Первая леди поет в национальном стиле. Традиция былых революционных опер? Фото Reuters
Пэн Лиюань стала императрицей задолго до того, как ее мужа, Си Цзиньпина, собравшего в своих руках полномочия руководителя самой большой компартии в мире и главы самого многонаселенного государства планеты, стали сравнивать с императором Поднебесной. «Императрица народной песни» – написано на подаренном мне давным-давно китайскими друзьями наборе дисков с песнями, которые она исполняла в течение трех десятилетий. Популярность Пэн Лиюань в Китае можно сравнить с любовью россиян к Людмиле Зыкиной и Алле Пугачевой, французов к Эдит Пиаф и Мирей Матье, американцев к Элле Фитцджеральд и Джоан Баэз. Звезда Пэн Лиюань взошла неожиданно, быстро и очень высоко. Она продолжала бы сиять по сей день, если бы не необходимость принести в жертву сцену и карьеру ради любимого человека.
Популярность, известность, слава
Настоящая «императрица народной песни» должна была появиться в сердце Китая, в гуще китайской истории. Так и случилось – 20 ноября 1962 года Пэн Лиюань родилась в городке Юньчэн в провинции Шаньдун. Семья девочки, которую дома звали Ли-ли, была простая, да не простая. Отец заведовал уездным управлением культуры, но в годы «культурной революции» попал в «лагерь трудового перевоспитания» из-за наличия родственников на Тайване. Мать была главной актрисой местной труппы национальной китайской оперы. У девочки очень рано прорезался звонкий голос. В три годика она уже пела длинные песни, а в пять лет выходила на сцену и исполняла номера из репертуара специфической местной оперы.
Родители заметили в дочке талант и поняли, что ей надо учиться. В городке Юньчэн был только один настоящий учитель музыки. К нему-то и обратился отец Ли-ли. Девочка училась с удовольствием и упорством, словами наставника, «не различая дня и ночи». Поступив в 1976 году в среднюю школу, Ли-ли сразу вошла в агитбригаду и стала ее самой популярной солисткой.
«Культурная революция» уже заканчивалась, но в репертуаре было по-прежнему много военных песен и арий из «образцовых революционных опер». Две арии из революционной оперы «Седая девушка» Пэн Лиюань как-то исполнила перед коллективом присланной из провинциального центра «настоящей» агитбригады. Руководитель был настолько впечатлен, что сразу предсказал девочке большое будущее и предложил устроить ее в Ансамбль песни и пляски провинции Шаньдун. 14-летнего ребенка не могли официально взять на работу, и девочке из Юньчэна предложили держать экзамен в институт искусств в Цзинани, главном городе провинции Шаньдун. Бывшие однокашники вспоминали, что в большом городе она выглядела как деревенская простушка, держалась скромно, училась упорно и сильно нуждалась. Но все проблемы уходили на задний план, когда она выходила на сцену.
Наставником Пэн Лиюань стал заведующий кафедрой вокала, который определил для способной ученицы главную стезю: народная песня. Он был очень строг и требовал «полюбить приемы и традиции пения нашей нации, твердо и неуклонно идти путем народной культуры, поступать так всю жизнь».
В 1979 году наставник выбрал несколько студентов для участия в ответственном концерте народной музыки. Стоило Пэн Лиюань закончить первую песню, как зал взорвался аплодисментами и не отпускал ее со сцены, требуя петь на бис. На следующий год последовало новое испытание – участие во Всекитайском конкурсе певцов в национальном стиле. Времени на подготовку оставалось мало, нагрузки были велики – чтобы спеть предложенную песню, Пэн Лиюань надо было повысить тембр своего сопрано. Она упражнялась без устали, была на грани срыва голоса, но в конце концов все получилось, были выставлены высокие оценки.
Тот конкурс впервые донес имя Пэн Лиюань до столицы. «Пекинская музыкальная газета» дала ей такую краткую характеристику: «Поет в национальном стиле, будущее светлое». Сразу несколько столичных коллективов стали приглашать новый талант к себе. Но «маленькая Пэн», как ее звали коллеги-музыканты, решила остаться в родной провинции и вошла в Ансамбль песни и пляски Шаньдунского военного округа, впервые надев военную форму. Именно в то время она начала принимать участие в концертах и шоу со своими хитами «Я люблю тебя, снег холодного Севера» и «На полях надежды», а после новогоднего концерта 1982 года стала любимицей телезрителей всего Китая. Неудивительно, что уже в 1984 году 22-летнюю Пэн Лиюань переводят на службу в столичный ансамбль Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
Популярность перерастала в известность, известность – в славу. Без Пэн Лиюань не обходился ни один праздничный концерт на Центральном телевидении, о ней снимали документальные фильмы. В ее исполнении «Люди из нашей деревни», «Джомолунгма», «На полях надежды» стали, по существу, народными песнями. Но ей хотелось большего. Пэн Лиюань вышла на сцену в главной роли в национальной опере «Седая девушка». Затем последовал шумный успех в операх «Дочь партии», «Сестра Цзян», «Печальный рассвет» и многих других спектаклях. В сентябре 2005 года большой успех ожидал оперу «Мулань» с Пэн Лиюань в главной роли на сцене нью-йоркского Линкольн-центра. «Живое сокровище китайского народа» – таков был лишь один из восторженных отзывов театральных критиков Мекки американского искусства.
Только раз бывает…
Сценическая жизнь Пэн Лиюань била ключом. Гастроли военного ансамбля приводили ее в самые дальние уголки Китая и даже на линию фронта во время краткой китайско-вьетнамской войны 1979 года. Полевую форму меняли изысканные наряды в телепостановках и праздничных концертах.
На личную жизнь оставалось мало времени. В Китае принято знакомиться по рекомендации родственников и близких друзей. Подруги часто, но безуспешно предлагали познакомить Пэн Лиюань с достойными молодыми людьми. Очередным вариантом был заместитель мэра приморского города Сямэнь. Не искавшая легких романов певица, как обычно, отвергла предложение, тем более что не хотела выходить замуж за человека из другого города. Согласилась только тогда, когда ей пообещали встречу с «совершенно необыкновенным парнем».
К встрече Пэн Лиюань подготовилась на славу – намеренно пришла в мешковатой военной форме. Си Цзиньпин тоже был «не при параде». Однако после недолгого разговора о разных стилях народной песни певица заинтересовалась новым знакомым: «Мое сердце екнуло – не это ли идеальный муж для меня?» – вспоминала она годы спустя. Сам же будущий председатель Си через много лет признавался, что «уже через 40 минут понял, что это и есть будущая жена».
Как бы то ни было, за первым свиданием последовало второе, третье… Они часто говорили по телефону, иногда встречались. Необычный роман между жившими в разных городах влюбленными продолжался около года, и затем они решили жениться. Но тут возникли неожиданные препятствия: родители Пэн Лиюань опасались неравного брака с представителем правящей элиты (отец Си Цзиньпина в то время был членом Политбюро). Тогда жених красноречиво объяснил невесте: «Мой отец и сам выходец из крестьян, он очень простой человек, а все дети в нашей семье воспитывались как обычные люди. Если позволишь, я сам объясню все твоим родителям, и они мне поверят». Пэн Лиюань решила все же взять разъяснения на себя, и согласие в конце концов было получено.
Дело оставалось за малым – получить необходимое тогда одобрение даньвэй, организации, в которой работаешь. Ансамбль не возражал, партком и мэрия Сямэня тоже. Поэтому 1 сентября 1987 года Пэн Лиюань прилетела в Сямэнь и прямо из аэропорта вместе с Си Цзиньпином отправилась в фотоателье делать свадебное фото, затем молодожены получили свидетельство о браке. Си Цзиньпин попросил своего начальника, мэра Сямэня, пригласить на ужин руководство города. Тот разослал официальное сообщение: «В семь вечера всем собраться, будет угощение». В назначенное время на стену большого зала по традиции повесили сдвоенный красный иероглиф, каждая половина которого означает счастье, а в соединенном виде – двойное счастье. Управляющий делами мэрии, прибывший раньше других, выступил в качестве посаженного отца невесты, мэр встал рядом с женихом. Они встречали гостей, которые только в этот момент узнали, что женой их молодого коллеги будет всенародно знаменитая певица Пэн Лиюань.
Это одна ипостась Пэн Лиюань, официальная. Но есть еще и другая... |
Вместо медового месяца у молодоженов было всего четыре медовых дня, после которых новоиспеченная жена отбыла на конкурс в Пекин, а оттуда на зарубежные гастроли. Молодой муж вскоре получил назначение руководить бедным горным округом в той же провинции Фуцзянь, встречаться стало еще труднее. Брак «вахтовым методом» продолжался целых 20 лет! Встречаться удавалось раз в два-три месяца. Укрепить брак помогло рождение дочери – в 1992 году на свет появилась девочка Си Минцзэ. Но перейти с кочевого образа жизни на оседлый супругам все еще не удавалось.
Си Цзиньпин сменил еще раз место работы в Фуцзяни, затем его перевели в соседний Чжэцзян, оттуда – в Шанхай. Пэн Лиюань продолжала носить военную форму, количество звезд на погонах все росло и росло. Она вдохновляла пограничников и моряков, дальние армейские гарнизоны и базы ВВС, поднимала дух жителей районов Китая, пострадавших от землетрясений, наводнений, атипичной пневмонии и иных бедствий. Продолжались и зарубежные поездки, «самый звонкий голос Китая» в общей сложности звучал в 50 странах мира. Пэн Лиюань стала лауреатом многих международных конкурсов, получила престижные государственные премии, приз «Золотая пластинка». На церемонии присвоения исключительно почетного в Китае звания «Деятель искусства выдающегося таланта и высокой добродетели» она заявила: «Меня воспитал народ, я могу отблагодарить его, только отдавая весь свой талант».
Генерал-майор, жена главнокомандующего
2007 год принес в жизнь семьи важнейшие перемены. На проходившем в октябре XVII съезде КПК Си Цзиньпин из «простых» членов ЦК был не только избран в Политбюро, но сразу стал одним из девяти членов Постоянного комитета Политбюро ЦК. По существу, это означало, что он стал главным претендентом на руководство партией и страной через пять лет.
Неписаные законы высших руководящих кругов страны, мягко говоря, не предусматривали сценической деятельности супруги «наследника престола». Наверное, партийный деятель общенационального масштаба и знаменитая на весь Китай певица могли бы поспорить, объяснить кому-то, что наступил ХХI век, что Карла Бруни, жена французского президента Николя Саркози, продолжает петь свои песни с самых разных сцен… Но в Китае все еще живы были воспоминания о жене Мао Цзэдуна Цзян Цин, любившей появляться как на театральной, так и политической сцене. Да и желающих под любым предлогом придраться, отодвинуть Си Цзиньпина от предназначенного ему поста было много. Пэн Лиюань принесла свою карьеру певицы в жертву любимому мужу и на несколько лет ушла в тень.
Правда, она не сидела без дела, заняла несколько почетных постов, в том числе посла доброй воли по вопросам борьбы с курением и по проблемам преступности малолетних, посла Всемирной организации здравоохранения по борьбе с туберкулезом и ВИЧ. «Императрица китайской песни» сама готовила больным детям пищу, кормила, утешала. Именно на этом поприще Пэн Лиюань получила доброе прозвище «мама Пэн». Но самая любимая должность – руководитель академии при Ансамбле песни и пляски НОАК, где она делится с молодыми артистами искусством вокала, сценического мастерства и, главное, любовью к национальному искусству. Ее приказы в академии выполняются беспрекословно – ведь Пэн Лиюань за 33 года дослужилась до воинского звания генерал-майор!
Новая, более спокойная жизнь в Пекине позволила Пэн Лиюань уделять больше внимания дочери и мужу. Быстро подросшая юная красавица Си Минцзэ старалась во всем подражать любимой матери и однажды увязалась за ней в очень неспокойное место. 12 мая 2008 года в уезде Вэньчуань провинции Сычуань произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизнь 90 тыс. человек и причинившее ужасные разрушения. В район бедствия были переброшены спасатели и воинские части, туда прибыли руководители государства и популярные деятели искусств. Среди них была Пэн Лиюань, а Си Минцзэ вошла в корпус волонтеров и семь дней оказывала посильную помощь профессионалам в эпицентре стихийного бедствия. Позже девушка по примеру десятков тысяч молодых китайцев уехала учиться в США. Она поступила в престижный Гарвардский университет и училась в нем до того, как отец стал руководителем всего Китая.
Что касается мужа, то он стал бывать дома чаще, но не намного. Инспекционные поездки по стране, ознакомительные визиты за границу ограничивали пребывание в Пекине. «Отсутствие нормальной семейной жизни – это самая большая цена, которую мой муж платит за свое положение в обществе», – признавалась Пэн Лиюань. В интервью телевидению она перечислила традиционные блюда провинции Шаньдун, своей малой родины, которые готовит мужу и дочери: лапша из пшеничной муки, жареные овощи, пшеничные лепешки. Известно также, что сам Си Цзиньпин умеет и любит лепить пельмени. Любит он и слегка выпить под пельмени… Так что нечастые семейные трапезы проходят на высоком уровне!
Из самых влиятельных
Красота, изящество, искусство держать себя в любом обществе, умение подбирать наряды важны для жены любого политического деятеля. Эти таланты Пэн Лиюань, отточенные десятилетиями сценической карьеры, в полной мере пригодились после того, как муж стал «красным императором». В ноябре 2012 года он был избран генеральным секретарем ЦК КПК, а в марте 2013 года – председателем КНР. Уже через несколько дней, 22–23 марта, председатель КНР нанес свой первый зарубежный визит в новом качестве. Поездка в Россию стала также премьерой нового международного стиля китайской одежды, разработанного по инициативе «первой леди Китая».
Как китаевед я сразу обратил внимание на необычные наряды, которые были на ней. Начиная с трапа самолета и до приема в Кремле, от ответного банкета в китайском посольстве до встречи с артистами Ансамбля имени Александрова на Пэн Лиюань были костюмы в целом европейские, но с традиционными китайскими элементами. Это было очень гармонично, изящно и слегка экзотично. Мои ощущения подтвердили жена-китаевед и ее подруги. Они сразу начали живо обсуждать наряды «императрицы китайской песни»: короткие жакеты в стиле эпохи Тан; изысканные современные варианты унаследованных от маньчжуров платьев-ципао с разрезами по бокам; традиционные для китайского костюма воротники-стойки; вытканные орнаменты на шелке и узоры-принты на хлопке в стиле южнокитайских малых народов. Женщины были единодушны: в мировую моду ворвалось новое мощное течение.
В самом Китае новый стиль, опробованный Пэн Лиюань в поездке в Москву, а затем развитый во время других визитов, стал главной темой женских журналов, публикующих фотоочерки, выкройки, описания материалов, интервью с критиками моды и главным модельером «первой леди», молодой женщиной по имени Ма Кэ. Ткани и красители, по ее словам, выбираются только натуральные, экологически чистые, все изделия неповторимы и шьются вручную.
«Стиль Лиюань» был замечен и за пределами Поднебесной. Уже в августе 2013 года американский журнал «Вэнити фэйр» назвал Пэн Лиюань иконой моды наряду с Кейт Миддлтон, герцогиней Кембриджской, женой английского принца Уильяма. Другой журнал, Forbes, включил Пэн Лиюань в рейтинг самых влиятельных женщин мира наряду с Ангелой Меркель, Мишель Обамой, королевой Елизаветой II и другими знаменитостями. У меня же, честно говоря, скорее возникают параллели с еще одной первой леди Китая – Сунн Мэйлин. Она была дочерью миллионера и уроженкой Шанхая, центра китайской моды 20–40-х годов. Став четвертой женой руководителя партии Гоминьдан и лидера Китайской Республики Чан Кайши, она почти всегда носила китайские костюмы, делая исключение только для меховых шуб. Миниатюрная красавица, прозванная Снежной королевой, заботилась не только о собственных нарядах – под ее руководством было сшито 2 млн комплектов зимнего обмундирования для китайских солдат, сражавшихся с японцами в годы Антияпонской войны китайского народа (1931–1945).
«Фея пионов», как иногда называют в Китае Пэн Лиюань, пока не занялась формой Народно-освободительной армии Китая. (Любимый в Китае цветок особо почитается и ассоциируется с символикой императоров, олицетворяет красоту и чувственность.) Но вот нарядить участников пекинского саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и их жен в ноябре 2014 года ей удалось. По традиции принимающая страна готовит сюрприз в виде костюмов в своем национальном стиле. По сведениям из «обычно хорошо информированных источников», именно «первая леди Поднебесной» выбирала мужские и женские фасоны, а также цветовую гамму. Мужчинам предложили шелковые куртки со стоячими воротниками в стиле династии Тан, а дамы облачились в платья с элементами ципао. Основными цветами были темно-бирюзовый, темно-сиреневый, коричневый и бордо.
Похоже, сойдя с большой сцены, но утвердившись в роли первой леди Китая, Пэн Лиюань обрела второе дыхание. Она изящно оттеняет своего внушительного мужа. Она знакомит мир с одним из чудес китайской цивилизации – национальным костюмом. В общем, «императрица китайской песни», самая красивая составляющая «мягкой силы» Поднебесной…