У Ханса-Георга Вика за плечами опыт европейского дипломата и политика, внимательного наблюдателя последних советских лет и первых постсоветских. Фото с сайта www.osce.org
Для того чтобы понять наше мировосприятие сегодняшней России, необходимо вспомнить советскую политику конца 80-х годов.
В свое время генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов представил партии мрачную геополитическую и экономическую картину. СССР проиграл идеологическую битву Западу в странах Восточной Европы. США вырвались далеко вперед в военной, научной и других сферах. Ситуацию усугубляло улучшение отношений между Америкой и Китаем.
В период своего короткого пребывания на посту генсека Андропов сделал первые шаги по улучшению отношений с Америкой. По широко распространенному мнению, именно Андропов поддержал Михаила Горбачева, которого в КПСС считали одним из самых перспективных молодых коммунистов. Избранный в марте 1985 года генеральным секретарем, Горбачев инициировал принятие новой внешнеполитической доктрины. Фактически она означала отрицание главного коммунистического тезиса о неизбежном крахе западной политической и экономической системы.
Усилия Горбачева, пытавшегося реанимировать умирающую советскую экономику и ослабившего хватку режима, привели к существенному улучшению отношений с Западом. Холодная война закончилась, а страна постепенно прощалась с авторитаризмом.
Однако в 1991 году происходящее привело к распаду и самого Советского Союза, который постепенно лишился 15 союзных республик. Все они были признаны международным сообществом независимыми. В обмен на вывод ядерного оружия из Казахстана, Белоруссии и Украины Россия, США и Великобритания соглашением гарантировали территориальную целостность этих государств. Принадлежность Крыма Украине на тот период также никем не оспаривалась.
В случае нарушения соглашения Организация Объединенных Наций была обязана действовать немедленно. В то же время членство в ООН, а также в Совете Европы включает в себя обязательство решать двусторонние конфликты мирными средствами.
На этом фоне стоит лишний раз подчеркнуть, что, несмотря на неготовность Кремля идти на прямой конфликт с США, процесс трансформации России в развитое демократическое государство застопорился. Реформы 90-х, которые привели к резкому падению уровня жизни россиян, подорвали доверие к демократической форме правления как таковой. Резкий рост цен на нефть и газ в конце 90-х – начале нулевых постепенно начал освобождать российскую экономику от кризиса 1998 года. Одновременно новая власть дистанцировалась от европейской системы ценностей, и, что хуже, вернулась к авторитарной системе управления, полностью лишив независимости судебную систему и добившись нездоровой взаимозависимости между политикой и экономикой.
Одновременно Кремль начал укреплять связи с другими государствами – преемниками Советского Союза, руководствуясь концепцией единого евразийского экономического пространства (ЕврАзЭС).
На нынешнем этапе в Таможенный союз, где уже состоят Россия, Казахстан и Белоруссия, предполагалось включить Украину. Решение Киева об ассоциации с ЕС, принятое в ноябре 2013 года, вызвало жесткую ответную реакцию Москвы, по-видимому, вынудившей президента Виктора Януковича отменить соглашение.
Это в итоге и привело к протестам на майдане политических сил, стремящихся к тесным отношениям с Европейским союзом. За майданом последовали аннексия Россией Крыма и поддержка сепаратистов на юго-востоке Украины. Счет погибших солдат и гражданских лиц идет на тысячи. Даже после перемирия, подписанного в Минске, вмешательство со стороны Москвы продолжается, хотя официально Кремль отрицает наличие российских войск в Украине.
Санкции, которыми ответил Запад, влекут за собой существенные последствия для российской экономики в дополнение к снижению доходов из-за снижения цен на нефть.
Существенны и геополитические последствия. В Европе опасаются, что Россия оставляет за собой право на вмешательство, в том числе и военное, во внутренние дела всех стран бывшего советского блока. Страдает и гражданское общество внутри России. Полное отрицание западной системы ценностей, к чему призывают некоторые российские политики, напоминает Европе о советской машине пропаганды, которая много лет боролась против так называемого капиталистического мира.
Очевидно и другое: руководство России создало для себя фантом врага – в лице воинственных Соединенных Штатов и Европейского союза. Создало лишь для того, чтобы оправдать свои агрессивные действия против Украины. Однако этот ложный образ Запада может привести к фатальным последствиям для самого Кремля.
Самое важное сейчас – избавиться от иллюзий о врагах, якобы окружающих Кремль. Идеология, которую власти насаждают в российском обществе, уже привела к разрушению Советского Союза, что обернулось катастрофическим падением уровня жизни населения. Похоже, что и сейчас Кремль исключает строительство в России открытого общества европейского формата – чтобы оно не стало «инструментом в руках американской гегемонии».
Больше всего из-за этого пострадает не Запад, а креативный и культурный потенциал граждан самой России. Они вполне способны и готовы избрать на свободных и честных выборах власть, заслуживающую доверия. Власть, которая сможет развивать политическую систему, рыночную экономику и независимую судебную систему, так необходимые для процветания России.