Фото пресс-службы партии "Единая Россия"
Осенью 2013 года «Единая Россия» получила большинство мандатов на региональных выборах. Теперь правящей партии предстоит не только тяжелая работа по утверждению бюджетов. Политологи считают, что единороссам на правах «старшего товарища» придется взять на себя роль модератора межпартийного диалога в регионах. Тем самым «Единая Россия» не только будет содействовать развитию политической культуры на местах, но и подготовит почву для своего успеха уже на следующих выборах. Однако, как полагают эксперты, самая серьезная конкуренция между партиями все же развернется за новые кадры.Тренд в развитии российской политсистемы – на открытость, прозрачность и конкурентность – задала минувшая кампания по выборам в региональные законодательные собрания. Намерение власти двигаться по заданному вектору определено, местом сосредоточения новых процессов будут региональные органы законодательной власти.
«Главный «затык» при любой реформе возникает как раз на уровне регионов, – отмечает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. – В регионах элиты крайне консервативны. Они с трудом меняют взгляды и слабо восприимчивы к новым трендам».
Консервативную региональную элиту, считает эксперт, уже пора «встряхнуть». Роль модератора в этом процессе придется взять на себя «Единой России» – в силу ее авторитета и статуса. «Единая Россия» должна не ломать хребет региональным элитам, а подталкивать их в правильном направлении, – полагает Мухин. – Ведь именно эта партия стала победителем во всех 16 регионах, где этой осенью избирались законодательные собрания».
В силу доминирования в законодательных собраниях – с учетом одномандатников до 75% – «Единая Россия» могла бы проводить любой законопроект, не советуясь и не учитывая мнение других партий. Но, как считает генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин, «сегодня партии необходимо наладить наиболее тесный формат взаимодействия с другими политическими силами», в том числе – вновь созданными молодыми партиями.
Хорошую возможность предоставляет, по мнению экспертов, работа над региональными бюджетами. Единый день голосования в сентябре позволяет всем партиям включиться в этот процесс. «Бюджетные процессы очень показательны. Они и выявляют, насколько оппозиционные партии действительно оппозиционны, а не преследуют интересы каких-то лоббистских групп и насколько они готовы поступиться политическими декларациями ради заботы о социальном благе населения», – объясняет Алексей Мухин.
И хотя «некоторые партии будут всегда против, новые формы коалиционной деятельности нужно искать и находить», согласен с ним завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков.
Лакмусом конструктивной активности региональной парламентской оппозиции и новых партий должна стать их готовность к эффективному диалогу. По мнению заместителя исполнительного директора фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Александра Пожалова, «для усиления коалиционной практики с непарламентскими силами в рамках законодательной работы» «Единая Россия» могла бы внедрить на уровне региональных законодательных собраний (заксов) опыт Госдумы. К примеру, создать «площадки по образу федеральной «Открытой трибуны» для постоянного эффективного взаимодействия с партиями, не представленными в законодательных собраниях, или советы непарламентских партий».
По словам профессора Высшей школы экономики Олега Матвейчева, «диалоговые форматы работы» не только над бюджетом, но и над любым законом было бы логичным распространить и на Интернет. «Нужно рассказывать о том, что делают (заксы), в том числе – рассказывать в Сети. Это оптимальный вариант», – считает эксперт.
В виде коалиционного бонуса единороссы могут пополнить свои ряды новыми здравомыслящими политиками – яркими региональными лидерами, считает Леонид Поляков. Учитывая дальнейшее развитие политической системы с акцентом именно на персоналии, это будет умным ходом со стороны партии власти, отмечает он.
По мнению Александра Пожалова, в условиях возрастающей конкуренции это будет и достаточно дальновидно. «Конкуренция малых и средних партий в регионах в ближайшие год-полтора будет строиться прежде всего на ярких политиках, ярких кандидатах. В том разнообразии партийных брендов, которое имеется сейчас (в стране зарегистрировано 74 политические партии и действует 80 оргкомитетов по регистрации. – «НГ».), людям будет сложно разбираться, – рассуждает эксперт. – Избиратель скорее будет голосовать либо за известный бренд, либо за яркого политика, а не пытаться понять, чем «Альянс зеленых» отличается от Партии зеленых или чем две Партии пенсионеров отличаются друг от друга».
В новых условиях избиратель перестроится, прогнозирует Леонид Поляков. «Требования людей будут сформулированы более жестко и адресованы в большей степени конкретным персонажам, нежели партиям. В то же время партии будут по-прежнему нести ответственность за каждого кандидата», – говорит он.
Основная партийная конкуренция наравне с борьбой за избирателя развернется за ярких, медийных представителей – «партии будут стремиться предоставить им свои партийные ресурсы и возможности». На этой волне малые и средние партии будут формировать тенденцию к усилению в регионах. И хотя «наскоком» изменить политическую ситуацию они все же не смогут, «влияние на работу и парламентов, и в целом первой четверки окажут», полагает Олег Матвейчев.
Кадровый отбор, считают эксперты, станет главной спецификой политического сезона-2014. Основная нагрузка и ответственность здесь опять-таки лягут на «Единую Россию» как партию большинства. У партии есть «достаточно серьезный кадровый резерв, и работу с ним нужно активизировать, это ресурс для будущих побед», считает Леонид Поляков. На выборах в 2013 году партия уже обновила свои фракции более чем наполовину. «Успех или неуспех этой партии в 2014 году будет зависеть от того, насколько единороссы будут готовы и дальше обновлять свои ряды», – согласен с коллегой Александр Пожалов.
Кроме дискуссий между парламентскими и непарламентскими партиями в регионах процессу отбора кадров, по мнению экспертов, будет способствовать действующее только в ЕР внутрипартийное предварительное голосование. «Все остальные партии будут выдвигать своих кандидатов по традиционной схеме, «Единая Россия» на праймериз способна привлечь тех самых эффективных региональных политиков, за которыми будут охотиться остальные политические игроки», – отмечает Александр Пожалов.
Каналом внутрипартийной мобильности станет также усиление первичных партийных организаций и привлечение кадров из первичного звена на региональный. Этот процесс эксперты оценивают как «отвечающий задачам повышения конкурентоспособности партии в новых политических условиях». Подчеркивается также, что «весьма перспективным направлением» для единороссов может стать поиск единомышленников, сторонников в среде беспартийных, но активных региональных лидеров общественного мнения.
Наравне с этим, отмечают эксперты, «Единая Россия» сможет противопоставить усилению оппонентов свои традиционные преимущества: эффективную работу с населением и нацеленность на решение конкретных проблем избирателей, социально ориентированные партпроекты, как правило, конструктивные отношения с губернаторами и т.д. Если все эти факторы сыграют «в одну корзину», считают политологи, то «Единая Россия» сможет провести региональную кампанию-2014 «по всем параметрам большой кампании 2016 года».