Герои фильма «Офицеры» отлиты в бронзе, но из молодежи их мало кто узнает... Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
В стране стартовал проект «Кинопризыв», реализуемый при поддержке Министерства обороны РФ. В рамках проекта существует три направления, главным из которых традиционно остается киноконкурс на военную тематику, охватывающий четыре различные номинации. Проходящие под эгидой «Кинопризыва» мероприятия призваны не только привлечь внимание к образу российского или советского военного, но и помочь молодым талантам из мира кино заявить о себе.
Два других направления – это народная премия в сфере военного кинематографа «Кинопризыв» и одноименный киноклуб. Однако, как подчеркивают организаторы мероприятий, Второй Всероссийский открытый конкурс сценариев и киноработ на тему «Вооруженные силы РФ» остается флагманом проекта.
Конкурс стартовал 1 апреля. Прием работ осуществляется на официальном сайте проекта – www. kinopriziv.ru до 30 сентября. С 1 сентября по 31 октября этого года будет проводиться открытое электронное голосование на одноименном сайте конкурса – зрители выберут пять полуфиналистов в каждой из номинаций. Причем, во-первых, голосовать смогут все посетители сайта, во-вторых, число работ, за которые можно отдать голос, – неограниченно.
После этого – до 15 ноября – будут определены финалисты, и тогда уже к голосованию подключатся члены экспертного жюри. На вторую половину ноября запланирована и церемония награждения. Номинации те же, что и в прошлом году: лучший сценарий, игровой, документальный и анимационный фильмы. Призовой фонд – 1,6 млн руб.
По словам председателя экспертного совета конкурса, режиссера Егора Кончаловского, «любые мероприятия, связанные с кинематографом, – важны, особенно если они связаны с военными силами. Это объясняется происходящими в мире событиями. И я не только про Украину». «Все, что связано с армией, – продолжает знаменитый режиссер, – это не просто интересно. Это еще и важно, и очень сложно. Последняя моя картина о войне, я знаю, как трудно это снимать, сделать достоверным. Мне кажется, очень трудно сделать так, чтобы люди, которые участвовали в военных действиях, – поверили в происходящее на экране».
Другим позитивным моментом Кончаловский назвал то, что подобные проекты помогают молодым авторам заявить о себе. Есть много хороших фильмов, которые вряд ли когда-нибудь выйдут на большой экран, «нужно не просто помогать снять кино, но и помочь потом его продвинуть».
По словам Алексея Пиманова, президента холдинга ОАО «Творческое объединение «Красная звезда» и режиссера, к августу-сентябрю со стороны компании в производство могут быть запущены несколько работ, основой для которых послужат кадры с «Кинопризыва». «Вы знаете, если касаться вопроса ожиданий, то, скажем, на Тульской набережной открыли памятник, – сказал Алексей Пиманов. – Было много вариантов, но выполнили его на основании фрагмента из фильма «Офицеры». Я очень хочу и надеюсь, что этот конкурс поможет создать хоть один такой фильм. Здесь самое главное, чтобы в центре был человек».
«Когда в начале перестройки на студии Горького объявили народный конкурс на лучший сценарий, я сказал, что это как конкурс на лучшую модель самолета – вряд ли он полетит, – вспоминает еще один член экспертного жюри, сценарист и режиссер Юрий Коротков. – Однако, видимо, с развитием Интернета произошел резкий скачок грамотности населения – в том числе и кинограмотности. В прошлом году были интересные работы, хотя их авторы нигде не учились кино. Было из чего выбирать».
...поэтому молодым будут прививать любовь к советскому
военному кино. Кадр из фильма «Офицеры». 1971 |
Режиссер неигрового кино Борис Дворкин рассказал о другом направлении «Кинопризыва» – киноклубе: «Это возможность показать свое кино, которая сейчас порой равна нулю. Попасть в эфир сложно. То, что «Кинопризыв» организовал цикл киновечеров, – это замечательно. Участвовать в них и получать обратную связь, спорить и что-то объяснять – пусть этого нельзя делать, но иногда приходится, – это здорово. Еще одно достоинство – как показывает практика, мало кто умеет смотреть кино». По мнению режиссера, на киноклуб может лечь ответственность в привитии подобных навыков.
Киноклуб представляет из себя открытую площадку, где творческие люди могут самореализоваться, найти собеседников – общаться с неравнодушными к сфере кино людьми и самим взаимодействовать с миром кино. Каждую неделю участники киноклуба ходят на семинары, слушают лекции – всего их, по словам организаторов, запланировано около 30; также они могут пообщаться и научиться новому на мастер-классах, на которые приглашаются всемирно известные режиссеры, продюсеры и киноведы. Причем у участников клуба есть возможность не просто посетить предпоказы ожидаемых ими фильмов, но и пообщаться с их создателями.
Киновед и телерадиоведущий Давид Шнейдеров рассказал о третьем направлении – народной премии в сфере военного кинематографа в России. Это масштабная всероссийская акция, при помощи которой российские зрители выберут лучший военный фильм столетия. Выдвигать любимые военные фильмы на соискание премии будут они сами – жюри не участвует.
«Военные, – говорит Шнейдеров, – не пользовались в последнее время популярностью, не было блокбастеров. Пока не прогремел «Сталинград» Федора Бондарчука. Люди проголосовали рублем и головами. Поэтому оргкомитет «Кинопризыва» решил учредить премию – «Лучший народный фильм». У нас до сих пор идут споры о возможном разделении на советское и российское кино. Надеемся, эта премия заставит молодежь пересмотреть такие фильмы, как «Два бойца» и «Отец солдата».
В прошлом году победителем в номинации «Лучший игровой фильм» стала лента «День победы» Игоря Гринякина. За лучшую документальную картину наградили Славу Касаткину, а премия «Лучший киносценарий» досталась Наталье и Валерию Букриным с их работой «Рокот космодрома». Причем номинация «Лучший анимационный фильм» не смогла набрать нужного числа конкурсных работ – и ее отменили. Денежный приз передали питерской детской анимационной студии «Да!», где занимаются около 100 детей, лечащихся в больницах, подопечных Петербургского детского хосписа.
«Кинопризыв», – говорится в материалах программы, – это беспрецедентный творческий проект, направленный на развитие кинематографа и поддержку творческих начинаний молодых авторов». Год назад проект существовал только как конкурс – тогда жюри получило сотни киноработ и сценариев. Подобное количество, по словам организаторов, свидетельствует о популярност этого жанра в России, где внимание зрителей приковано к героическим подвигам, воинской славе и армейскому долгу.
В конкурсе принимают участие совершеннолетние граждане РФ. Помимо них поучаствовать могут и творческие организации, и коллективы; на каждую из номинаций можно отправить не более одной оригинальной работы, чье содержание, во-первых, не должно противоречить законодательству Российской Федерации, а во-вторых, обязано соответствовать тематике конкурса. При этом жанр участники вольны выбирать сами – никаких ограничений по этому параметру организаторы не ставят.
По словам актера Романа Курцына, интерес к военному жанру обусловлен тем, что на войне все настоящее: «Почему люди снимают кино про войну? Потому что там все понятно. В обычной жизни все размыто, а в экстремальной ситуации ты понимаешь, где враг и друг».