0
8679
Газета Идеи и люди Интернет-версия

06.09.2013 00:01:00

Вестернизация как спасительная возможность

Леонид Васильев

Об авторе: Леонид Сергеевич Васильев – доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ–ВШЭ, заведующий лабораторией исторических исследований НИУ–ВШЭ.

Тэги: история, россия


история, россия Извечное: голос сверху и народ внимающий. Борис Кустодиев. Освобождение крестьян. Чтение манифеста. 1907

Разговоров о пути той или иной страны в будущее ведется в наши дни много; еще больше их, если речь о России. Страна явно застряла на перепутье. До ожесточения спорят, как и куда двигаться дальше. Обычно считается, что нам не хватает национальной идеи и патриотизма. Убежден, что дело не в этом. Начну издалека.
Путь вперед
Путь от авторитарного самодержавия традиционного Востока (мировая деревня) к антично-буржуазному западному разделению властей (мировой город) – это движение человечества по дороге, ведущей к цели. Одни так или иначе достигают ее или могут достичь. Другие могут оказаться в тупике, из которого есть путь только назад с последующим новым выбором варианта. Третьи, ослабев по пути, замедляют ход и просто практически почти останавливаются. Могут быть и некоторые другие варианты, но сказанного достаточно, чтобы метафора была понятной.
Смысл ее в том, что цель едина для всех: это развитое и процветающее общество западного типа – мировой город, с присущими ему генеральными принципами, с обусловленными ими социополитическими нормами, традициями и стереотипами, особенно в сфере права. (Обратите внимание, главное в этом, а не в производительных силах, производственных отношениях и не в столь любимой марксизмом классовой борьбе.) Хотя можно ведь, оставаясь мировой деревней, просто торговать с этим городом своими ресурсами, коль скоро они по дороге нашлись либо Аллах их послал, и они оказываются нужны.
Но что движет теми, кто идет вперед разными путями и различными темпами? Только ли неясная и неумолимая судьба? Или есть что-то другое, что играет роль вселенского рока?
Совершенно понятно, что все в нашей жизни неодинаково, что, если взять за основу, скажем, идею о том, что всем движет разум, то окажется, что разум у каждого свой. Если взять религиозно-цивилизационный комплекс, обычно лежащий в фундаменте нормативной традиции данной общности или некоей суммы одинаковых в этом смысле общностей, то здесь тоже все не равноценно.
Христиане делятся на православных, католиков и протестантов, и все они очень по-разному идут вперед. Мусульмане, которые при наличии различий между суннитами и шиитами равно тяготеют к прошлому, к временам пророка, практически предпочитают никуда вперед не идти. Сторонники конфуцианства на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, которые при всех различиях между ними при влиянии, скажем, со стороны буддизма готовы идти вперед и активно перенимают достижения Запада, – нечто очень специфичное. И так далее. Но и это еще не все. Нет сомнения, что вклад в темпы движения и в его результаты вносят и другие факторы, от геоклиматических до общинно-матричных. Вот с учетом всего этого и перейдем к отечественной проблематике, к нашему пути.
Общинная матрица
Восточные славяне, расселившиеся на обширной лесной территории Восточно-Европейской равнины в VI–VIII веках, являли собой весьма отсталую общность земледельцев, которых суровая природа никогда не баловала. И это сказывалось на их отсталости и консервации. Викинги-варяги из германцев Скандинавии были немного более развитыми с точки зрения уровня цивилизации, но торговые интересы (из варяг в греки) побуждали их создавать форпосты вдоль длинного пути по Днепру, а также использовать труд славян (отчасти и финно-угров), живших в лесах вдоль этого пути. Контакты эти привели к сближению тех и других, в ходе которого более развитые и сильные в военном отношении полуразбойные варяги-русы стали конунгами-князьями славян, воспринявших их этноним.
Торговля с византийскими греками определила характер сообщества, в рамках которого городские центры из форпостов стали местом обитания варяжских дружин с женщинами и челядью из славянок, что ославянило варягов, но не сблизило их с общинно-деревенским населением славянских миров. Очень существенное различие в образе жизни между военно-торговым городом и затерянной в лесах общинной деревней вело к расколу в возникавшем протогосударстве. Раскол усиливался в ходе княжеских междоусобиц, а также конфликтов типа тех, что случились у Игоря и Ольги с древлянами. Конфликты вели к формированию общинно-деревенской матрицы у русских миров, страдавших от насилия, в том числе со стороны кочевников, и не получавших должной защиты от слабой власти. Матрица эта вела к оформлению нормативной традиции, генеральной идеологемой которой стало стремление получше защититься от любых воздействий извне и выстроить естественную оборонительную линию в форме неприятия всех других-чужих (недоверие–недоброжелательство–ненависть).
Христианизация проторусских произошла с восприятием ими византийского православия, ненависть которого к западным латинянам накануне раскола (крещение Руси в 988 году, раскол в 1054-м) достигла апогея, что добавило мощи этой идеологеме, а нашествие татар, превратившее основную часть страны (Ордынская Русь) в ханский улус, еще немало прибавило к этому. В стремлении быть подальше от зла и чужих проторусские уходили на север, опять-таки в леса, чему очень способствовала подсечно-огневая система земледелия, требовавшая частой смены пашни. В процессе этого постоянного пере- и расселения, ведшего к рассредоточению общин и утраты семейных связей, миры крепились лишь за счет нормативной традиции матрицы с ее консервативной архаикой и призывом к строгой изоляции от чужих и любых новаций.
Освобождение от Орды привело Русь с конца XV века к централизации, способной сплотить рыхлые протогосударственные образования времен Киевской, Владимирской и Ордынской Руси в крепкое государство. Крепость его могла обеспечить только авторитарно-самодержавная власть восточнодеспотического типа с всемогуществом правителя, о чем заботились Иван III и – с особой лютостью – его внук Иван IV Грозный. Оба с радостью обратились бы за содействием к ориентализованной Византии, но та успела рухнуть под ударами турок в середине XV века. Это не оставило выбора: они вынуждены были переориентироваться на неправославный Запад с развитым там уже огнестрельным оружием, без коего не смогли бы успешно воевать с татарами и прочими соседями. Вынужденно сделав такой выбор, отечественное самодержавие навеки связало себя с безбуржуазной выборочной вестернизацией, становившейся тогда новацией всего неевропейского мира.
Стабильность и статика
Совершенно очевидно, что уже после Смуты (рубеж XVI и XVII веков), с первых Романовых, российский город изменился за счет заново возникшего дворянства, ставшего надежной социополитической основой самодержавия. Это был слой профессиональных, хорошо вооруженных воинов – либо из числа прежних бояр и дружинников, ославянившихся варягов, либо из зарубежных западных наемников и/или крещеных татар (общинники из миров для этого не годились). Естественно, что остававшийся в основе, хоть и не полностью, православным город был открыт для вестернизации, что стало ощутимым в годы Смуты и особенно после нее. А когда к власти пришел Петр Великий, почти все переменилось. Иностранцы и влияние Запада стали фундаментом, на котором создавалась огромная и сильная в военном и промышленном (с казенным производством) отношении страна. А поскольку Петр отлично понимал, что ни промышленность, ни армия и военное дело не станут развиваться, если страна останется жить по Домострою, он палками заставлял молодых дворян-недорослей учиться. Естественно, западным наукам и по западным учебникам и методикам, у западных учителей и западным же предметам (ничего другого в этом плане на Руси не было).
К этому времени уже редко кто из стран и народов вне предбуржуазно-буржуазной Европы оставался не затронутым всепланетной колонизацией-вестернизацией. Из всех них исключением была Россия, сама колонизатор, не колония. Оттого и вестернизация ее оставалась безбуржуазной. Ни чужих, ни своих буржуа в стране не было до реформ 1860-х. Но зато процесс, начало которому положил Петр и который в меру сил продолжали его преемники, а более других в XVIII веке Екатерина Великая, позволил вырастить поколение образованных и культурных европеизированных дворян, лучшие представители которых в XIX веке прославили отечественную культуру, поставив ее в ряд наиболее ценимых в мире. Это было результатом движения российского метисного города по пути вперед. А вот общинные деревни коренных русских, более половины которых стали крепостными, кормили эту элиту, давая ей возможность успешно воевать во имя империи и развивать великую русскую культуру.
Добавлю, что генеральная идеологема деревни с ее общинной матрицей спокойно воспринимала и, более того, высоко ценила образ жизни замкнутой деревни, стремившейся оставаться отгороженной от внешнего мира. Крепостное состояние соответствовало пафосу идеологемы и привычкам общинников. А контакт их с помещиком не создавал особых проблем; напротив, он был весомым гарантом сохранения стабильности и соответственно страстно желаемого состояния изоляции, которое сводилось к привычно стабильной статике. Волнения же, которые так любила выпячивать и громко прославлять советская историография, – это были процессы, характерные для маргиналов (Болотников, Разин, Пугачев, казаки, староверы и т.п.), да и то не часто.
Русские коренные и интеллигенция
Середина лучшего для России XIX века была связана с появлением слоя разночинной интеллигенции, этих лучших, грамотных и образованных выходцев из низов. Они вместе с дворянской культурой стали представлять элиту российской городской мысли и гуманного отношения к прозябавшему, по их мнению, отсталому и невежественному коренному русскому мужику, особенно крепостному. При этом, что трагично, в саму общину они не шли, община их туда и не пускала, да и русские дворяне-помещики мало ее знали, доверяя управление ею своим представителям-бурмистрам. Создавалась стойкая ситуация разделенности двух слоев: архаичной общинной деревни и быстро развивавшегося, особенно в элитной его части, культурного города. Это вам не старый Китай, где самый последний мужик с благоговением относился к бумаге, исписанной непонятными иероглифами. И не мир ислама, привыкший высоко почитать ученого улема, знатока Корана, чьи проповеди все аккуратно посещали по пятницам. У нас несходство и раскол вели к недоверию и накапливавшейся ненависти, хотя и до поры до времени не порождали насилия.
Петр Столыпин понимал, что будущее России и сохранение общины – две вещи несовместные. И был одинок.	Фото 1902 года
Петр Столыпин понимал, что
будущее России и сохранение
общины – две вещи несовместные.
И был одинок.    
Фото 1902 года
Великолепно проявилось это после реформ 1860-х, жестко покончивших с крепостничеством и открывших дорогу российскому предкапитализму. Эти новации имели колоссальное значение для России, приблизив ее к передовому Западу и к конституционной монархии (Октябрьский манифест 1905 года). Но еще задолго до этого совестливые российские интеллигенты энергично и бескорыстно пошли в народ – и не нашли с ним общего языка, что и следовало ожидать. Неудача народников имела колоссальные последствия.
Молодые экстремисты из их числа, бесы по Достоевскому, за несколько десятилетий превратились в террористов, считая нужным мстить власти за недостаточно хорошо для мужика проведенную реформу. Будучи пламенными идейными врагами власти и не жалея себя, эти немногие были готовы идти на эшафот ради того, чтобы убить царя, – и убили реформатора Александра II. А либеральная интеллигенция сочувствовала им.
Пламенные и катастрофа
Мы подходим к кульминации. Извилистый и окольный путь вперед, который проходил рядом со столбовой дорогой, но никак не мог вывести на нее, способствовал ослаблению империи и в годы Первой мировой войны привел к катастрофе. Либералы понимали, к чему приводит бесовщина, и открестились от нее, но это им не помогло. Создав партию нового типа, пламенные экстремисты в разгар внутриполитического кризиса воспользовались тем, что либеральная интеллигенция была слабой, и начали в 1917 году теснить ее. Она, вынужденная брать на себя социополитические функции слабых наших буржуа, которые едва успевали справиться с экономическими функциями, не смогла оказать сопротивления бесам. Но не стоит думать, что виновна в поражении демократии лишь она, слабая и рефлексирующая. А как насчет неразвитой отечественной общины, крепостной и черносошной (сходства у них неизмеримо больше, нежели различий), которую пытался сломать во имя будущего России Петр Столыпин и которая ценила старину, неизменность, равенство, стабильность и инерцию, желала побольше земли и ненавидела новации?
Она ведь не была нейтральной; доверившись большевикам с обманными их лозунгами (земля крестьянам; отнять и поделить; грабь награбленное) и поверив, что ей отдадут землю, она стала надежной их опорой и помогла, на горе себе, их успеху. А все остальное было для пламенных делом техники. Остается лишь оценить, что такое катастрофа. После уничтожения и разорения пламенными отечественного интеллигентско-дворянского и чиновничье-офицерского, вообще грамотно-образованного культурного города ситуация сложилась таким образом, что большевики ликвидировали передовую часть России и заполонили город выходцами из разоренной ими деревни. Возникла страна, где была установлена имперско-самодержавная тоталитарная власть, опирающаяся на отставшее в развитии невежество при ликвидированной буржуазной и вообще всякой частной собственности, при предельном уровне насилия и репрессий с океаном крови многих миллионов.
После бесов – бессилие
Катастрофа – это поворот обратно, назад от передовой Европы. Но без лишнего удаления от столбового пути. Почему? Да потому, что для мировой революции, которую после неудач большевиков новый вождь умело заменил стремлением к мировому господству, передовой Запад оставался для Руси-России не менее нужен, причем с той же целью, что и при Иванах III и IV и при Петре. А как иначе было бы СССР, уничтожив буржуа и интеллигентный город с его культурой, стать индустриально сильным и вооружиться до зубов? Где и у кого учиться, приобретать новые военные предприятия, благо великий мировой кризис позволял купить их втридешево? Вождь, хорошо сознавая, чего хочет и как может этого добиться, стремился не уходить слишком далеко в сторону от столбового пути Запада. Напротив, идти близко и питаться его продуктами. Ну и платить за продукты и товары передового буржуазного производства всем, что можно было по-большевистски изъять у измордованного крестьянства, возвращенного в примитивную общину в ее наиболее зверском совхозно-колхозном виде.
Это была та же катастрофа, ибо именно она во многом погубила страну в послесоветские десятилетия, оказалась главной причиной бессилия России и ее не приспособленного к свободе и самодеятельности населения после всего того, что было связано с катастрофой. Ведь отечественная община с ее матрицей не ушла в прошлое – не с чего было. Она переместилась в города, но сохранила нормативную традицию, отчасти целиком, иногда частично. И это отлично видно и сегодня. Нет благородной либеральной интеллигенции как ведущего социополитического слоя, хотя немало ее представителей работают и многое делают на благо России. Но страна по-прежнему, как и веками в прошлом, расколота на части, а потомки деревенской общины составляют большинство населения.
И большинство доминирует. Больше того, страдает от обилия инородных вкраплений, с которыми (не только с мигрантами) не в состоянии соперничать, конкурировать. Почему получилось так?
Обнадеживающее слово
Столыпин век назад старался сломать общину и тем самым превратить отечественного общинного крестьянина в фермера. Задача очень трудная, но важно было начать. И 1913 год был в этом смысле обещающим. Но судьба судила иначе. Сыграли свою роль неудачная война, насилие пламенных из партии нового типа, слабость либеральной интеллигенции и всего высококультурного российского города, отсталость и невежество основной массы населения с инертно-невосприимчивой к новациям его матрицей. Советская власть могла просуществовать лишь в условиях жесткой мобилизации и крайней степени напряжения, что истощило страну. Кроме того, не стоит забывать, что период предкапитализма в ней тянулся всего полвека, да и все его творцы были уничтожены либо изгнаны, так что генофонд страны в лучшей его части был уничтожен.
Нэп не помог, ибо в краткий его период предкапитализм в слабой и примитивной его части едва дышал. А потом – 60–70 лет советской власти без частной собственности, это два-три поколения. Не сравнить со странами Восточной Европы, товарищами по несчастью, где после крушения коммунистической власти все шло намного легче, ибо их фундамент был другим. Наш же был и оставался архаично-примитивным, каким сохраняла его охранительная и ненавидевшая новации матрица с ее идеологемой недоверия–недоброжелательства–ненависти к другим-чужим. В этой ситуации важно сказать некое обнадеживающее слово. На мой взгляд, оно сводится к следующему.
Будущее России, если у нее вообще еще есть будущее, – только в умных реформах сверху. Смысл их в насаждении тех идейно-институциональных либерально-демократических норм и стандартов, которые одни только и смогли бы изменить грядущие поколения нашего населения (русских и россиян) и вывести страну на столбовую дорогу к будущему.
Изменения, о которых речь, – в продолжении вестернизации отечественного общества, медленном, осознанном и настойчивом, но не с всесильными продажными органами насилия и репрессий, не с вороватой буржуазией и коррумпированной администрацией, а в условиях строгого разделения полномочных и независимых властей, независимого беспристрастного суда и многопартийной парламентской демократии.
Конечно, для России с ее архаичной общинно-деревенской традицией и соответствующей матрицей все это может показаться неосуществимым, но другого пути нет. Или страна пойдет этим путем, или у нее нет будущего. Грозит России и вымирание коренных и не вполне коренных русских. Перед подобной угрозой оказались не только мы, весь европейский Запад сегодня примерно в том же положении. Но у него в отличие от нас многовековая традиция либеральной демократии. И есть шанс, что она если и не осилит мощь мусульманской миграции, то приостановит ее натиск. Сила ислама – в традиции, восходящей ко временам Пророка и приглашающей всех вернуться на полторы тысячи лет назад. На Западе еще не все это осознают. А зря.
Если Россия такого не хочет – а ведь это и есть очень вероятное будущее, – она должна обратиться лицом к подлинной, а не извращенной всесилием власти и коррупцией предкапиталистическо-капиталистической системе хозяйства. Так поступили в свое время Западная Европа, плодотворно воспринявшая наследие греко-римской античности с ее свободами, демократическими процедурами и римским частным правом, затем США, еще позже Япония с Китаем и весь очень успешный регион Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии с его конфуцианским цивилизационным наследием. Без этого, без полноценной вестернизации, – процветания еще никто не достигал. И хотя у нас нет конфуцианской традиции, а наша много ближе к мусульманской, это вовсе не значит, что шансов у нас нет. Они минимальны, но все же существуют. И грех упустить их.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1116
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1378
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1252
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1230

Другие новости