Генеральный директор делает все, чтобы корпорация выстояла.
Несколько дней назад в Москве прошло итоговое собрание руководителей предприятий ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (НПК УВЗ). Машиностроительный гигант, уже многие годы стоящий во главе отечественных создателей бронетехники и опережающий многих мировых производителей, еще раз подтвердил свое намерение и дальше двигаться вперед по пути укрепления обороноспособности России и вне зависимости от каких-либо кризисов не терять, а наращивать темпы производства, укреплять и расширять свой сектор мирового рынка вооружений.
Итоги и задачи
Выступивший на собрании генеральный директор корпорации УВЗ Олег Сиенко заявил, что, несмотря на сложные экономические условия и трудности, которые в настоящее время испытывает отечественный оборонно-промышленный комплекс (ОПК), более 90% предприятий возглавляемой им интегрированной структуры закончили год с положительными показателями, в том числе и по чистой прибыли. Он также отметил, что в целом, несмотря ни на что, вот уже пятый раз подряд корпорации удается так эффективно работать.
Гендиректор отметил масштабную работу корпорации по выполнению государственного оборонного заказа (ГОЗ), объем которого в этом году составил 54,4 млрд руб., что в 2,7 раза больше, чем в предыдущем. По его словам, всего в войска было поставлено более 1500 единиц новой и модернизированной военной техники. Сиенко также подчеркнул, что в 2014 году корпорация исполнила контракты по экспорту своей продукции на общую сумму более 90 млрд руб.
Глава корпорации сформулировал и задачи, решение которых должны обеспечить руководители предприятий концерна в 2015 году. Он сказал: «Одним из приоритетов в сегодняшних условиях становится увеличение экспорта, в том числе и гражданской продукции». Гендиректор подчеркнул, что «кризисное время – это не только новые вызовы, но и новые возможности», и призвал руководителей предприятий корпорации сосредоточиться на безусловном выполнении ГОЗ, на создании новых изделий, на снижении издержек и на расширении внутренней кооперации.
Отчет о деятельности корпорации представил первый заместитель гендиректора Юрий Бодяев. В своем докладе о работе УВЗ в 2014 году он отметил, что ожидаемые основные финансово-экономические показатели при окончательном подсчете их уровня должны составить по выручке 135,1 млрд руб., по прибыли от продаж – 5,8 млрд, а чистая прибыль будет равна, как и планировалось, 663 млн руб.
Вчера, сегодня, завтра
В настоящее время в ОАО НПК УВЗ входит более 40 промышленных предприятий, КБ и НИИ, расположенных в пяти федеральных округах России и за рубежом. Их объединение началось в первые годы третьего тысячелетия по инициативе нижнетагильского Уралвагонзавода, который стал головным предприятием этого машиностроительного комплекса.
Корпорация была сформирована в соответствии с указом президента Российской Федерации от 31 августа 2007 года. Вошедшие в ее состав предприятия имеют большой опыт тесной кооперации. Члены корпорации считают, что их объединение стало абсолютно логичным и оправданным шагом, поскольку практически все разработчики бронетехники и производители оборудования и комплектующих изделий, имея большой опыт взаимодействия, стали работать в рамках одной научно-производственной структуры.
Сегодня корпорация не стоит на месте и продолжает развивать свою структуру. В ее состав вошли и продолжают входить до сих пор все новые участники. В рамках корпорации сформированы соответствующие дивизионы. Правда, это деление носит несколько условный характер, поскольку входящие в них предприятия имеют многофункциональный профиль. На их промышленных площадках действуют производства как гражданского, так и военного назначения. Корпорация состоит из четырех дивизионов: железнодорожного, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, техники и оборудования для добывающей и энергетической промышленности и спецтехники. Выпуск изделий военного назначения является главным направлением деятельности УВЗ.
На протяжении последних лет НПК УВЗ активно ведет разработку ВВТ нового поколения. Она входит в сотню крупнейших военно-промышленных компаний мира и является единственным отечественным производителем, способным серийно выпускать танки и боевые машины, и одним из основных исполнителей федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».
Производственные мощности НПК УВЗ позволяют ежегодно производить 1,5 тыс. танков Т-90 и Т-90С (экспортный вариант). Кроме того, корпорация производит боевые машины разминирования БМР-3М, инженерные машины разграждения ИМР-3М, боевые ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1 и БРЭМ-1М, танковые мостоукладчики МТУ-72 и танковые бульдозеры-снегоочистители ТБС-86. Она также осуществляет модернизацию танков Т-72. В настоящее время корпорация досрочно выполнила заказ МО на будущий год и передала в войска 140 этих танков. Т-72 производился с 1973 года и стал самым массовым основным боевым танком своего поколения. Модернизированная версия этого танка Т-72Б3 начала поставляться в ВС в 2012 году. А с 2014 года на них устанавливается новый двигатель, мощность которого составляет 1,13 тыс. л.с.
Как сообщил прессе замдиректора Уралвагонзавода по спецтехнике Вячеслав Халитов, в этом году ГОЗ для предприятий корпорации вырос в 2,5 раза, и до его окончания в войска будет отгружено свыше 1,5 тыс. единиц боевой и вспомогательной техники. Он отметил, что успешное выполнение ГОЗ стало возможным во многом благодаря установлению эффективных кооперационных связей между предприятиями дивизиона спецтехники УВЗ, а реализация и большое количество экспортных контрактов в очередной раз стали подтверждением того факта, что боевая техника УВЗ по-прежнему востребована в мире.
Сервисное обслуживание
В настоящее время УВЗ расширяет сеть сервисного обслуживания военной техники. Такая задача была сформулирована в указе президента РФ от 24.01.2013 года № 128-Пр. В соответствии с этим указом МО Минпромторг и Минэкономразвития приняли решение о передаче корпорации УВЗ функций единоличного исполнительного органа восьми бронетанковых ремонтных заводов (БТРЗ) ОАО «Спецремонт». Эти предприятия, общая численность работников в которых составляет несколько тысяч человек, расположены в разных регионах страны. На современном этапе проводятся корпоративные процедуры по приему в ведение УВЗ указанных предприятий. Это является подготовительным этапом к подписанию договоров на сопровождение военной техники в течение всего жизненного цикла.
Следует также отметить, что МО прорабатывает вопрос о подписании контрактов с производителями ВВТ на сопровождение своих изделий на всех фазах их жизненного цикла, то есть начиная с разработки и до утилизации. Кроме того, МО провело работы по восстановлению войсковых ремонтных структур, которые будут осуществлять несложные виды технического обслуживания и ремонта ВВТ.
В настоящее время корпорация проводит мероприятия по созданию на базе восьми ремонтных заводов и пяти промышленных предприятий сети сервисных центров. Целью ее развертывания является приближение обслуживающих структур к местам сосредоточения бронетанковой и инженерной техники. Это позволит сократить время ее доставки в ремонтные мастерские и возвращения к местам дислокации. Такой подход приведет к существенному снижению транспортных расходов, а также даст возможность обеспечивать потребности войсковых ремонтных подразделений в запасных частях, узлах и агрегатах.
Крайне важно отметить, что интеграция ремонтных заводов в структуру УВЗ позволит эффективно осуществлять техническое сопровождение всей номенклатуры военной техники, выпускаемой корпорацией на всех фазах жизненного цикла изделий.
Танковый биатлон
Оценки ТТХ современной бронетанковой техники РФ и ее сравнение с аналогичными зарубежными образцами происходит не только в аналитических центрах КБ, в процессе заводских и полигонных испытаний и при проведении боевых учений, но и в специальных соревнованиях, получивших название «танковый биатлон». По некоторым сообщениям источников в МО РФ, идея учреждения этого довольно необычного состязания принадлежит министру обороны Сергею Шойгу. Однако на самом деле практика проведения состязаний танковых экипажей имеет гораздо более длительную историю. Аналогичные соревнования танкистов стран НАТО на Приз армии Канады проводились с 1963 по 1991 год в Западной Германии. В конце 70-х годов прошлого века на одном из полигонов, расположенном в Краснодарском крае, стрельба из танков на «танковой директрисе» называлась биатлоном.
Первый чемпионат мира по танковому биатлону прошел на полигоне в подмосковном поселке Алабино в августе прошлого года. В нем приняли участие экипажи из России, Армении, Белоруссии и Казахстана. Армии этих стран оснащены танками Т-72, изготовленными на УВЗ. Танкисты выполняли задания на скорость и точность попадания в цель. Российский экипаж занял 1-е место. Второй стала команда Казахстана. Экипажи Белоруссии и Армении заняли 3-е и 4-е места.
С 4 по 16 августа этого года в том же Алабине состоялся Танковый биатлон-2014. В состязании участвовали команды из 12 стран, 11 из них соревновались на танках Т-72Б3. Генеральным спонсором этих международных соревнований была НПК «Уралвагонзавод». Первое место в этом чемпионате опять заняла сборная команда РФ.
Танки «Уралвагонзавода» – лидеры международного биатлона. Фото пресс-службы НПК УВЗ |
Вместе с министром обороны Сергеем Шойгу и губернатором Московской области Андреем Воробьёвым гендиректор УВЗ Олег Сиенко участвовал в церемонии закрытия танкового биатлона-2014, которая состоялась после завершения эстафеты 16 августа. Он поздравил победителей и в качестве награды от УВЗ вручил каждому члену экипажа ключи от автомобилей УАЗ «Патриот».
Подготовка к данному соревнованию, на которую в Нижний Тагил прибыли 16 лучших танковых экипажей из всех военных округов России, проходила на базе УВЗ. Контрактники из Новгородской, Мурманской, Челябинской областей, Чеченской Республики и Забайкалья в течение двух недель обучались на Уралвагонзаводе. Они изучали танк Т-72Б3, на котором и решали конкурсные задачи. От серийной модели этого танка, которая состоит на вооружении российских войск, Т-72Б3 отличается целым комплексом модернизаций, которым подверглись практически все системы боевой машины.
На первом этапе танкисты изучали теорию, связанную с модернизацией Т-72. На втором они углубили свои теоретические знания в механосборочном цехе УВЗ, на танковом конвейере, в процессе общения со специалистами по связи, по эксплуатации двигателя и другим системам и узлам. Свои рекомендации по управлению танком им давали испытатели боевых машин предприятия. Они помогали танкистам и на практических занятиях, которые проходили на полигоне «Старатель».
Кроме того, специалисты УВЗ совместно с МО РФ участвовали в организации и проведении финальных этапов, осуществляя подготовительную работу спецтехники непосредственно на полигоне. Все участники биатлона отметили высокий уровень технического сопровождения УВЗ. В частности, Алексей Трегуб, начальник 2-го управления Главного управления боевой подготовки вооруженных сил Республики Беларусь, сказал: «Техническое сопровождение осуществляли специалисты Уралвагонзавода. Хочу отметить хороший уровень их подготовки. Все возникающие вопросы решались положительно».
Первый заместитель министра обороны, генерал армии Аркадий Бахин в своем письме на имя генерального директора УВЗ благодарил весь коллектив корпорации и лично Олега Сиенко «за поддержку и активное участие в подготовке и обеспечении проведения чемпионата мира «Танковый биатлон-2014». В нем также отмечено, что руководство МО высоко ценит вклад УВЗ в популяризацию танкового биатлона как военно-прикладного вида спорта.
Выставки и парад
Руководители Уралвагонзавода хорошо понимают роль выставок в продвижении своей продукции на мировые рынки вооружений и поэтому уделяют большое внимание этому направлению своей деятельности. Особое значение придается раз в два года проводимой на полигоне «Старатель» Нижнетагильского института испытания металлов (НТИИМ) международной выставке вооружений, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo. Эта выставка, в которой участвуют представители военных ведомств десятков государств, и прежде всего министры обороны и начальники генеральных штабов, позволяет производителям демонстрировать все ТТХ своей продукции, осуществлять прицельный огонь по мишеням различного уровня сложности и производить оценку показателей работы своих изделий в реальном масштабе времени. В прошлом году ее участниками стали более 400 экспонентов и представители военных структур более 45 стран.
В сентябре будущего года эта выставка в десятый раз будет проходить в течение четырех дней с 9 по 12 сентября. Устроителями выставки будут ООО «Бизнес Диалог» и ФПК «НТИИМ». Общее руководство ее подготовкой и работой будет осуществлять «НПК «Уралвагонзавод».
В программу включена демонстрация огневой мощи и скоростных характеристик бронетанковой техники, машин технического обеспечения и инженерного вооружения, средств ближнего боя и стрелкового оружия. Кроме этого, планируется показ развертывания и боевого применения зенитно-ракетных комплексов, авиационных средств поражения, групповой пилотаж самолетов с элементами воздушного боя и многое другое.
Корпорация не только активно участвует и во многих других международных выставках, но и готовится продемонстрировать миру свои новые достижения на юбилейном параде, который в ознаменование 70-летия Победы над фашистскими захватчиками будет проводиться в будущем году.
Весной этого года генеральный директор УВЗ сообщил, что такие новейшие разработки корпорации, как самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ» и танк «Армата», прямо с конвейера отправятся на Красную площадь и будут участвовать в Параде Победы.
В настоящее время УВЗ со значительным опережением ведет работу по созданию новой гусеничной платформы «Армата» для ВС РФ. По словам Сиенко, платформа проходит ходовые испытания, а на ее базе уже спроектированы танк, боевая машина пехоты и инженерная машина. Он также сообщил, что разработчикам удалось создать принципиально новые двигатели с X-образной компоновкой. «Самым больным местом раньше была возможность быстрой смены двигателя, мы этого добились. И сейчас у любого типа машин двигатель можно поменять за 40 минут. А скорости, которые с помощью этого двигателя можно достигнуть, высокие даже для колесных машин. Сейчас они испытываются на стенде и подтверждают свои характеристики. Мы подготовили новое производство для их изготовления», – сказал гендиректор.
Судя по всему, НПК УВЗ, которой, как и другим предприятиям отечественного ОПК, в течение ближайших лет придется бороться с негативными последствиями экономического кризиса, может выстоять в новой обстановке. Слава богу, опыт у нее уже есть.