Промышленно-инновационный парк инвестиционно-промышленной группы Vi Holding в городе Гуньи. Фото предоставлено пресс-службой Vi Holding
Выступая накануне на международном экономическом форуме «Россия – вперед!», президент РФ Владимир Путин в очередной раз отдельно затронул вопросы российско-китайского сотрудничества. По его мнению, сотрудничество со странами Азии, в первую очередь с Китаем, является для нашей страны наиболее перспективным.
Владимир Путин считает, что экономический рост Китая следует использовать для развития экономик других стран. «Россия также думает об этом. И думает не вчера, не в связи с санкциями и ограничениями политического характера», – подчеркнул Путин. Такого рода заявления от первых лиц нашей страны звучат уже не впервые.
И эта их настойчивость, как представляется, продиктована не просто желанием продекларировать какие-то очевидные всем процессы, но и в целом – обозначить новый фундаментальный вектор во внешнеэкономической политике России, которого будут в дальнейшем придерживаться все без исключения стороны.
Сегодня уже можно констатировать, что на протяжении многих лет российский бизнес вынужден был, за редкими исключениями, действовать на внешних рынках самостоятельно, на свой страх и риск. В особо сложный для истории нашей страны период 90-х годов российское государство вообще не интересовалось, кто, чем и на каких условиях занят за пределами его границ. Прежние, установившиеся в советские годы экономические связи рушились, на смену им приходила тревожная неопределенность. Это объективно усложняло перспективное планирование, заставляло отказываться от долгосрочных проектов, зачастую провоцировало российский бизнес на различные злоупотребления и «запрещенные приемы», не повышавшие доверия к нему за рубежом.
Президент Vi Holding Виталий Мащицкий. |
Совершенно иначе вела себя на перспективных рынках Китайская Народная Республика. В силу особенностей экономической и политической модели инвестиции крупного китайского бизнеса в зарубежные проекты все это время проходили под доброжелательным контролем, в условиях квалифицированной государственной помощи и поддержки. В итоге объем стратегических инвестиций КНР в страны Африки и Латинской Америки сегодня в разы превышает не просто российский, но по некоторым направлениям уже и старый советский уровень.
Недавние новости из Кремля и Белого дома позволяют надеяться на то, что успешный китайский опыт на перспективных развивающихся рынках наконец-то внимательно изучен и частично будет принят на вооружение нашей страной. В том числе и в рамках двусторонних экономических контактов Россия–Китай. Российское государство явно берет курс на более тщательное и последовательное отстаивание интересов отечественного бизнеса на международной арене. Взамен оно потребует от него повышенной ответственности за свои шаги, предложит задумываться не только о персональной сиюминутной выгоде, но и о международном престиже страны. Такая политика, как представляется, сделает возможными масштабные проекты, для реализации которых в прежних условиях у российских бизнесменов зачастую не хватало даже не ресурсов, а скорее уверенности.
Вполне логично, что локомотивами этого нового веяния становятся крупные компании с государственным участием – «Роснефть», «Газпром», российские государственные корпорации и институты развития. Но «перезагрузка» российской экономической политики на развивающихся рынках вслед за уже анонсированными громкими проектами от госкомпаний неизменно приведет к выходу на передний план новой формации собственно частных инвесторов, работа которых в прежних условиях просто не обращала на себя широкого общественного внимания.
Одно из таких открытий последнего времени – инвестиционно-промышленная группа Vi Holding, которая в консорциуме с госкорпорацией «Ростех» и ВЭБ представит интересы России в совместном с Республикой Зимбабве проекте по разработке крупнейшего месторождения металлов платиновой группы «Дарвендейл». Соответствующее соглашение было подписано в сентябре 2014 года в присутствии министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и главы Минпромторга Дениса Мантурова. Показательно, что Vi Holding, про который в России мало кто вообще слышал, – вовсе не новичок в большом бизнесе. Эта международная компания с российским капиталом и менеджментом работает более 20 лет, к настоящему времени имеет оборот в 3,5 млрд долл., владеет активами и участвует в совместных предприятиях и в Африке, и в Латинской Америке, и в Восточной Европе, и в том же Китае – то есть ровно в тех регионах, по которым у российского бизнеса, как считается, все эти годы был дефицит «позитивной истории». Сегодня, когда подходы в самой России кардинально меняются, именно такие инвесторы с их уже накопленным богатым опытом ответственного поведения будут востребованы.
Показательно, что сразу после прозвучавших на инвестиционном форуме «Россия – вперед!» заявлений Владимира Путина Vi Holding счел нужным вновь напомнить о себе, сообщив СМИ подробности о своем китайском бизнесе. Как выясняется, компания еще с 2006 года осуществляет инвестиции в проект по созданию в Китае (провинция Хэнань) высокотехнологичного комплекса предприятий по глубокой переработке алюминия в формате вертикально интегрированных производств – начиная от добычи угля, генерации электроэнергии и вплоть до глубокой переработки получаемого первичного алюминия в высокотехнологичные изделия (литографические плиты, плиты для автомобильной промышленности, высокоточные заготовки и др.). На принадлежащих группе алюминиевых заводах в 2008 году впервые в мировой практике были применены сверхкрупные электролизеры нового поколения с силой тока 400 кА, обеспечивающие самое низкое потребление электроэнергии и глинозема. Созданные в КНР мощности позволяют производить в год около 800 тыс. т продукции глубокой переработки. А в первом полугодии 2015 года будут введены дополнительные мощности по производству холодного проката в объеме 450 тыс. т, включая 80 тыс. т ленты. Предприятия размещены на единых площадках размером 160 га и 87 га, образуя два современных промышленных парка с благоустроенной территорией и объектами инфраструктуры в городах Гуньи и Ленчжоу. Промышленный парк в Гуньи получил от местных властей статус образцового проекта, а модель вертикальной интеграции угледобычи, угольной генерации, производства алюминия и его глубокой переработки поддержана как самая передовая. По объему накопленных капитальных вложений (3,3 млрд долл.) китайский проект Vi Holding является одним из крупнейших с участием российских частных инвестиций в китайскую экономику.
Компания в итоге не просто «отчиталась об успехах» в удобный политический момент, но и совершенно явственно «подставила плечо» руководству страны, предоставив в его распоряжение весомые аргументы для защиты от многочисленных заочных критиков и скептиков, сомневающихся в том, что взаимоотношения российского и китайского бизнеса могут иметь действительно стратегический характер. Рискнем предположить, что в ближайшее время о своих «внешнеэкономических успехах» отчитаются и многие другие российские коммерсанты, до последнего времени предпочитавшие находиться в тени.