«Газпром» на минувшей неделе представил проект «Владивосток – СПГ» потенциальным покупателям сжиженного природного газа (СПГ) и партнерам из Японии. Ученых и экологов, которые против выбора территории для будущего производства, на мероприятие не пустили.
Показ прошел в конференц-центре Дальневосточного федерального университета на острове Русском. Как сообщил сайт компании, ключевые преимущества проекта в надежной ресурсной базе, высоком качестве сырья, использовании надежной и проверенной технологии сжижения, благоприятных природно-климатических условиях и максимальной близости к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Доставка газа на производство будет идти по построенному газопроводу Сахалин–Хабаровск–Владивосток, а в перспективе и по газопроводу «Сила Сибири». Запасы сырья в действующем Сахалинском и создаваемых Якутском и Иркутском центрах газодобычи превышают 4,6 трлн. куб. м. При этом компания продолжает в этих регионах геолого-разведочные работы.
«Владивосток – СПГ» – привлекательный объект и для потенциальных потребителей, и для инвесторов. Потребители получат новый стабильный источник высококачественных энергоресурсов в непосредственной близости от их приемных терминалов. А для инвесторов появляется возможность сделать вложения в проект, имеющий выходы на перспективные рынки АТР», – считает зампредседателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов.
Компания рассматривает возможность привлечения стратегического партнера, которому может быть предоставлено до 49% в проекте. Начало поставок продукции с первой линии завода ожидается в 2018 году, со второй – в 2020 году. Мощность каждой линии составит 5 млн. тонн в год. Представители «Газпрома» утверждают, что в феврале 2013 года проект перешел в инвестиционную стадию, в марте утверждены план строительства завода СПГ и план работ по подготовке ресурсной базы для проекта. В сентябре компания специального назначения «Газпром – СПГ Владивосток» была зарегистрирована в Хасанском районе Приморья. Компания подчеркивает, что гарантирует соблюдение требований экологических стандартов и стандартов безопасности на всех стадиях: при строительстве завода и его эксплуатации.
На презентацию не удалось попасть приморским ученым и экологам, которые заявляют, что проект презентуется вопреки мнению граждан и экспертного сообщества и с нарушением законов и правил о процедурах оценки экологических воздействий. В Департаменте энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности Приморского края объяснили это тем, что они не могут вмешиваться в дела частной компании и «проводить» на мероприятия желающих.
«Получается, что краевая администрация не в силах повлиять на то, что происходит на ее территории, – заключает главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, член общественного совета по экологической безопасности при губернаторе Приморья Борис Преображенский. – А газовщики лукавят, говоря о проведении общественных слушаний и обсуждении проекта, не проводились и инженерно-экологические изыскания по строительству завода». По словам собеседника «НГ», «Газпром» лишь недавно заказал Тихоокеанскому институту географии ДВО РАН оценку территории под проект. «Институт ведет полевые исследования, а заключение будет готово лишь к середине декабря, – сказал ученый. – Уже основываясь на наших выводах, будут работать две экспертизы – государственная и общественная. Они и вправе выносить заключение о возможности или невозможности строительства на предлагаемой территории. И только тогда «Газпром» должен начать работу над проектом».
Преображенский отмечает, что процедура работы над подобными документами компанией поставлена с ног на голову: работа еще не началась, а проект завода СПГ готов и его даже предлагают инвесторам и покупателям.
Ученые и экологи не против производства, они не согласны лишь с выбранной площадкой в Хасанском районе Приморья, где 85% территории – особо охраняемые земли. Опасное производство предлагается разместить на мысе Ломоносова в районе бухты Перевозная. Он находится на границе биосферного заповедника «Кедровая падь» и национального парка «Земля леопарда». Строительство здесь завода СПГ приведет к разрушению лесных и морских экосистем и гибели рекреационно-туристической отрасли района.
«Работы будут вестись на месте живописной лагуны Цапличьей, расположенной на пути сезонных миграций перелетных птиц и защищенной Рамсарской конвенцией. Лагуну предполагается засыпать землей, срытой с мыса Ломоносова, – рассказал ученый-эколог. – Здесь идеальные условия для развития марикультуры, прибрежного рыбоводства и рыболовства».
Портовые сооружения в этом районе побережья возводить опасно: в безледовый период в бухте Перевозной дуют мощные ветра, этот район моря цунамиопасен. Надежных якорных стоянок в бухте нет, подходы с моря для большегрузных судов рискованны, потому что изобилуют мелями. Образующиеся многослойные льды формируют у мыса Ломоносова торосы высотой до 5–6 м и стамухи, выпахивающие дно на глубину до 10 м.
В качестве альтернативы учеными предлагается менее затратный и безопасный вариант размещения завода – на полуострове Дунай. Здесь благоприятная роза ветров, незамерзающая морская акватория, где можно построить защищенный глубоководный причал, рядом проходят автомобильная и железнодорожная ветки, линия электропередачи. Будущий завод дал бы толчок для развития ближайших умирающих деревень.
Проведенные ранее лабораторией морских ландшафтов Тихоокеанского института географии ДВО РАН исследования и настойчивость ученого мира ДВО РАН уже привели к тому, что конечную точку нефтепровода ВСТО от мыса Ломоносова перенесли в бухту Козьмино.
Владивосток