Компьютеры часто нарушают коммуникацию между самыми близкими людьми, которые прекращают общаться, даже оставаясь рядом. Фото Fotolia/PhotoXPress.ru
С нашими детьми надо что-то делать. Сегодняшний подросток находится в самом центре событий неспокойного мира, который катастрофически перегружен негативным информационным изобилием. Компьютеры, айфоны и иные модные теперь гаджеты стали для тинейджеров целым, а главное, своим миром. Родителям, как правило, не до него – надо зарабатывать деньги, выживать. Нет времени на душевные разговоры с детьми и тем более на откровения. Связь между самыми близкими людьми нарушена. По данным Всемирной организации здоровья, депрессии отмечены практически у каждого пятого подростка, примерно 20% имеют психические расстройства, из которых около половины начинаются в возрасте до 14 лет. А среди потребителей наркотиков подростки вообще составляют 70%. В России отмечается один из самых высоких в мире уровень подростковых суицидов. Пора задуматься – мы теряем наших детей!
К конкурсу будьте готовы
Ощущение одиночества, неуверенности, напряженности становится частью эмоционального состояния подростка на фоне интенсивного процесса его физического, психического и личностного развития. Это еще более усугубляет остроту восприятия окружающего мира и людей, которые в этом мире живут. Психическая и социальная ориентация подростка, стрессовая неустойчивость, неумение защитить себя от неблагоприятных воздействий приводят, как правило, к беспощадным последствиям. Ответственность за сохранение психического здоровья детей и подростков сегодня должен взять на себя каждый из нас. Все мы так или иначе участвуем в процессе его сохранения или разрушения. Дома, в школе, на улице, в спортивном клубе или творческой студии. Давайте об этом помнить и быть, может быть, более внимательными, более чуткими, более терпеливыми, находя время и силы для наших детей.
Со своей стороны, специалисты Союза охраны психического здоровья, который объединяет профессионалов сферы здравоохранения, науки и образования, искусства и культуры, права и экономики, социального обеспечения, информации и печати, физической культуры и спорта, общественных деятелей и представителей деловых кругов, предлагают свой способ решения проблемы сохраненности психического здоровья детей и подростков – конкурс профилактических программ «Здоровое поколение».
Задачи, которые мы ставим перед собой, конкретны и понятны. Во-первых, мы хотим выявить и пригласить к сотрудничеству тех специалистов, которые уже успешно работают с детьми и помогают им адаптироваться к окружающему миру, найти свое место в нем, выработать устойчивость к его, увы, не всегда позитивным проявлениям. Во-вторых, конкурсные механизмы позволят ускорить процессы по созданию новых подходов для решения проблем развития личности ребенка и повышения его самооценки.
В-третьих, мы надеемся, что этот конкурс даст толчок организациям по-новому взглянуть на свою деятельность и активизировать работу с детьми, помочь им делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни и эмоционально-позитивного мироощущения. Кроме того, мы считаем возможным, что конкурс будет способствовать социализации подростков, формированию навыков к общению со своими сверстниками и взрослыми, снижению агрессивности и привлечению молодых людей к общественно полезной деятельности.
И, наконец, мы очень хотим, чтобы не нарушалась связь времен, чтобы все то лучшее, что являлось основой духовного и нравственного здоровья нашей страны, было оценено сегодняшними мальчишками и девчонками, помогло им жить полно и радостно, привело к осознанию себя как гражданина, от которого, собственно, и зависит качество жизни в нашей стране.
Регламент конкурса включает три тематических направления.
В рамках первого направления организациям-участникам предлагается разработать профилактические интерактивные программы, которые могут быть реализованы самими подростками под патронатом опытных наставников – профессиональных психологов. Подростковый возраст характеризуется формированием самосознания, становлением самооценки, расширением коммуникативной сферы, развитие личности ребенка ускоряется и усложняется. В этот период интенсивно развиваются восприятие, внимание, память и мышление. При этом, естественно, возникают трудности во взаимоотношениях с окружающими. Подростки очень чувствительны к оценке, которую дают им сверстники. Поэтому любые более-менее значительные затруднения, стресс, дефицит внимания со стороны взрослых авторитетных лиц, влияние компаний с деструктивным поведением и другие факторы могут усугубить и без того непростые проблемы подросткового возраста, привести в задержке личностного роста. В итоге, если подросток в свои кризисные моменты не получает помощи, регистр проблем может существенно укрупниться. В наиболее тяжелых случаях это приводит либо к замыканию внутри собственной личности (с формированием различных расстройств вплоть до депрессии и нежелания жить дальше), либо, наоборот, к формированию рискованного поведения, в том числе с вовлечением в наркотизацию.
Групповой тренинг является одним из наиболее эффективных форм для развития навыков самопознания и саморазвития подростков. Атмосфера тепла и доверия позволяет подростку раскрыться, не испытывая привычных страхов, освоить новый опыт поведения, постигнуть смысл дружбы, научиться воспринимать критику, сотрудничать, работать в команде. Все навыки, приобретенные на тренинге, необходимо развивать и совершенствовать. Это становится возможным, когда подросток, прошедший через тренинг, способен сам принять участие в профилактической работе со своими сверстниками.
Стратегия профилактической программы в сфере охраны психического здоровья по подготовке тренеров среди подростков основывается на «каскадном» методе обучения: специалисты-психологи обучают подростков, а те, в свою очередь, становятся проводниками программы среди своих сверстников. Их участие в психологическом тренинге существенно повышает степень доверия, так как общение происходит с равными.
Тесная связь поколений, молодых и пожилых людей, – основа психического здоровья любого цивилизованного общества. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru |
Трудно состязаться с Интернетом
Улучшение социальных и коммуникативных навыков, а также укрепление уверенности в себе, повышение самооценки будет способствовать предотвращению появления таких проблем в области психического здоровья, как расстройства поведения, депрессии, рискованные формы поведения, в том числе связанные с сексуальным поведением, употреблением наркотиков и других веществ и агрессивным поведением.
В рамках второго направления конкурса будут поддержаны профилактические программы, обеспечивающие общественно полезную занятость детей и подростков. Подростковый возраст – сложный возраст. Наверное, многие из нас сталкивались с такой ситуацией, когда сын или дочь остаются абсолютно безучастными к любым предложениям, связанным с занятиями во внеучебное время. Не интересно все это им! После уроков все – по домам и за компьютеры, либо на улицу. А может, просто нужно уметь найти к ним свой подход? Понять, что их действительно интересует или может заинтересовать? Найти людей, которые им могут быть интересны? Как мотивировать подростка к полезной деятельности (учиться, развиваться, добиваться, проявлять инициативу, заботиться о других), полезной прежде всего для него самого и, как следствие, для общества в целом? Для подростка важен мотив к познанию чего-то нового, познанию самого себя. В чем сущность потребности в познании? Как она возникает? Как она развивается? Какие средства можно использовать для формирования у подростков мотивации к собственному развитию?
Эти вопросы волнуют взрослых. Мы знаем, что подросток не будет заниматься делом, к которому он относится равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к нему. Поэтому очень важно поставить перед собой задачу по формированию и развитию у него положительной мотивации к определенному виду деятельности. Для того чтобы подросток по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы дело было ему по душе, внутренне принято им, то есть чтобы оно приобрело значимость для него. Это позволит подростку в дальнейшем легче адаптироваться к определенной социальной среде, создать положительную эмоциональную установку к восприятию окружающей действительности.
При решении задач по формированию мотивации к общественно полезной деятельности важным является создание тестовых механизмов для выявления способностей и желаний подростка. Нет детей, ничем не интересующихся! В реальной жизни мы сталкиваемся с тем, что дети, обладающие какой-то одной группой качеств, не имеют других, либо эти другие представлены достаточно скупо. В частности, дети с явно выраженным объективно-логическим мышлением достаточно плохо ориентируются в эмоциональной сфере и отводят чувствам и переживаниям второстепенную роль. Методы диагностики способностей подростка сегодня являются определяющими для развития его индивидуальных особенностей, которые позволят ему добиться успеха в том или ином виде деятельности. Причем наряду с генетически заложенными, врожденными особенностями способности можно развить, выявив определенные задатки к тому или иному виду деятельности. Очевидно, что подросток, не имеющий творческих способностей, не будет заниматься музыкой, литературой, живописью. Чем раньше будут диагностированы способности подростка, тем больше времени может быть потрачено на развитие подростка и навыков к определенному виду деятельности, что позволит ему реализовать свои потенциальные таланты или способности, а значит, быть успешным и востребованным в социуме.
Поэтому в рамках конкурса важно выявить мотивационные установки подростка и предоставить ему доступ к тому многообразию видов деятельности, которые существуют в этом мире сообразно его желаниям, потребностям и способностям.
Он уважать нас всех заставит
Огромное значение для адаптации и социализации подростка имеет также связь с представителями старшего поколения. Многие исторические факты сегодня подвергаются сомнению и отрицанию. То, что было белым, называется черным, и наоборот. Наши бабушки и дедушки из XX века зачастую не воспринимаются серьезно, ибо вся эпоха публично неоднозначно оценивается. Нарушается связь времен и поколений – основа любого цивилизованного общества. Молодежи свойственна нетерпеливость, старости свойственна мудрость. Но ведь если в обществе сохраняется уважение к старшим, новое поколение сможет избежать многих ошибок и неприятностей. Поэтому в рамках третьего направления конкурса поддерживаются профилактические программы, в которых представители старшего поколения делятся своим опытом и передают свои навыки подросткам. Чтобы ничто и никто не был забыт, чтобы историческая и генетическая память хранила вечно то лучшее, что было освоено, завоевано, открыто, построено, создано.
Кроме того, для авторов конкурса важным также является сохранение качества жизни пожилых людей. У представителей старшего поколения в возрасте старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще, чем у молодых. Многие пожилые люди подвержены стереотипному представлению о невозможности лечения подобных расстройств в солидном возрасте, что зачастую приводит к позднему выявлению психических расстройств, их недостаточному обследованию и несвоевременному лечению.
Мы надеемся, что в рамках этого направления конкурса удастся получить хорошие примеры обмена мудрости и опыта на энергию молодости, что в целом будет способствовать улучшению психического здоровья для обеих сторон.
Освоение приемов и техник конструктивного общения для развития навыков самопознания и понимания действий других людей; развитие интереса к комфортному и полезному общению со сверстниками; конфликтное и бесконфликтное общение – умение договариваться со сверстниками и взрослыми; поиск понимания причин конфликтов и способов преодолевать трудности в отношениях; изучение личностных особенностей: сильные и слабые стороны, восприятие окружающими; составляющие самооценки; навыки уверенности и уважительного отношения к собственной личности; изменение отношения к личным ошибкам, умение воспринимать отрицательный опыт как обратную связь; осознание ответственности за свое поведение и постановка личных целей на будущее; обучение навыкам помощи другим людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию – все эти навыки, мы очень надеемся, подростки получат в рамках профилактических программ, которые пройдут по всей России. А это значит, что их жизнь приобретет более глубокий смысл, появится понимание своего места в этом непростом мире, уныние уступит место уверенности в завтрашнем дне.
И последнее. Психическое здоровье наших детей во многом зависит от того, насколько здоровы мы – взрослые. Еще Гиппократ говорил о том, что здоровье зависит от того, достиг ли человек состояния гармонии внутри себя, со своим окружением. Повседневная жизнь взрослого человека сопровождается стрессами, отрицательными эмоциями, ежечасной заботой о достатке. Далеко не каждому под силу справиться с такой напряженной динамикой мира. Когда резерв психологической устойчивости человека, который позволяет ему воспринимать события, приносящие эмоциональный дискомфорт, заканчивается, наступают последствия, отрицательно влияющие на психическое здоровье человека. Состояния человека зависят от профессиональной адаптации, профессиональной защищенности; межличностных отношений в семье; социального благополучия или социального отчуждения, экономической и политической стабильности в стране. При благоприятном влиянии этих факторов психическое состояние человека гармонизируется, а при неблагоприятном подвергается стрессу или депрессии. Достигнуть внутренней гармонии и гармонии с внешним миром чрезвычайно трудно. Однако мы должны всегда помнить о своей ответственности перед нашими детьми и делать все возможное, чтобы они росли и развивались в доброжелательной среде, не отягченной нашими взрослыми проблемами. Мы должны помнить, что их внутренний мир очень хрупок. И от того, насколько мы – взрослые – это поймем и примем, зависит сохранность и богатство этого мира.