Sol omnibus lucet, то бишь «Солнце светит всем», любил говорить двуличный римлянин Петроний. Светит-то оно действительно всем. Но некоторых, неосторожных, ослепляет. В этом контексте имеет смысл подытожить год, изменивший отношения между украинским и российским народами. Отбросить эмоции и субъективизм и поговорить о будущем начистоту.
2014-й стал для нас всех кровавым годом. Он принес трагедии в украинские семьи – более 10 тыс. человек погибли или стали инвалидами вследствие войны (не говоря уже о вынужденных переселенцах, пострадавших от артиллерийских обстрелов, от холода и голода). Но беда не обошла стороной и россиян, которые пока еще в большинстве своем живут в другой реальности. Некоторые уже потеряли родных и близких, многие на долгие годы разорвали отношения с родственниками и друзьями, живущими по ту сторону границы. А значительная часть к концу года убедилась, что расширение жизненного пространства не обязательно сулит золотой песок каждому, кто еще весной приветствовал установление новых границ.
Украинскому обществу уходящий год принес поистине уникальные перемены.
Во-первых, народ демонстрирует невиданную сплоченность и фантастическую готовность бороться за целостность своей страны, за независимость своей родины. Кто не верит, пусть подумает о цифрах и фактах. В считаные недели самостоятельно (с минимальной поддержкой власти) в строй встали 32 добровольческих батальона. С нуля создана Нацгвардия, тысячи людей осознанно пополнили ряды армейских подразделений. Ослабленные государственные институты не справились с задачей логистического обеспечения сил обороны, но в зону боевых действий потянулись караваны волонтеров…
Я знаю учительницу, которая почти ежедневно носит картошку в госпиталь (у нее больше ничего нет), и знаю главу правления крупного банка, который лично контролировал закупку современных снайперских комплексов. Знаю полковника, который служит в Минобороны Украины, а все свободное время занимается обеспечением подразделения спецназа: он так вник в детали, что со знанием дела покупает от импортного белья до невесомых шелковых мешочков для отстрелянных гильз. Конечно, не весь народ поднялся на борьбу, но пережидающие – в явном меньшинстве. С народом, который так сплотился, трудно воевать, даже имея высокоточные ракеты и вполне современные самолеты.
Во-вторых, Россия в течение одного только года для подавляющего большинства украинцев из братского государства превратилась во враждебное. Если образ украинца-недруга в России отчетливо сформировался еще в 2008 году (когда команда Ющенко поставила задачу сближения с НАТО, а российская сторона активно этому противодействовала), то украинцы, напротив, сформировали традицию позитивного восприятия россиян.
Эта традиция ныне в руинах. Былой пацифизм сменился яростью и ожесточенностью. Автор этих строк в сентябре 2009 года пришел к выводу, что одна из главных проблем украинцев – пацифизм. О том, почему это опасно и чем угрожает, было сказано в публикации в газете «Зеркало недели» (www.zn.ua/1000/1550/67168/). Сегодня миролюбия нет и в помине. Россию воспринимают если не как врага, то как противника.
В-третьих, силы обороны Украины очень быстро учатся воевать. Осенью начали действовать спецназ, диверсионные группы (причем весьма высокой квалификации – школа-то одна). Заработала оборонная промышленность, которая по ряду направлений очень сильна (высокоточные средства поражения ближнего действия, системы защиты от высокоточного оружия, радары ближнего обнаружения и целеуказания, легкая бронетехника и танки).
К этому следует добавить: как только Вашингтон решится, оружие и технология хлынут в Украину из доброго десятка стран. Одна из важнейших вех в организации западного противодействия России пройдена 11 декабря. Сенат США принял проект «Акт в поддержку свободы в Украине» (S. 2828), а Палата представителей в ускоренном режиме утвердила законопроект «О введении санкций по отношению к Российской Федерации и обеспечении дополнительной помощи Украине, а также для других целей» (H.R. 5859). Это результат длительной трансформации восприятия происходящего.
В-четвертых, лишь небольшой процент жителей Украины сегодня сомневается в том, кто наступает со стороны Донбасса. Разумеется, и отдавая дань объективности, это следует отметить, 3–5% населения (как правило, жители восточных регионов) верят в созданные стереотипы хунты и бандеровцев. А те, кто переезжает с территории Донбасса в другие части страны в качестве переселенцев, как правило, меняют свою точку зрения на происходящее. Вчерашние сепаратисты превращаются в поборников целостности Украины.
Остальные просто помалкивают, что тоже показательно: их сдерживают не правоохранительные органы, а само возмужавшее общество. Для большей части населения Украины сомнений нет: люди уверены, что войну с Украиной ведет Кремль, используя боевиков-наемников, местных сепаратистов и частично военнослужащих из регулярных частей ВС РФ. По оценкам Центра исследования армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР), примерно 50% боевых единиц так называемых ДНР и ЛНР составляют наемники из различных регионов России, не менее 30–40% – кадровые представители подразделений ВС РФ, и только 10–20% – местные.
С начала 2014 года в Украину не пустили 14,5 тыс. россиян, запретили десятки кинофильмов. Это – лишь начало. На очереди запрет на ввоз печатной продукции, ужесточение информационной политики в отношении СМИ с российскими корнями, разделенная культура, разведенный шоу-бизнес и т.д.
Именно Кремль подтолкнул Украину навсегда порвать с советским прошлым. У украинцев сегодня уже нет веры в возрождение отношений с Россией. Умерла любовь, погребено доверие. Зато появилась повсеместная готовность вкладывать ресурсы в ракеты и во все остальное, что станет впоследствии фактором сдерживания. Есть желание вместо обслуживания российских РВСН производить ракеты-мишени для национальной ПРО США. В виде компенсации потерянных контрактов. Есть намерение не в Ульяновске производить совместный Ан-124, а дать новую жизнь «Руслану» (да и Ан-70 тоже) с западными партнерами. Закупать ядерное топливо не в России, а в США.
Это только штрихи, но так выстраивается ситуация по всему спектру политики, экономики, культуры.
А еще есть растущее желание создать из Украины славянский Тайвань. Тем более компании Запада заявляют о готовности вооружать Украину. Подписан контракт с американской ATN Corporation (ведущий разработчик и производитель приборов ночного видения и тепловизоров). Есть соглашение с французской промышленной группой Thales Group на поставку современного высокотехнологичного военного оборудования. На прошлой неделе американская компания Barrett Firearms Manufacturing, занимающаяся производством крупнокалиберных снайперских винтовок, оптических приборов и боеприпасов, заключила сделку в интересах Украины.
Теперь – о главном. О том, кому и что эта кровавая игра принесет. В то время, когда качели достигли пиковых точек, есть смысл подумать о будущем.
Да, часть Украины в руинах. Но по закону причины и следствия война гремит именно там, где были размыты самоидентификация, высокая концентрация советских символов и сомнительное понимание национальных ценностей.
Предложив этой части Украины новые идеи и цели, что в итоге получит Россия? За что воюют в Донбассе россияне? Кто выиграет от того, что былой славянской дружбе грозит «замораживание», если не «вечная мерзлота»? По меньшей мере поколение, которое сейчас получает паспорта, не будет ориентироваться на Россию ни в бизнесе, ни в культурных ценностях, ни в формировании будущего.