0
6494
Газета Идеи и люди Интернет-версия

30.01.2015 00:01:00

Дешевая нефть затмила инвесторам свет Солнца

Алексей Носков

Об авторе: Алексей Юрьевич Носков – независимый журналист.

Тэги: гелиоэлектростанция, солнечная электростанция


гелиоэлектростанция, солнечная электростанция Фото Reuters

Международный консорциум Desertec, который планировал построить крупнейшую в мире солнечную электростанцию в Сахаре потерял 17 учредителей из 20. Это событие ставит под вопрос саму возможность реализации грандиозной по своим масштабам идеи, значение которой сравнивалось европейскими специалистами с высадкой человека на Луну.

История проекта уходит в далекий 1986 год, когда ужасные последствия чернобыльской катастрофы заставили ученых задуматься о поиске более безопасных способов производства энергии. Тогда германский ученый Герхард Книес, проанализировав солнечный потенциал Сахары, сделал вывод, что в течение шести месяцев эта пустыня получает больше энергии от Солнца, чем потребляется человечеством в течение года.

Исследования продолжались около 20 лет. В 2003 году по инициативе Книеса Римский клуб совместно с Национальным исследовательским центром энергетики Иордании основали  «Сотрудничество Средиземноморья по возобновляемой энергии». В январе 2009 года этот орган  был преобразован в Desertec Foundation – некоммерческую организацию, работающую с целью оказания помощи ученым, политическим деятелям и экономистам в странах Средиземноморья, которые занимаются развитием идеи Desertec.

Реализация проекта должна была обеспечиваться консорциумом Dii, созданным в том же году. В него вошли 20 организаций-акционеров, в том числе американская First Solar, итальянская Terna, германские Deutsche Bank, Schott AG, и др. Штаб-квартира консорциума расположена в Мюнхене. Предполагалось, что по завершении проекта к 2050 году мощность построенных солнечных и ветряных станций составит более 100 ГВт, что способно обеспечить от 15 до 20% потребности электроэнергии Европы. Планируемый объем инвестирования был обозначен в 400 млрд евро.

В ноябре 2011 года на конференции Dii в Каире было принято окончательное решение о реализации первой фазы проекта – возведении сети солнечных электростанций в марокканском городе Уарзазат мощностью 500 МВт и стоимостью 2 млрд евро, а в мае 2013 года ее строительство было начато силами саудовской ACWAPower. Финансировать проект путем кредитования взялись Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк, Африканский банк развития.

Однако до настоящего времени это осталось единственным практическим достижением проекта. Интерес к идее 

Desertec вскоре начал угасать. Уже в 2014 году европейские инвесторы сообщили об отказе инвестировать в марокканские проекты, официально сославшись на сложную военно-политическую обстановку в стране, а в октябре 2014 года 17 из 20 учредителей покинули консорциум, который стал состоять только из трех членов:  RWE  (Германия),  ACWA Power  (Саудовская Аравия),  State Gird  (Китай).

Главная причина этого кроется в низкой привлекательности такого способа производства энергии с точки зрения потенциальной рентабельности. Конечно, солнечная энергетика в последние десятилетия сделала большой рывок в развитии. Себестоимость производства такого типа энергии за 40 лет радикально снизилась, достигнув показателя 0,21 долл. за кВт/ч (правда, таких успехов в настоящее время смогла достичь лишь американская компания First Solar). Но и эти цены в несколько раз превышают аналогичные показатели электроэнергии, произведенной из других источников (газ, уголь, ядерное топливо), уступая даже показателям ветряной электроэнергии.

Сектор гелиоэнергетики развивается в странах Европы, а в последние годы в Китае и некоторых странах Азии, но там это стало возможным во многом благодаря более значительной государственной поддержке (например, в Германии до недавнего времени правительство компенсировало производителям до 70% понесенных затрат). Кроме того, инвестиции в солнечную энергетику в европейских странах обуславливались в основном экологическими соображениями и желанием снизить зависимость от поставщиков минеральных ресурсов, в том числе от России. Но даже это не перевешивает часу весов в пользу Desertec, и европейские правительства отказались принимать участие в его финансировании, предоставив это частным инвесторам, что в значительной степени охладило их пыл. А снижение цен на нефть, ставшее в конце 2014 года уверенной тенденцией, и вовсе отодвинуло реализацию идеи Desertec на неопределенный срок.

Строительство станции в Марокко продолжается, и планируется сооружение новых мощностей, однако они должны обеспечивать лишь внутренние потребности страны и с Desertec связаны не будут. Причина такого внимания к возобновляемой энергетике со стороны марокканских властей – почти полное отсутствие собственных энергоносителей на фоне высоких темпов внутреннего роста спроса на энергию.

Что же касается перспектив самого проекта и в целом сектора производства солнечной энергии, то они зависят от ряда факторов, в первую очередь – от  развития технологий в ближайшие годы. Многие аналитики сходятся во мнении, что себестоимость производства солнечной электроэнергии должна сравняться с показателями газовой и даже ядерной энергетики в течение последующих 10–15 лет. Однако снижение цен на нефть, безусловно, не способствует развитию сектора. Интерес к проекту Desertec может вернуться только через несколько лет, если удастся снизить его себестоимость, а высокие цены на традиционные энергоносители будут сочетаться со стабильной военно-политической обстановкой в Северной Африке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
672
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
438
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
276
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
393

Другие новости