Идут споры о путях выхода Греции из кризиса. Пенсионеры все проверят на себе. Фото Reuters
Нынешние серьезные финансовые проблемы Греции являются подтверждением недопустимости избыточного укрепления, завышения курса национальной валюты. Как известно, несмотря на единый номинальный курс общей европейской валюты по отношению к другим мировым валютам, все страны еврозоны имеют разные курсы паритетов покупательной способности (ППС). То есть в их экономиках различается структура внутренних цен и уровни конкурентоспособности национальной продукции.
Это прямым образом влияет на состояние национальных внешнеторговых и платежных балансов, на общее состояние суверенных финансов. Если для Германии с ее высококонкурентоспособной экономикой единый номинальный курс евро вполне комфортен, то для Греции этот курс является завышенным (относительно курса паритета покупательной способности Греции). Соотношение между ППС и рыночным курсом для Греции должно быть существенно больше, чем это было все последние годы. Проблемы, накопленные Грецией в эпоху чрезмерно сильного евро, не позволяют этой стране преодолеть накопленный груз внешнеторговых и финансовых проблем. Дефицит внешнеторгового баланса Греции еще недавно достигал почти 9% ВВП. Единый для всех стран еврозоны курс евро чрезмерно высок и для некоторых других стран еврозоны.
Когда вводилась европейская валюта, много говорилось о сокращении транзакционных издержек, торговых преимуществах и т.д., но почему-то забыли о необходимости выравнивания уровней экономического развития отдельных стран еврозоны, повышении конкурентоспособности экономик региона, переориентации и увеличении объемов взаимных прямых инвестиций. А только это было главным условием успешного и обоснованного введения единой валюты.
Еврозона, к сожалению, как была, так и осталась конгломератом практически автономных производственных комплексов различного уровня эффективности. И ни о каком «едином экономическом пространстве» в еврозоне до сих пор говорить невозможно, несмотря на общую валюту.
Это ведет к тому, что при неизменности экономической, промышленной и инвестиционной политики негативный результат для наиболее слабых экономик еврозоны может воспроизводиться. В единой Европе имеются и другие слабые зоны, способные испытывать дополнительные экономические трудности при высоком курсе евро.
Кроме того, очевидно, что избыточное «затягивание финансовых поясов», чрезмерное ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики в соответствии с неизменными рецептами МВФ способно ограничить суверенный экономический рост. Финансовые излишества для недостаточно сильных экономик недопустимы (а они в Греции также имеются), но избыточное усиление финансового пресса, давящего на экономику на всех этапах производства добавленной стоимости, ограничение инвестиционного и потребительского спроса деструктивно влияют на развитие, делают стратегическую задачу повышения национальной конкурентоспособности трудновыполнимой. Что актуально не только для Греции, но и других стран.
При всей сложности положения полагаем, что ситуация вокруг Греции, ее возможного выхода из еврозоны чрезмерно политизирована и драматизирована. С нашей точки зрения, нет трагедии во временном возврате отдельных государств еврозоны к более слабой, чем евро, национальной валюте. Это простая экономическая необходимость. Если евро нужен, то он все равно будет существовать, даже если в еврозоне останется всего несколько государств (самых сильных). В конце концов, имеются и прекрасно живут государства, входящие в ЕС, но имеющие собственные валюты. Обоснованная девальвация помогает этим государствам переживать временные трудности.
Решение проблемы, на наш взгляд, – в создании надежного механизма бескризисного и временного выхода отдельных стран из сферы обращения евро (временного их возврата к другой национальной валюте). И напротив, если такой механизм не будет создан, то, возможно, долговой кризис в еврозоне будет воспроизводиться и ложиться тяжелым грузом на все страны еврозоны, препятствуя дальнейшему развитию наднациональной кредитно-финансовой системы и необходимой экономической интеграции европейских стран. А это способно принести Европе значительно больше стратегических потерь.