление о предстоящем визите короля Сальмана в Россию и о согласии главы РФ посетить Саудовскую Аравию с ответным визитом. Саудовская Аравия, сказал принц, рассматривает Россию «как одно из важнейших государств в современном мире и будет стремиться к развитию двусторонних отношений во всех областях».
В рамках визита подписан целый ряд межправительственных соглашений. Историческим назвало Саудовское агентство печати (САП) российско-саудовское соглашение о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии, согласно которому Россия окажет содействие в осуществлении программы строительства 16 ядерных реакторов для выработки электроэнергии в королевстве. Это, пожалуй, самое важное соглашение, подписанное в ходе визита в Санкт-Петербург. В предшествовавшие годы Эр-Риядом было заключено более десятка подобных соглашений с США, Францией, Аргентиной, Японией и другими странами. Но не с Россией. Теперь же, как свидетельствуют комментарии саудовской печати, Россия становится едва ли не главным партнером королевства в этой области.
Подписанные в ходе визита эпохальные, по словам агентства САП, документы предусматривают также развитие многообразного военно-технического сотрудничества, укрепление связей в области освоения космического пространства в мирных целях, совместном использовании российской навигационной системы ГЛОНАС, взаимодействие в нефтегазовой области, сельском хозяйстве, развитии жилищного строительства и коммунальной сферы.
В рамках визита высокопоставленного гостя, которого сопровождали представители бизнес-элиты королевства, Российско-Арабский деловой совет (РАДС) провел в Санкт-Петербурге Российско-Саудовский бизнес-форум. Основные вопросы повестки дня: сотрудничество в области продовольственной безопасности (речь идет о своего рода сельскохозяйственном аутсорсинге, когда королевство инвестирует в аграрные проекты на территории других стран с тем, чтобы впоследствии импортировать в Саудовскую Аравию выращенные продукты), инфраструктурное строительство, в том числе электроэнергетика, межбанковское сотрудничество, туризм, нефтехимия, нефтесервис и др.
Взлеты и падения
На протяжении последних 10 лет отношения между Россией и Саудовской Аравией переживали взлеты и падения. Попытки преодолеть наследие прошлого, когда Москва и Эр-Рияд находились по разные стороны баррикад, уже предпринимались. В ходе визита наследного принца Абдаллы в Россию в сентябре 2003 года были подписаны десятки документов, главным из которых стало Соглашение о сотрудничестве в области нефти и газа.
С еще большими основаниями можно считать прорывом состоявшийся в феврале 2007 года первый в истории визит президента РФ Владимира Путина в Саудовскую Аравию. Подписанные в ходе визита соглашения получили практическое развитие в самых различных отраслях, в том числе нефтегазовой, космической, научно-технической и др.
Серьезными достижениями стал выход впервые в истории на саудовский рынок двух крупных российских компаний: ЛУКОЙЛа, заключившего в 2004 году 40-летний контракт на разведку и добычу природного газа в королевстве, а также ОАО «Стройтрансгаз» (СТГ), открывшего в том же году свой филиал в Восточной провинции, а позднее выигравшего тендер «Сауди Арамко» на строительство нефтепровода в пустыне Руб эль-Хали (100 млн долл.). Кстати, за его успешную реализацию СТГ получил высшую оценку со стороны саудовского заказчика и приглашение оставаться в королевстве навсегда. Успешный опыт СТГ посрамил скептиков, предрекавших, что российским компаниям нечего ловить на рынке королевства, «полностью монополизированном Западом».
В 2009–2010 годы Москва и Эр-Рияд далеко продвинулись в переговорах о развитии военно-технического сотрудничества. Речь шла о поставках в Саудовскую Аравию вооружений на 4–6 млрд долл. – вертолетов, танков и бронетранспортеров, зенитно-ракетных комплексов.
Однако движение по восходящей линии было прервано после начала в марте 2011 года конфликта в Сирии.
Недавней проблемой в двусторонних отношениях стала военная операция Саудовской Аравии в Йемене во главе коалиции ряда арабских стран, которая не была поддержана российским руководством. Эр-Рияд мотивировал боевые операции своих ВВС в соседней стране необходимостью «остановить экспансию Ирана».
Между тем российское руководство никогда не отказывалось от курса на развитие торгово-экономических связей с королевством. Об этом не раз говорил президент РФ Владимир Путин. Позицию России аргументированно изложил глава российской дипломатии Сергей Лавров в Эр-Рияде в ноябре 2012 года: «Расхождения во взглядах по событиям в Сирии не должны препятствовать развитию торгово-экономических и инвестиционных связей между сторонами. Мы за то, чтобы отсюда в Россию и из России в регион приходили инвестиции… Чем больше мы будем наращивать ткань экономического взаимодействия, тем больше выгод будут получать народы региона и тем меньше возможностей останется у экстремистов вербовать сторонников».
Правы ли скептики?
Между тем в российском медиапространстве после визита появились комментарии, смысл которых сводится к тому, что соглашения о сотрудничестве, аналогичные подписанным, заключались и ранее, но не были реализованы, что Саудовская Аравия «никогда не откажется от союза с Соединенными Штатами» и что сам визит принца – чуть ли не результат американо-саудовского заговора против России с целью изменить ее позицию по сирийскому вопросу…
Действительно, попытки с помощью разного рода обещаний уговорить Россию отказаться от поддержки Дамаска имели место. Однако они не увенчались успехом, а предпринимавший их начальник службы безопасности принц Бандар бен Султан отправлен в отставку… Эр-Рияд не скрывает, что не намерен отказываться от отношений с США и сворачивать с ними экономические связи. Но значит ли это, что Москве надо навсегда отказаться от диалога и сотрудничества с Саудовской Аравией?
Ведь приведенные факты вовсе не означают, что и новое руководство в Эр-Рияде, начавшее реформы во внутренней и внешней политике, не искренно в желании установить наконец нормальные политические и экономические связи с Россией.
Вот что писала во время визита о политической философии принца саудовская газета Arab News: «Мухаммед бен Сальман считает, что установление позитивных отношений с одной стороной совсем не обязательно должно осуществляться в ущерб другой… Рассматривая США как могущественного союзника и давнего друга, он в то же время видит огромный нереализованный потенциал в сотрудничестве с Россией… Он полагает, что позитивно складывающиеся отношения и совпадающие интересы ведут к конвергенции позиций. Поэтому многие ожидают скорого выхода отношений с Москвой на качественно более высокий уровень».
Возникает вопрос: а почему в самом деле Саудовской Аравии не воспользоваться опытом России в строительстве самых надежных в мире реакторов? Почему не закупить новейшие российские системы вооружений, если они действительно превосходят западные аналоги? Почему не использовать возможности Москвы в поисках выходов из тупиков на Ближнем Востоке? Ведь с позиции здравого смысла скорее отсутствие связей Эр-Рияда с Москвой в последние годы следует считать аномалией в политике, чем нынешний процесс наведения мостов между ними. Тем более что сегодня уже вряд ли кто сомневается в способности России играть самостоятельную и независимую роль на международной арене.
Некоторые скептики напирают на то, что Эр-Рияд «никогда не был другом России». Но значит ли это, что он никогда не сможет им стать?