0
15427
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.03.2015 00:01:00

Импортозамещение: цена и сроки

Людмила Кравченко

Об авторе: Людмила Игоревна Кравченко – эксперт Центра научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина).

Тэги: импорт, импортозамещение, санкции, вто


импорт, импортозамещение, санкции, вто Рис. 1. Стоимость реального импортозамещения по отраслям (расчет на основе данных Федеральной таможенной службы).

Под импортозамещением понимается замещение импорта товарами, произведенными отечественными производителями, то есть внутри страны. Для России главным инструментом реализации политики импортозамещения должно стать субсидирование производства внутри страны в условиях существенного экономического спада и чрезмерной импортной зависимости. Применение тарифных и нетарифных механизмов является недостаточным инструментом, Россия ограничена в его применении правилами ВТО. Проведенная девальвация выступила естественным барьером для импортных товаров. Актуальность проведения в стране программы импортозамещения была очевидна экспертному сообществу давно, поскольку показатели доли импортных товаров по ряду отраслей превышали 80%. Для российского руководства необходимость самообеспечения стала очевидной с начала экономической и политической изоляции страны. После установления санкций импортозамещение стало использоваться и как ответный механизм на западные санкции, и как робкая попытка суверенизации российской экономики.

Необходимость осуществления реальной и комплексной программы развития российской экономики очевидна. Не очевидно, есть ли у правительства РФ представление о необходимых объемах финансовых ресурсов и сроках импортозамещения.

Попробуем провести собственные расчеты.

Примерная смета

Первая модель расчета. Общая сумма дополнительно произведенной продукции в стране должна составить 17,564 трлн руб. (рис. 1). Именно столько составил годовой объем импорта в 2014 году.

Для сельского хозяйства срок выхода на уровень самообеспечения составит три–четыре года при полном объеме финансирования. Для машиностроения в среднем пять–семь лет с учетом необходимости профессиональной подготовки кадров. Объем продукции, которую нужно произвести в сельском хозяйстве, составляет 2,4 трлн руб., в машиностроении – 8,36 трлн, в химической промышленности – 2,85 трлн. Производство товаров на такую сумму увеличит объем ВВП в стране на 17%. Однако это минимальная оценка, которая не учитывает необходимости создания производственных мощностей, кадров, вложений в оборотный капитал.

Вторая модель расчета. Для наращивания производства по секторам объем инвестиций в основной капитал должен вырасти пропорционально доле импорта в потреблении. Иными словами, при такой гипотезе совокупный объем вложений в производственные мощности должен составить как минимум 3,078 трлн руб., то есть инвестиции должны вырасти не менее чем на 65% по сравнению с нынешними, и это без учета степени износа основных фондов. Однако при необходимости обновления основного капитала минимальный совокупный объем инвестиций составит 3,9 трлн руб. При расчете не принимались во внимание объем оборотного капитала, затраты на оплату труда и прочее.

В расчете исключен вариант достаточности дозагрузки действующих производственных мощностей. Расчет на загрузку без инвестиций в основной капитал не оправдан, так как всех потребностей страны подобным образом не обеспечить. К примеру, даже если загрузить все производственные мощности по производству сельскохозяйственных тракторов, используемые сейчас только на 19,3% (2013), объем производства сможет удовлетворить только 45% нынешних потребностей, а ведь они будут значительно возрастать в результате масштабного импортозамещения во всех отраслях.

Эти приближенные расчеты показывают, что для реализации импортозамещения необходимы огромные финансовые ресурсы. Выделены ли они?

Попробуем разобраться в конкретных деталях.

Производство яиц. При расчете конкретных параметров были использованы количественные объемы импорта товаров в 2013 году (до санкций). В расчете не учитывался текущий уровень производства, а рассчитывался только дополнительный. Объем яиц, необходимых для удовлетворения российских потребностей, может обеспечить только увеличение птиц на 5,69 млн несушек. В случае закупки птиц за границей стоимость наращивания производственных фондов (живой птицы) составит 20,578 млн долл. Срок организации птицефермы – 6–12 месяцев. Особая проблема – поиск опытных работников для птицефермы. Общая численность требуемого персонала может составить 22–33,5 тыс. человек. Для профессиональной подготовки потребуется полтора-два года. Таким образом, период полного импортозамещения может занять два года. Минимальная стоимость программы выхода по производству на уровень самообеспечения при текущем уровне потребностей составляет 1,275 млрд руб.

Рыба. Приблизительный расчет показывает, что выйти на воспроизводство рыбы можно минимум за три года (таков срок созревания рыбы) при закупке мальков весом 85,6 тыс. т на сумму 94,15 млн долл. Однако общая площадь акватории при этом должна составить 3,4 млн га. Минимальная сумма программы, таким образом, достигает 5,83 млрд руб.

Молочная отрасль. Требуемые объемы производства молока можно обеспечить при увеличении численности поголовья крупного рогатого скота до 73 тыс. Стоимость такого поголовья составит 220,64 млн долл. Для производства молока необходимо также специальное оборудование на сумму (при организации ферм в 400 голов) 21,8 млн долл.

Сыр. Потребности сыра в наименьшей степени обеспечиваются российским производством. Для изготовления необходимого объема сыра требуется учредить примерно 7308 предприятий (с годовой мощностью 60 тыс. кг). Стоимость оборудования составит 3,12 млрд руб. Объем необходимого молока (в расчете 9 л на 1 кг сыра) может быть произведен при увеличении поголовья скота до 415,9 тыс. коров, что потребует приблизительно 1,257 млрд долл. и оборудование на 124,4 млн. 

Масло сливочное. Для удовлетворения потребностей в сливочном масле необходимо открыть около 50 линий по производству, примерная стоимость чего составит 25 млн руб. Объем необходимого молока может быть увеличен только за счет роста поголовья скота до 380,3 тыс. коров на сумму 1,15 млрд долл. и оборудования для производства молока на 113,8 млн долл.

Итак, на развитие молочной отрасли (молоко, сыр, масло) минимум необходимо 207,1537 млрд руб., в то время как Государственная программа развития сельского хозяйства предусматривает 58,5 млрд на два ближайшие года. То есть совокупная потребность инвестиций в течение двух лет почти в четыре раза меньше запланированного.

Свинина. По производству свинины Россия сможет за два года выйти на уровень удовлетворения потребностей в мясе только при условии, что в текущем году будет закуплена партия свиней для производства потомства в размере 1,19 млн голов, что в сумме составит около 643,5 млн долл. Для этого потребуется организация минимум 2200 ферм с инвестициями в основной капитал в сумме 3,64 млрд руб.

Мясо птицы. Для удовлетворения потребностей страны потребуется около шести месяцев при увеличении голов несушек до 1,17 млн штук, которые выведут потомство в количестве 300 цыплят в год. Стоимость закупки кур составит 4,328 млн долл., оборудования в виде инкубаторов – 132,6 млн руб. Этот параметр не учитывает еще того фактора, что яйца для производства потомства являются также импортными, следовательно, требуется разработка собственных систем по разведению живой птицы, а это дополнительные объемы инвестирования.

Мясо крупного рогатого скота. На достаточный объем производства мяса в стране можно выйти не ранее чем через два года, при условии, что в текущем году будет закуплен минимальный объем голов мясных пород для воспроизводства потомства (с момента рождения продолжительность выращивания берется за 15 месяцев), который составит 1,87 млн голов стоимостью 5,656 млрд долл.

Только по трем категориям мясной продукции объем необходимого финансирования составляет 394,6 млрд руб., в то время как в Государственной программе «Развитие мясного скотоводства» на 2013–2020 годы выделено 76,54 млрд руб., из них с 2015 по 2020 год – 64,9 млрд руб., плюс племенное дело – 77,3 млрд руб. Таким образом, запланированных объемов финансовых средств явно недостаточно даже для импортозамещения в нескольких направлениях.

Ткани (одежда). По производству ткани Россия должна выйти на новые производственные мощности: объем производимой шерсти должен составить 10,9 т, ткани из шерстяной пряжи – 4,1 млн кв. м, ткани из синтетических и искусственных волокон – 364,6 млрд кв. м. К примеру, для удовлетворения только потребностей в шерсти и шерстяной ткани необходимо увеличить стадо овец и баранов на 2,2 млн голов. При единовременном приобретении стада сумма инвестиций составит около 2,1 млрд долл., в случае постепенного наращивания стада за пять лет можно выйти на воспроизводство шерсти. Аналогичный расчет должен быть произведен в таких стратегических для российской экономики областях, как сельское хозяйство, фармацевтическая промышленность, текстильное производство, машиностроение и станкостроение.

Масштабы предполагаемого производства с целью импортозамещения должны быть колоссальными. А каковы они в планах правительства?

Проблематичность эффективности

Антикризисный план ориентирован на спасение банковского сектора. Предлагается докапитализировать банки на сумму 1 трлн руб., предоставить гарантии под кредиты на сумму 30 млрд руб. В отношении импортозамещения намечено выделить 20 млрд руб. (всего) на субсидирование процентной ставки по кредитам – той самой ставки, которую ЦБ РФ поднял до уровня остановки реального сектора. Все остальные меры в сфере импортозамещения носят характер организационных и правовых изменений, не предусматривающих финансовых вливаний. На сельское хозяйство в 2015 году предположительно может быть выделено 50 млрд руб.

Есть у правительства список системообразующих предприятий, которые могут рассчитывать на государственную поддержку. Этот список удивляет, в него вошли, например, предприятия розничной торговли. Около трети предприятий – это компании с иностранным капиталом (офшорная юрисдикция), в то же время из списка вычеркнуты полностью целые отрасли промышленности: станкостроение, радиоэлектронное оборудование, авиастроение, двигателестроение, судостроение и др. Сокращено число компаний фармацевтической промышленности, агробизнеса. Вспоминая опыт 2008–2009 годов, когда из 295 предприятий в итоге реальную поддержку получили всего 40, говорить о возможной эффективности и результативности государственной поддержки не приходится.

Российская экономическая политика направлена на сокращение государственных расходов. Отрасли импортозамещения не попали в список неприкосновенных расходов, поэтому в целом их объем будет сокращен на 10%. К примеру, в сельском хозяйстве, которое должно было стать приоритетом в кампании импортозамещения, поскольку именно этим оправдывалось введение продовольственного эмбарго, финансирование ежегодно только урезается. Принятая в 2012 году на период 2013–2020 годов программа уже пересматривалась несколько раз, ее общий объем финансирования после каждого пересмотра снижался. Так, изначально в программу закладывались 2,287 трлн руб., которые на декабрь 2014 года сократились на 161 млрд – до 2,126 трлн руб. И это только в номинальном выражении. В постоянных ценах (без инфляции) сокращение расходов на сельское хозяйство составило 14,7%.

Рис. 2. Доля финансирования программ в общем объеме расходов федерального бюджета на государственные программы.
Рис. 2. Доля финансирования программ в общем объеме расходов федерального бюджета на государственные программы.

Стоит заметить, что на долю тех государственных программ, которые могут отвечать задачам импортозамещения, приходится только 6% от всех расходов (рис. 2).

Субсидирование ставки. Согласно новым изменениям, государство будет субсидировать сельхозпроизводителей по краткосрочным кредитам на срок менее одного года по расчетной ставке, которая в соответствии с новой формулой включает ставку рефинансирования, ключевую и уровень инфляции. На 2015 год она составила 12,675%. При средней ставке для бизнеса от 20% это означает, что аграриям возмещается только 60% ставки. Для аграрного сектора стоимость краткосрочных кредитов, таким образом, составляет около 8%, что также является достаточно высоким процентом. К примеру, ранее в 2013 году для краткосрочных кредитов до одного года на пополнение оборотного капитала аграриям компенсировалось 80% ставки рефинансирования, то есть 6,6%. Кредиты для бизнеса выдавались под 10–11%, так что сами аграрии оплачивали 4,5–5,5%. Сейчас даже при новой формуле расчета, по которой аграриям должно компенсироваться 14,7% ставки, они выплачивают более 11% (табл. 1). То есть даже пересмотр правила субсидирования для краткосрочного кредитования не может спасти аграриев. В отношении долгосрочных кредитов процент по субсидиям изменился незначительно. Он все так же привязан к ставке рефинансирования. Бизнес не сможет брать кредиты на длительный срок – те самые инвестиционные кредиты, с помощью которых можно расширять производство и модернизировать мощности. Государство готово субсидировать только уровень ставки рефинансирования – 8,25%, которая почти в два раза ниже ключевой. Значит, бизнес более 60% всех выплат по кредиту должен компенсировать за свой счет.

Фонд развития промышленности. Совокупный объем фонда составил всего 18,5 млрд руб. Предположительно фонд должен кредитовать промышленность под ставку от 5%. Но общие объемы финансирования явно недостаточны даже для развития одной отрасли обрабатывающей промышленности. В фонд подано всего 239 проектов.

Постановление правительства по сельскому хозяйству. Распоряжение правительства от 02.10.14 № 1948-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014–2015 годы» фактически является планом по написанию планов к концу 2015 года, когда запреты будут отменены. Все инициативы в сфере импортозамещения, согласно распоряжению, состоят в подготовке изменений в соответствующие законы и госпрограммы к сентябрю 2015 года. К примеру, поправки в Доктрину продовольственной безопасности будут внесены только в IV квартале 2015 года. При таких темпах осуществления импортозамещения России грозит сохранение продовольственной зависимости.

Фонд национального благосостояния. Средства фонда, формируемого за счет нефтедоходов, предполагалось в конце 2013 года направить на развитие инфраструктурных проектов. Однако за 2014 год финансирования проектов из фонда не было. В конце прошлого года основным претендентом на получение финансовой помощи называли «Роснефть», то есть по факту помогают не обрабатывающей промышленности, а сырьевым гигантам. В декабре 2014 года был принят закон, по которому до 10% средств Фонда национального благосостояния (это 394 млрд руб.) может быть направлено в банки с капиталом не менее 100 млрд руб. То есть средства фонда будут адресованы для поддержки сырьевого сектора и докапитализацию банков.

Ставка Центрального банка. Главная причина обострения ситуации – это процентная политика Банка России. Со ставки в 5,5% на начало 2014 года он поднял ставку до 17%, тем самым превратил кредитование в недоступный механизм инвестирования. Ставки по кредитам достигли 30%. При уровне заемных средств в оборотном капитале в среднем в 60–70%, а в некоторых отраслях свыше 90%, повышение ставки привело к росту издержек производства, то есть увеличению цен. Долгосрочное кредитование для реализации инвестиционных проектов практически приостановлено, поскольку надежды на снижение процентной ставки вынуждают производителей приостанавливать программы инвестирования в основные фонды. Ситуацию, созданную ЦБ, можно охарактеризовать как рукотворный кризис, в результате которого в первую очередь пострадали показатели экономического роста.

Фактор ВТО. Россия при вступлении в организацию взяла на себя обязательства по снижению ввозных и вывозных пошлин, ограничению объемов финансирования сельского хозяйства. Снижение импортных пошлин и отмена квот на ряд товаров мясной отрасли означают открытие российского рынка иностранным товарам, то есть слабой отечественной промышленности предлагается конкурировать с иностранной, которая и так в обороте розничной торговли превышает 45%.

Согласно российским обязательствам, поддержка агропромышленному комплексу в текущем году не должна превышать 7,2 млрд долл., в 2016-м – 6,3 млрд, в 2017-м – 5,4 млрд, в 2018-м – 4,4 млрд. При недостаточном текущем финансировании программ импортозамещения Россия укладывается в жесткие обязательства, но в 2018 году сможет при сохранении запланированных объемов исполнить свои обязательства только в случае дальнейшей девальвации рубля до 73,64 руб. за доллар. Членство в ВТО на тех условиях, на которые согласилась Россия, противоречит задачам импортозамещения.

Где же взять деньги?

В 2014 году в результате действий Банка России из страны было вывезено 151 млрд долл., что при текущем курсе составило 9,2 трлн руб. Это около 13% ВВП, или 65,5% расходов федерального бюджета 2014 года. Это колоссальные средства, которые могли служить задачам развития отечественной промышленности. И это при том, что было объявлено о принятии антиофшорного закона. Из страны ежегодно вывозятся огромные суммы как в виде непосредственного оттока капитала, так и под предлогом инвестиций за рубеж, которые преимущественно направляются в офшорные зоны.

Но на что тогда надеется правительство? На отмену санкций? Но это возможно лишь в случае возврата Крыма. На восстановление цены на нефть? Но даже при возврате к прежней цене экономика будет пребывать в состоянии рецессии. Примечательно, что и сами высказывания об импортозамещении были озвучены до начала IV квартала 2014 года. Об импортозамещении стали постепенно забывать. Согласно выступлению президента, «прямой практический путь к обновлению экономики, к уходу от сырьевой зависимости» лежит через «конкурентоспособность всех ключевых факторов ведения бизнеса в России – от доступных кредитов и стимулирующих налогов до удобных административных процедур и низкой инфляции». Но если ЦБ совместно с правительством провалил все эти факторы, что это значит – смело нужно отказываться от модели построения несырьевой экономики?

Так где же взять деньги? Суверенные финансы для развития в России есть, разработан и механизм запуска полноценной программы развития. При уровне денежной массы, например, в 100% от ВВП в 2015 году в развитие отечественной производящей экономики уже можно будет вложить 38,9 трлн руб., в дальнейшем при учете роста ВВП в соответствии с приростом инвестиций темпы роста ВВП будут расти, промышленность оживет, население станет платежеспособным, но все это при условии, что деньги будут направлены в экономический рост, а не для поддержки кредитных институтов и безграничного роста рентабельности оптовой торговли.

Untitled-1.jpg


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1350
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
857
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
609
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
848

Другие новости