0
12415
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.12.2013 00:01:00

Российская Конституция – это машина времени

Тэги: сергей шахрай, конституция


сергей шахрай, конституция Если наше общество и вся жизнь построены на свободе и личности человека и в Конституции это записано, то как можно менять ее основополагающие разделы? Фото Розы Цветковой

Сегодня президент страны Владимир Путин выступает с ежегодным Посланием Федеральному собранию РФ. Сквозной темой в его речи, как ожидается, станет российская Конституция, на кардинальной реформе которой настаивают сегодня некоторые правоведы. Нуждается ли Основной закон в переписывании и уточнениях, довлеет ли над ним примат международного права, как обеспечить на практике законодательно гарантированные гражданские права и свободы – об этих и многих других конституционных нормах и нюансах накануне юбилея Конституции ответственный редактор «НГ-политики» Роза ЦВЕТКОВА беседовала с одним из авторов Основного закона страны, доктором юридических наук, профессором, проректором МГУ Сергеем ШАХРАЕМ.

Сергей Михайлович, 20 лет для Конституции – это много или мало? И, оглядываясь назад, в 1993 год, были ли вы с еще одним создателем ныне действующей Конституции РФ Сергеем Сергеевичем Алексеевым уверены в том, что она переживет такой срок?

– Для Конституции 20 лет – возраст зрелости. Это в два раза больше, чем средний возраст Конституции в мире за последние 100 лет, но это в 10 раз меньше, чем возраст Конституции США. Поэтому можно говорить о том, что наша Конституция достигла своей политической и правовой зрелости и готова работать дальше.

Мы делали проект Конституции «на вырост» и надолго, хотя от нас не зависело, сколько она проживет. Потому что задачи надо было решать нетривиальные: с помощью Конституции из хаоса, революции и безвластия создать новое общество и новое государство. Вот сама эта задача предполагала, что срок жизни у Конституции может быть самый разный. И мы с Сергеем Сергеевичем  вообще не обсуждали тему того, что, мол, хорошо бы, чтобы она прожила 5 лет или, скажем, больше американской. Я студентам сейчас рассказываю, что Россия – первая в космосе и в Конституции. Потому что получился документ, на основании которого возникло целое течение мирового конституционализма, новый тип Конституции. Конституция – это механизм перехода общества из одного состояния в другое, инструмент транзита.

Российская Конституция, если хотите, – это машина времени. Ее очень пристально изучают американские ученые. Они не собираются переписывать свою 200-летнюю, но из-за нашего текста увидели в американской Конституции те же самые начала. Они в ней записали американскую мечту, и, наверное, поэтому она живет столько лет. Потому что мечта остается мечтой и для следующих поколений. Мы в своей Конституции записали образ желаемого будущего для нашей страны, нашу мечту о нем. Прошедшие 20 лет любого, даже ненавидящего Конституцию, убеждают в одном – она работает. Именно здесь важно отметить, что трагедия всех предыдущих конституций состояла в юридической шизофрении или, иначе сказать, в раздвоении.

Противоречие заключалось в самих конституционных нормах?

– На бумаге было записано, что власть принадлежит Советам, а в жизни власть всегда находилась, укреплялась и работала с КПСС. Предыдущие лидеры и ученые понимали эту двусмысленность и периодически пытались шизофрению убрать.

Но как? В проекте Никиты Сергеевича Хрущева целый раздел был посвящен взаимоотношениям общества и партии. И там была интересная фраза, которую, может быть, и не простили ему друзья по Политбюро: там было сказано, что КПСС действует в соответствии с Конституцией. Это проект 64-го года, для того времени это было практически революционно!

Его последователи по партии решили проблему шизофрении по-другому – появилась статья 6 о том, что общество живет в соответствии с КПСС. И в начале 90-х годов, что меня потрясло, митинги у нас в России были не менее масштабные, чем на сегодняшнем киевском майдане. Площади пестрели лозунгами «Вся власть Советам». Казалось бы, был не 1905 год, а почти 90 лет спустя, почему такие накалы? Потому что пришедшие на митинги призывали и требовали от власти привести жизнь в соответствие с Конституцией. То есть эти призывы отдать власть Советам были лозунгом против КПСС, против 6-й статьи. И действующая Конституция – первая в нашей истории, которая устранила эту шизофрению и прописала саму власть и ее авторитет там, где они сейчас и находятся.

По сути, Конституция, вами написанная, создавалась в условиях форс-мажора, налицо был раскол элит, в воздухе, как говорится, пахло грозой. И, кажется, была война конституционных проектов. Как, учитывая ярко выраженный лидерский характер Бориса Николаевича, вам удалось убедить его стать «над схваткой» и выбрать вариант, который даже ущемлял его права как президента?

– Я бы сделал уточнение. Речь не шла о войне проектов, а о естественном противостоянии, политической конкуренции. За одним исключением. Уже I cъезд народных депутатов РСФСР создал Конституционную комиссию. Ее возглавил председатель Верховного совета Борис Николаевич Ельцин, я вошел в комиссию как председатель комиссии ВС по законодательству, и мы вместе с лучшими экспертами работали как одна команда. Среди экспертов я назову Зорькина, он тогда еще не был председателем КС, Тихомирова, Кудрявцева. Все лучшие юристы того времени были привлечены в Конституционную комиссию – ведь шла работа  над проектом Конституции для новой России. Почему я говорю о конкуренции, потому что тогда общество взорвалось как вулкан в виде разных движений, партий и их представления о будущем. Ученые, которые хотели бы, чтобы их услышали, политики, депутаты – все писали свои проекты.

В апреле 1992 года появился мой авторский проект, известный как «вариант ноль», появились варианты Собчака и Алексеева, они между собой не воевали и, встречаясь, морду друг другу не били. Но в вашем вопросе есть содержательный смысл – в критическую фазу вошел конфликт президента и съезда народных депутатов. Причем конфликт такого тупикового состояния, когда и президента, и депутатов выбирали одни и те же избиратели, с разницей в полтора года. И в этот момент конфликта власти у каждой из ее ветвей оказался свой проект. С этого момента можно говорить о войне проектов уже не как о конкуренции, а как о политических инструментах. Это был период, когда почти полностью неправовое государство устроило революцию в виде поправок в Конституцию. Я не знаю ни одной страны ни в Европе, ни в Америке, которая умудрилась бы это сделать: за год с небольшим 400 (!) поправок в Конституцию, которые вооружили противоборствующие стороны инструментами борьбы на любой случай. Доставай, как козыри из рукава, каждую из этих 400 поправок и обосновывай свои действия…

Поправки в Конституцию, которая тогда действовала?

– Да, 1978 года. И здесь уже действительно была война проектов. В этот момент съезд попытался отстранить президента от должности, это не прошло и как-то отрезвляюще подействовало на конфликтующие стороны. Решили обратиться к единственному судье – избирателю. 25 апреля 1993 года был проведен референдум о доверии президенту, его правительству, о доверии депутатам, курсу реформ, вошедший в историю по слогану «да, да, нет, да». Итоги: 58% россиян поддержали президента, 68% – выразили недоверие депутатам. Я считаю, и тогда настаивал, что по итогам референдума надо было сразу же объявить досрочные выборы съезда, в июле их провести и не давать оппозиции полгода на вооружение, штурм мэрии и «Останкина».

Ведь был же результат ошеломляющий, словно бревном по голове депутатам, – вот вы все свергаете, опровергаете, а две трети избирателей вам не доверяют. Если бы мы в том же апреле на это пошли и объявили о досрочных выборах, не было бы никакой гражданской войны впоследствии. Надо отдать должное президенту Ельцину, когда он собрал Конституционное совещание. Оно работало с перерывом – с июня 1993 года до конца октября. В рамках этого совещания была поставлена задача по возможности соединить проект Конституционной комиссии и проект президента. В этом заключалось некое родовое противоречие, а потому Руслан Имранович (Хасбулатов. – «НГ»), опытный аппаратчик, объявил Конституционную комиссию постоянно действующим органом, отдал ей половину этажа правительственного здания, транспорт и бюджет, и если бы не случившийся политический кризис, то у нас до сих пор бы было (смеется) федеральное министерство по проекту Конституции.

Противоречие было как раз в системе управления государством. Если ельцинский проект строился на принципиальном разделении властей и их балансе, то Руслан Имранович под разными словами полностью восстановил республику Советов, то есть вертикаль, где наверху съезд, а вниз, по лесенке, пошли облсоветы, исполкомы, а все остальное – это вторично. Получалось, что именно Советы формируют правительство, местную власть, они же формируют, снимают и назначают судей, председателя Центрального банка и т.д.

Есть очень важный момент. В рамках Конституционного совещания удалось в какой-то мере тексты – президентского проекта и предложенные Конституционной комиссией – действительно интегрировать, этого никто сейчас отрицать не может. Но никто не писал и не анализировал, что Конституционное совещание пыталось выполнить и другую, не текстовую, роль: оно пыталось ответить на вопрос, как принимать Конституцию?

Очевидно было, что съезд ни президентского, ни компромиссного варианта Конституции не примет. И в этой ситуации Конституционное совещание было таким облаком в штанах, прообразом Учредительного собрания. Депутатам, политической элите демонстрировалось: коллеги, мы работаем над текстом, но имейте в виду, что в какой-то момент Конституционное совещание может быть преобразовано в Учредительное собрание, которое решит лишь один вопрос – утвердит новую Конституцию. Хорошо, что этого не произошло, потому что тогда до сих пор продолжались бы споры о легитимности Учредительного собрания и принятого им Основного закона. И победил все-таки единственно верный вариант – всенародное голосование 12 декабря 1993 года. Конституция принималась всенародным голосованием, а не Учредительным собранием. Это очень важный момент, но он как-то ушел из внимания историков, ученых, политологов – Конституционное совещание как прообраз Учредительного собрания.

Но ведь и сейчас есть сторонники того, что неплохо бы реанимировать эту идею Учредительного собрания.

– Не комментирую. Есть Конституция.

Одни из наиболее активных наших законодателей, как, например, Елена Мизулина, настаивают на закреплении в Конституции православных основ национальной и культурной самобытности России, другие мечтают убрать из нее запрет на установление какой-либо идеологии как государственной, так называемая поправка Федорова. Как быть с такими предложениями, ведь у нас по Конституции государство носит светский характер и в нем не может быть представлено одной-единственной идеологии?

– Очень хороший вопрос. На него есть, как всегда, ответ политический и юридический.

Ответ политический: 20 лет - это не так много, чтобы возвращаться к «измам» – коммунизмам, социализмам, капитализмам и т.д.

Но есть ответ и чисто юридический – в основу Конституции положена доктрина естественного происхождения прав человека. Вам, мне, всем россиянам права даны от рождения, а не от государства, не от президента, не от премьера и не от депутатов. Нам от рождения принадлежит право на жизнь, на свободу, на собственность. Именно поэтому исчез институт лишения гражданства. Раньше, если ты как артист, музыкант, писатель что-то говоришь самостоятельно, тебя могли лишить гражданства, это в лучшем случае. А иначе могли в психушку отправить или за антисоветскую пропаганду посадить. Сейчас уже 20 лет такого нет, это юридически невозможно.

Но если наше общество и вся жизнь построены на свободе и личности человека и в Конституции это так и прописано, то как можно отменить статью 13-ю и ввести государственную идеологию?! Как можно отменить преамбулу и ввести одну из религий в качестве основной?! Нам предлагают из-под палки, в силу поправки Конституции, от имени государства некий шаблон поведения. Это антиконституционно. Поправками этого не сделать, это делается полным обнулением конституционного строя и его заменой.

Улавливаете? Если права даны от рождения, то не может быть ни государственной идеологии, ни одной религии. Мне кажется, такими поправками и предложениями, имеющими одно общее – они все касаются первого раздела Конституции, в котором говорится об основах конституционного строя России, – всеми этими предложениями камуфлируется лишь одно партийное «задание» – пересмотреть статью 15 Конституции РФ. В которой записано, что нормы международного права являются составной частью нашей правовой системы и обладают приоритетом, верховенством перед нашими законами.

Самый свежий пример в этом смысле – ситуация с гринписовским судном Arctic Sunrise. Вердикт Морского международного трибунала предписывает нам отдать судно, а наши законники настаивают на верховенстве российских правовых норм в данном случае. 

– Многих, и меня в том числе, действительно не устраивают некоторые решения Европейского суда по правам человека, которые носят ярко выраженный антироссийский характер. И тогда нам говорят, что это нарушает суверенитет России, и надо бы восстановить этот самый суверенитет и исключить внешнее управление страной. Вот эта постановка вопроса объясняет многие предложения, о которых говорилось выше, но они демонстрируют какую-то вопиющую юридическую неграмотность, правовое невежество. Потому что нормы международного права становятся в нашей стране действующими только через механизмы ратификации. Это специальная процедура, и ратификация в нашей стране осуществляется в форме федерального закона: каждый международный договор принимается, оформляется федеральным законом – а значит Госдумой, Советом Федерации, дальше подпись президента. Как-то об этом не думают, но это имеет принципиальное значение. Потому что федеральный закон не может противоречить Конституции и конституционным законам. То есть у нас в статье 15-й записана четкая иерархия: Конституция, конституционный закон, международный договор, ратифицированный федеральным законом, и остальные законы. Международное обязательство выше других законов и другого текущего законодательства, но оно не может противоречить Конституции и конституционным законам. А значит, в самом тексте Конституции юридически железобетонно гарантирован приоритет Конституции, ее верховенство и верховенство конституционных законов. Просто надо, чтобы этим руководствовался Конституционный суд РФ, чтобы этим руководствовались правоприменители и чтобы депутаты сдали зачет на знание Конституции РФ.

Кстати, о зачетах. От самых разных представителей верховной власти слышатся пожелания к нашим депутатам, в частности, об элементарном знании Основного закона страны. Как ликвидировать такой вот пробел в их, можно сказать, конституционном образовании?

– Есть два варианта. Выход один: мы принимаем поправку или меняем избирательное законодательство с тем, чтобы условием получения депутатского мандата являлась сдача экзамена на знание Конституции. Это предложение логично, но не своевременно. Оно приведет к двум последствиям: во-первых, скажут, что это дополнительный ценз, который создаст политические фильтры отсеивания неугодных, комиссия из выгодных Кремлю профессоров задробит любого на незнании Конституции.

Другой выход или предложение в том, чтобы, как только ты стал депутатом и от имени избирателей принимаешь законы, контролируешь правительство, бюджет, – вот здесь в обязательном порядке надо устраивать повышение квалификации для народных избранников. Трехмесячные, шестимесячные курсы повышения квалификации – курсы «Конституционный выстрел», давайте их так назовем, по аналогии с легендарными кремлевскими курсами «Выстрел». Причем эти занятия надо выстраивать не в виде какого-то начетничества изучения текста, это бесполезно, их надо построить в виде деловой игры, ситуационного центра, анализа и выезда в Санкт-Петербург в Конституционный суд. Потому что именно здесь, в Конституционном суде, варится живое конституционное право.

- К сожалению, не только депутаты страдают незнанием основ Конституции, но и в общей массе все мы, граждане России. Это показывают и данные социологических опросов: должного уважения к Конституции и к соблюдению ее норм в России сегодня мало. К тому же это давно уже и не красный день календаря, и все чаще слышатся призывы к конституционной реформе. Мол, тогда разом решатся многие проблемы.

– И часто они выглядят примерно так: муж ушел к соседке, преступность на улице, погода плохая, ночь длинная, а не поменять ли нам Конституцию?

Связи плохой жизни и изменения Конституции вроде нет, но рецептов по реформам много. Салтыков-Щедрин, когда в «Истории одного города» описывал градоначальника, который занялся написанием нормативных документов, инструкций на все случаи жизни, пишет, что, конечно, такой градоначальник не мог не добраться до Конституции. И как только он до нее добрался, так за чаепитием купчихе он и говорит: «Послушайте, Конституция – это не так страшно». Типа – можно ее и переписать. Не надо этого делать!

А вот что делать с ситуацией, диагноз которой вы дали, – здесь несколько моментов. Первое, учить Конституцию. Самое неправильное – записать в Конституцию норму, что все обязаны ее знать, тогда уж точно снесут и Конституцию, и тех, кто это записал. Я попробовал решить этот вопрос с помощью такой полудетективной, полупопулярной книги «Неизвестная Конституция». Потому что когда люди узнают, что о Конституции можно снимать детективы и сериалы и что благодаря ей есть уйма правовых возможностей, историй, конфликтов интересных, это создает устойчивый к  интерес к Основному закону страны.

Второе: почему о тех случаях, когда люди выигрывают в Конституционном суде дела, а это около 300 дел в год, когда выносится положительное решение, касающееся жилищных, налоговых, законодательных, наследственных и многих других дел граждан, – почему об этом никто не пишет, не знает и не говорит?

И наконец, третье, хотя, может, это самое главное. Мы – такое общество, что пока палкой не ударишь, мы не образумимся. Надо пугать: вы что, хотите опять 1993 год? Хотите 400 поправок, и тогда снова откроется ящик Пандоры и начнется очередная революция?

Люди чуть что вспоминают: не-не-не, ну пусть лучше так, как есть, лишь бы не было войны. Нужно постепенно вернуть Конституцию в сознание людей – вместо аморфного обществознания преподавать основы Конституции и права, Конституции и государства в школе. Выпускать студентов так, чтобы один из госэкзаменов был на знание Конституции, конституционного строя, потому что и физики, и химики, и лирики, а не только юристы, должны знать, как страна функционирует, они тогда более грамотно относятся к очень многим жизненным коллизиям и проблемам.

Я знаю, что вы являетесь создателем виртуального музея конституционной истории России. Как долго создавался этот проект и что он собой представляет?

– Спасибо, что напомнили. Собственно, идея этого проекта и возникла из-за того, что Конституцию как документ люди не читают. Только одной пятой части наших граждан она знакома, а молодежь и вовсе ничего не читает, в том числе Конституцию. Виртуальный музей – музей в Интернете в режиме online. В нем можно часами ходить по залам, их три, а на создание этого музея ушло более полутора лет. Первый зал – это вся конституционная история до революции 1917 года. Второй зал – период советских конституций. Третий зал – про действующую Конституцию, которой сегодня 20 лет, о том, как она реализована. И каждый зал построен по принципу: вот ты вошел в него, у тебя есть варианты – пойти в библиотеку или в кинозал, задать автору Конституции вопрос. Посмотреть фото, видео, полистать кондиции Анны Иоанновны, уставные грамоты, проекты Сперанского 1809 года. А если ты вошел в этот интернет-музей с друзьями, то есть возможность чатиться, создавать сообщества, топы и даже самолично писать – там будет тестовая возможность – свой собственный проект Конституции.

Аналогов этому в мире нет, мы впервые такой виртуальный музей создали – когда в реальности его нет, а в Интернете он есть.

Ну и, наверное, последний вопрос. Вы говорили о том, что конструировали Конституцию таким образом, чтобы она прогнозировала образ будущего. Какой вы ее, Конституцию, видите еще через 20–30 лет? И что должно в ней все-таки остаться незыблемым?

– Для меня абсолютно очевидно: должен остаться незыблемым ее первый раздел: основы конституционного строя и преамбула. Потому что это конституционные заповеди, принципы, которые представляют ту самую государственную идею, за которую так хлопочут депутаты. Государство федеративное и правовое, с разделением властей, светское, социальное, многопартийное. Вот ну что еще нужно, если говорить о ценностях политической системы государства? Второй раздел, где конкретизированы и реализованы права и свободы человека, гражданина, данные ему от рождения. Что касается разделов с органами власти и взаимодействием – мне кажется, трудно кому-то будет придумать и изменить наши процедуры, решения конфликтов во взаимодействии треугольника «парламент–правительство–президент». Объемом полномочий можно маневрировать, но модель решения этих конфликтов изменить трудно. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1366
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3251
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2342
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1874

Другие новости